Бобруйск хотели переименовать в Сталинск?

3518
Александр КАЗАК. Фото из открытых источников интернета
Вождь народов не бывал в нашем городе, но хорошо знал о нем

Сталин на плакатах и картинах советских художников 30-х годов. Источник фото: tipolog.livejournal.comСталин на плакатах и картинах советских художников 30-х годов. Источник фото: tipolog.livejournal.com

В конце февраля неравнодушное человечество отметило 60-летие исторического ХХ съезда КПСС, не менее историческим докладом на котором Никита Хрущев развенчал культ личности своего предшественника Иосифа Сталина. Вспомнились в связи с этим некоторые факты, имевшие отношение и к нашему городу.

В годы гражданской войны

В феврале 1919 года поляки вторглись на территорию Белоруссии и заняли обширные районы, включая Минск. Ослабленная гражданской войной Советская Россия не могла противостоять этому наступлению. Доктор исторических наук Эмануил Иоффе в одной из своих публикаций пишет, что 5 июля 1919 года Сталин по решению ЦК партии был направлен на Западный фронт в качестве члена Реввоенсовета и особоуполномоченного Совета обороны. 13 июля он прибыл в Минск, где провел совещание с членами правительства Литовско-Белорусской ССР. Он утвердился во мнении, что в целях укрепления Красной Армии следует правительство и Совет обороны Литовско-Белорусской ССР распустить, направив их членов в органы фронта. Свои предложения он телеграфировал в ЦК РКП(б) и Ленину. Сталин пробыл в Минске 4-5 дней и вызвал на фронт Орджоникидзе, который 24 июля был назначен членом РВС 16-й армии. Через 11 дней после отъезда Сталина и через 4 дня после приезда Серго Орджоникидзе польские войска начали наступление из района Радошковичей на Минск и к вечеру 8 августа овладели городом. А чуть позже части польской армии захватили Слуцк, Игумен, Ново-Борисов и Бобруйск. С 28 августа 1919 года по 10 июля 1920 года город находился под польской оккупацией.

Из письма В. И. Ленину о положении на Западном фронте

«… Противник бьет по двум основным линиям в сторону Березины: по линии на Борисов и по линии на Слуцк – Бобруйск. Бьет удачно, ибо он уже продвинулся верст на тридцать к Борисову, а на юге, взяв Слуцк, овладел ключом Бобруйска – великолепным шоссе, единственным в районе. В случае взятия Борисова и вероятного отката в связи с этим 17-й, совершенно истрепанной дивизии 16-й армии, 15-я армия будет подведена под удар, Полоцк и Двинск окажутся под непосредственной угрозой. В случае же взятия Бобруйска и удара на Речицу (противник преследует эту цель непосредственно) – вся Припятская группа 16-й армии, то есть 8-я дивизия, терпит крушение автоматически, причем Гомель ставится под непосредственный удар, фланг 12-й армии оголяется. Короче, если мы дадим противнику расколотить нашу 16-ю армию, а он ее уже расколачивает, то мы подведем тем самым 15-ю и 12-ю армии, и чинить придется уже не одну 16-ю армию, но весь фронт, причем гораздо более дорогой ценой. Ваш И. Сталин. Смоленск, 11 августа 1919 г.».

Телеграмма командующему 16-й армией 18 августа 1919 года из Смоленска

«Сообщая копию телеграммы губвоенкома Баландовича, прошу упорядочить этот вопрос Вашим распоряжением, упразднив все лишние должности и установив единую власть коменданта узла обороны, с подчинением его начдиву 8-й. Комендантом Бобруйского узла назначен тов.Матузенко, комендантом Бобруйского укрепленного района распоряжением 8-й дивизии назначен комендант крепости тов. Каганкин, чем нарушается приказ реввоенсовета фронта. Просим срочных разъяснений и установления определенных взаимоотношений между начальником гарнизона, комендантом узла, комендантом крепости и комендантом города. Начальник гарнизона Бобруйска в настоящее время – комбриг врид военкома Муклевич, губвоенком – Баландович. Об исполнении донести. Комаап В.Гиттис.
Член реввоенсовета Сталин, Берзин».

Из разговора Сталина и Орджоникидзе по телеграфу в августе 1919 года

«… – У аппарата Сталин. Мне говорят, что Вы собираетесь в Полоцк. Я думаю, было бы лучше отправиться в район Бобруйск-Гомель. Этот район теперь наиболее угрожаем. Во-первых, следует позаботиться о своевременном взрыве бобруйского моста и эвакуации последнего (? – А.К.). Во-вторых, в Гомеле скапливается масса эшелонов, отходящих с юга. Причем, по нашим данным, Конотоп и Бахмач оставлены или оставляются нами. Необходим в этом районе человек с сильной рукой, могущий навести порядок в Гомеле. Разгрузите его, одновременно организовав оборону от Березины до Мозыря и дальше к юго-востоку. Что касается Полоцка, то туда, может быть, можно было бы направить Лонгву, в качестве комдива-17… Не забудь выяснить вопрос о бобруйском мосте. Не мешало бы, кроме того, направить из Могилева на левый берег Березины против Бобруйска кое-какие части, для воспрепятствования неожиданной переправы противника через Березину в районе Бобруйска. – Хорошо, все что можно, сделаем. Орджоникидзе».

Телеграмма командующему 16-й армией 30 августа 1919 года из Смоленска

«По сведениям, полученным из штарма-16, противник приступил к наводке понтонного моста под Бобруйском у Березинского форштадта, каковой наводке мешает наша артиллерия. Наводке моста надо не только мешать, а самым решительным образом совершенно не допускать возможности этой работы. Приказываю Вам принять срочно все меры полной ликвидации попытки противника устроить понтонную переправу, использовав в полной мере артиллерию и побудив местное командование не только усилить до максимума наблюдение, но и организовать работу артиллерии. Ликвидацию попытки противника организовать переправу у Бобруйска считаю неотложной задачей Бобруйской группы под личной ответственностью начдива-8. Комаап В.Гиттис.
Член реввоенсовета Сталин».

В декабре 1919 года Верховный совет Антанты за подписью Клемансо опубликовал Декларацию о восточной границе Польши. На рассвете 25 апреля 1920 года польские войска вторглись на Украину на широком фронте от Припяти до Днестра. Юго-Западный фронт под давлением превосходящих сил противника был вынужден отступать. Контрнаступление советских войск началось 14 мая.  Успех Юго-Западного фронта заставил поляков отводить войска, противостоящие южному крылу Западного фронта. Это позволило Западному фронту начать преследование отступающего противника. Польское командование было вынуждено перебросить часть войск на южный фланг, чтобы прикрыть бреши в обороне. Это создало благоприятные условия для перехода Западного фронта в стратегическое наступление, которое началось 4 июля. На этот раз войска Тухачевского нанесли удар с правого фланга. Поляки, понеся тяжелые потери, стали поспешно отступать. 10 июля они оставили Бобруйск. 

В годину Великой Отечественной и после

С первых дней войны наш город находился в поле зрения Сталина. Уже 29 июня 1941 года, получив информацию от партийных органов Белоруссии об оставлении нашими войсками 28 июня Минска и Бобруйска, он не нашел подтверждения этих чрезвычайно важных фактов в сводке Генштаба, подписанной Г. К. Жуковым. Немедленно была организована поездка группы членов Политбюро ЦК ВКП(б) в Наркомат обороны. Анализ и оценка деятельности Генштаба в первые дни войны И. В. Сталиным были суровыми и стали отправной точкой поворота в деятельности всех органов стратегического и оперативного управления войсками. К этому времени руководство страны уже определилось с характером войны как для агрессора – нацистской Германии, так и для отстаивающего свою независимость Советского Союза. Эти положения были изложены в директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» от 29 июня 1941 года.
Еще больше Бобруйск привлек внимание Сталина, когда встал вопрос о проведении Белорусской наступательной операции «Багратион» и в ее составе – Бобруйской наступательной. Она должна была создать южную «клешню» огромного окружения, задуманного советской Ставкой. Эту операцию целиком проводил наиболее мощный из фронтов – 1-й Белорусский под командованием К. К. Рокоссовского. Противостояла наступлению Красной Армии 9-я армия вермахта. Наступать приходилось по очень сложной болотистой местности. Удар нанесли 24 июня: с юго-востока на северо-запад, постепенно поворачивая к северу, двигалась 65-я армия Батова (усиленная 1-м Донским танковым корпусом), с востока на запад наступала 3-я армия Горбатова с 9-м танковым корпусом. Для быстрого прорыва на Слуцком направлении использовали 28-ю армию Лучинского и 4-й гвардейский кавалерийский корпус Плиева. Армии Батова и Лучинского быстро прорвали оборону ошеломленного противника. А вот 3-й армии Горбатова пришлось буквально вгрызаться в порядки немцев. Командир 9-й армии Ханс Йордан бросил против нее свой основной резерв – 20-ю танковую дивизию. 27 июня основные силы 9-й полевой армии попали в «котел». В окруженном Бобруйске царила паника, 27-го же начался его штурм. К утру 29 июня Бобруйск был полностью освобожден.

Из приказа Верховного Главнокомандующего 29 июня 1944 года № 125

«Генералу армии Рокоссовскому. Войска 1-го Белорусского фронта, сломив сопротивление окруженной бобруйской группы немецких войск, сегодня, 29 июня штурмом овладели городом и крупной железнодорожной станцией Бобруйск – важным узлом коммуникаций и мощным опорным пунктом обороны немцев, прикрывающим направления на Минск и Барановичи.
В боях за овладение городом Бобруйск отличились войска: генерал-лейтенанта Горбатова, генерал-лейтенанта Романенко, генерал-лейтенанта Батова, генерал-майора Урбановича, генерал-майора Алексеева, генерал-майора Теремова, генерал-майора Григорьевского, генерал-майора Мохина, генерал-майора Жабрева, генерал-майора Макарова, полковника Погребняка, полковника Массонова, подполковника Лукина, полковника Вдовина, генерал-майора Горишнего, полковника Волкова; артиллеристы генерал-полковника артиллерии Казакова, генерал-майора артиллерии Бескина, генерал-майора артиллерии Шамшина, подполковника Гончарука, полковника Акимушкина, полковника Олейника, инженер-полковника Меркулова, подполковника Орлова, подполковника Острейко, полковника Царева, майора Пальгова; танкисты генерал-майора танковых войск Бахарова, генерал-майора танковых войск Панова, генерал-майора танковых войск Филиппова, полковника Кузнецова, подполковника Баранюка, подполковника Трушкина, полковника Шульгина, полковника Кожанова, подполковника Соколова, полковника Рыжанова, подполковника Балыкова, подполковника Васильева, подполковника Тидемана; летчики генерал-полковника авиации Руденко, генерал-лейтенанта авиации Осипенко, генерал-майора авиации Каравацкого, генерал-майора авиации Крупского, генерал-майора авиации Комарова, генерал-майора авиации Байдукова, полковника Борисенко, полковника Чирвы; моряки капитана 1 ранга Григорьева, капитана 2 ранга Лялько, капитана 3 ранга Пескова; саперы полковника Габера, полковника Прусса и связисты подполковника Жукова.
В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за освобождение города Бобруйск, представить к присвоению наименования «Бобруйских» и к награждению орденами. Сегодня, 29 июня, в 23 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Белорусского фронта, овладевшим городом Бобруйск, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий. За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение Бобруйска. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Смерть немецким захватчикам!
Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин».

Завершая ратную тему, следует вспомнить, как Сталин еще раз лично поучаствовал в судьбе Бобруйска.

Из приказа об организации новых военных округов и об изменении границ существующих военных округов.

«№ 0139, 9 июля 1945 г.
Приказываю:
Преобразовать: …2. Белорусско-Литовский военный округ – в два военных округа: а) Минский военный округ, в составе: Минской, Полоцкой, Молодечненской, Витебской и Могилевской областей… б) Барановичский военный округ, в составе: Барановичской, Брестской, Гродненской, Пинской, Бобруйской, Полесской и Гомельской областей.
На формирование управления округа обратить полевое управление 3-го Белорусского фронта. Назначить: командующим войсками Барановичского военного округа – Маршала Советского Союза Тимошенко С. К. Членом военного совета округа – генерал-лейтенанта Макарова В. Е., освободив его от должности члена военного совета 3-го Белорусского фронта. Начальником штаба округа – генерал-полковника Покровского А. П., освободив его от должности начальника штаба 3-го Белорусского фронта. Управление округа – гор. Бобруйск… Штаты военных округов разработать начальнику Генерального штаба и преподать военным округам.
Народный комиссар обороны СССР Генералиссимус Советского Союза И. Сталин».

 

В мирные дни

Оказывается, еще в конце 1930-х высокими инстанциями рассматривался вопрос о переименовании Москвы в... Сталинодар! Однако проект был закрыт, причем, самим его «виновником». А вот Новокузнецк – южная столица Кузбасса – носил официальное название Сталинск с 1932 по 1961 год. Как и еще 13 городов СССР имели в своих именах упоминание дорогого сердцам многих псевдонима.


Идя навстречу 70-летию Сталина, ЦК КП(б)Б в 1949 году тоже направил ходатайство секретарю ЦК ВКП(б) Георгию Маленкову о переименовании подобающим образом нашего города на Березине.

Вряд ли знали об этом простые бобруйчане, так как никакого плебисцита не проводилось, но энтузиазмом соревнования за достойную встречу юбилея вождя они были охвачены не меньше, чем трудящиеся в любом уголке Советского Союза.
Представление об этом дают страницы областной газеты «Совецкая Радзіма», выходившей тогда в областном центре Бобруйске. Примерно за месяц до знаменательной даты начали появляться заметки, подобные этой: «Изучают биографию И.В. Сталина. По инициативе парторганизации Бобруйского автотехникума здесь созданы кружки по изучению биографии Иосифа Виссарионовича Сталина. Интересные беседы о жизни и деятельности Иосифа Виссарионовича Сталина проводят среди студентов преподаватели-коммунисты т.т. Асеева, Кронштейн, Киселев, Хомченко, Бондарчук, Якубенко и другие».
Сухую газетную информацию нередко разбавляли пламенным поэтическим слогом: «Мы цвёрда стаялі ў суровым баю за сонца законаў над далямі, і ледзь адгрымеў перамогі салют, на вахту працоўную сталі мы. І працай мы славім Радзіму сваю – тварца Канстытуцыі Сталіна…», – писал тогда молодой бобруйский журналист Алексей Горелик.
По мере приближения к юбилею газета все больше места отдавала обязательной для всех тематике – буквально полосила, выпуская целые полосы-страницы, и голосила – возвышая свой голос за руководителя огромного государства. В «Совецкай Радзіме» постоянными стали шапки и аншлаги «Ознаменуем 70-летие со дня рождения товарища И.В. Сталина новыми производственными победами в социалистическом строительстве!», «Достойно встретим славное 70-летие великого вождя», «Шире всенародное социалистическое соревнование в ознаменование 70-летия товарища И.В. Сталина» и им подобные.
Как было заведено, к юбилею трудовые коллективы готовили свои подарки, о которых рапортовали в главном областном издании.

«Коллектив Бобруйского лесокомбината настойчиво борется за выполнение взятых социалистических обязательств в честь 70-летия со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина.

В белодревном цехе своей высокопроизводительной работой выделяется комсомольско-молодежная бригада тов. Чигилейчика… С ней соревнуется бригада строгального станка тов. Федосеева… В счет 1951 года работает знатная станковая т. А. Устинович… В лесопильном цехе впереди соревнующихся в честь знаменательной даты идут бригады рамщиков т.т. Яворовича и Чайковского… Плодотворно работают фанерщики. Они ввели почасовой график и строго его выполняют. Тон в работе задает бригада знатного лущильщика Григория Корзуна…», – докладывали деревообработчики.


«Коллектив крупнейшей в области промышленной артели «Красный металлист» добился новой производственной победы.

На месяц раньше срока завершено выполнение годовой программы. 70-летие со дня рождения товарища Сталина члены артели встречают новыми производственными успехами – 200 членов артели встали на стахановскую вахту в честь знаменательной даты…», – сообщали металлообработчики.

Вторили им обувщики:

«Производственными успехами встречает 70-летие со дня рождения И.В. Сталина коллектив бобруйских мастерских индивидуального пошива… По почину Александра Чутких в мастерских ширится социалистическое соревнование за выпуск продукции только отличного качества. На стахановской вахте в честь знаменательной даты первенство держит бригада заготовщиков, которую возглавляет тов. Рускаленкер…».


И мясопереработчики: «Коллектив Бобруйского мясокомбината, выполнив годовой план ко Дню Сталинской Конституции,

сейчас с большим трудовым и политическим подъемом встал на стахановскую вахту в честь 70-летия со дня рождения вождя и учителя трудящихся всего мира товарища И.В. Сталина… В первых рядах социалистического соревнования находятся рабочие колбасного цеха… Реализуя взятые обязательства, стахановцы цеха – варщик тов. Позняк, сприцовщик тов. Ревтович, мастер тов. Скрипкин и другие систематически выполняют свои задания на 180-200 процентов».
А еще – печатники, которые выпускали «Савецкую Радзіму»: «Достойно встречает 70-летие со дня рождения любимого вождя Иосифа Виссарионовича Сталина коллектив Бобруйской областной типографии имени Непогодина. Печатники досрочно завершили выполнение годового производственного плана и до 21 декабря взяли обязательство выпустить продукции на сумму 146 тысяч рублей сверх плана».
Конечно, не могло не отметиться в предъюбилейные дни и единственное в городе на Березине предприятие, носившее имя Сталина. Областная газета посвятила машиностроительному заводу большой очерк, в котором рассказала об истории возникновения и трудовых буднях предприятия, с 1927 года носившего имя руководителя государства. Назвала она и передовиков производства – Лукомского, Кратикова, Рынейского, Семченко и многих других стахановцев, усилиями и примером которых готовились весомые трудовые подарки к юбилею. «Будут все обязательства выполнены в срок. Машиностроители же всегда твердо держат свое слово, свято выполняют свои обязательства. Они гордятся, что завод их носит имя величайшего человека, вождя и учителя всех трудящихся мира – имя Иосифа Виссарионовича Сталина», – заверяло издание.
В бобруйской областной газете охотно публиковали стихи ставших затем известными поэтов – Анатоля Астрейко, Анатоля Велюгина, Миколы Аврамчика и других. Не обошлось без них и в канун всенародного праздника. Вот что, к примеру, поместила «СР» под подписью Ивана Муравейки: «Наш мудры правадыр і палкаводзец, таварыш Сталін, сонца нашых дзён, у дзень свайго сямідзесяцігоддзя прымі ад нас падзяку і паклон…». А еще в подборке «Спасибо Сталину» газета опубликовала так называемые колхозные припевки. Вот некоторые из них: «Мы дзянёчкі працавалі, ночанькі не спалі мы, падарункі рыхтавалі свайму бацьку Сталіну», «Як над садам за ракою сонца ўсходзіць яснае, дзякуй Сталіну радному за жыццё калгаснае», «Мы ідзём дарогай новай, мы нясём сусвету мір, нас натхняе мудрым словам родны Сталін – правадыр».


Однако не суждено было Бобруйску сменить свое древнее имя.

В 1930-1960 годы на карте СССР было 13 городов, в названиях которых упоминалась фамилия Сталина. В частности, украинский Донецк назывался Сталино, а столица Таджикистана Душанбе – Сталинабадом. Все они были переименованы после ХХ съезда КПСС, на котором произошло разоблачение культа личности. А Бобруйск просто вовремя не сподобился «быть удостоенным чести». Может, и сам «отец народов» поспособствовал этому, как в случае с попыткой переименования Москвы? А что, и такая версия имеет право на существование. Тем более, что наш земляк писатель Лев Гунин на полном серьезе утверждает о склонности Сталина к тайнам нумерологии и, в частности, к гематрии. Четырнадцатый Сталинск просто не вписывался в ту систему. Ну и черт или бес с ним! Именно с бесом, по Льву Гунину, связано значение одного из ранних псевдонимов Сталина.