«Хотим жить, как «у них», а работать, как раньше». «Вечерка» обсудила за «круглым столом» экономику города

5355
Александр КАЗАК. Фото Дениса СУДНИКА.
«Так не бывает» – к такому выводу пришли участники обсуждения в редакции «Вечернего Бобруйска».

Поразмышлять вслух о состоянии и путях развития промышленности в городе «Вечерка» на исходе 1-го квартала пригласила людей авторитетных и известных на экономическом небосклоне Бобруйска, да и Беларуси в целом. На своеобразный Совет директоров собрались как командиры производства, чьи имена внушали уважение еще в конце прошлого века, так и довольно успешные руководители нынешнего непростого рыночно-кризисного времени.

Участие в дискуссии приняли:

  • начальник управления экономики Бобруйского горисполкома Ольга Жук,
  • исполнительный директор городской Ассоциации промышленников и предпринимателей Анатолий Лиходиевский,
  • директор ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» Михаил Кунц,
  • председатель городского клуба делового общения «Кіраўнік» Игорь Козловский,
  • руководитель ОАО «Беларусьрезинотехника» и «Белшина» в начале 2000-х годов Виктор Мороз,
  • член Наблюдательного совета ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» Виктор Герасимов,
  • директор частного предприятия «Барро» Василий Баранчук,
  • председатель Наблюдательного совета ОАО «Легпромразвитие» Александр Преснецов,
  • директор ОДО «Асан» Сергей Табулин.

Прошлое держит или мы держимся за прошлое?

Анатолий Лиходиевский.Анатолий Лиходиевский.

Анатолий Лиходиевский:

– Мы все в свое время производили продукцию, и голова у нас не болела о ее сбыте. Сегодня ситуация кардинально изменилась: все знают, как выпустить товар, а вот как реализовать его – не всегда. Сегодня абсолютно все изменилось – от отчетных показателей до подходов хозяйствования.

Игорь Козловский:

– Нам довелось работать в другой эпохе, при другом общественно-политическом строе, в совершенно иных социально-экономических условиях. Жили при плановой экономике, перешли в рыночную. После развала Советского Союза в полной мере ощутили на себе влияние мировых экономических кризисов. Пережили многое, и продолжать жить надо.

Анатолий Лиходиевский:

– В советские времена зарплата в промышленности составляла 6% от заработанного рубля. Поэтому при бесплатных образовании и медицине хватало на все. Сегодня не хватает.

Инвестиции, инновации, инициатива – двигатель прогресса

Ольга Жук и Виктор Герасимов.

Ольга Жук и Виктор Герасимов.

Игорь Козловский.Игорь Козловский.

Ольга Жук:

– Основой сегодняшнего хозяйствования, как вы знаете, являются три «и»: инвестиции, инновации, инициатива. Последние несколько лет мы делаем акцент на иностранные инвестиции, то есть на внешние заимствования. У нас в городе произошел, я бы сказала, значительный рывок в этом направлении. Десятки миллионов прямых иностранных инвестиций на чистой основе привлекаются в нашу экономику. И это важнейший показатель для оценки любого региона. В прошлом году, например, поступило 16 миллионов долларов на крупные «Хайнекен», машиностроительный завод и еще 40 предприятий в различных сферах, а не только в промышленности. Недавно прошли переговоры с турецкой стороной о строительстве мусороперерабатывающего предприятия, рассматриваются аналогичные предложения польских и чешских инвесторов по проекту, реализация которого потребует 30-35 миллионов долларов. Жилищное строительство в нашем городе тоже может стать привлекательным для инвестиций турок, азербайджанцев.

Удельный вес инновационной продукции, по итогам минувшего года, составил 9,7%, что выше областного показателя, но недостаточно для Бобруйска. Года 3-4 назад доля инновационной продукции достигала 12-13%. Сейчас увеличить ее объем может помочь только модернизация производства, что мы и наблюдаем на примере ОАО «Белшина», «Бобруйский кожевенный комбинат» и других. Задача стоит в ближайшее время довести этот показатель в промышленности города до 20%. В ОАО «ТАиМ» уже, например, удельный вес инновационной продукции составляет 40%. В целом, каждое 3-е бобруйское предприятие – инновационно активное. Конечно, этого не было бы без сильных профессиональных кадров, конструкторов, в частности, которым принадлежит инициатива в разработке инновационной продукции.

Василий Баранчук:

– Думаю, не инновации – самое главное. Главное, чтобы продукция продавалась – пусть она будет и 40-летней давности. Нам деньги нужны…

Михаил Кунц:

– Продукция 40-летней давности как раз-то и не продастся, и не купится… Боятся еще люди вкладывать в инвестиции и инновации, не все надежно здесь у нас.

Погода в доме

Василий Баранчук.Василий Баранчук.

Василий Баранчук:

– Многое в нашей деятельности обусловлено созданным инвестиционным, налоговым климатом. Если по возможностям регистрации предприятий мы – первые, по условиям их функционирования – где-то в серединке, то по налоговой ситуации пока – едва ли не последние. Был я в Казахстане еще до падения цены на нефть, так они живут за счет ее добычи, причем качают нефть в основном иностранные компании.

Виктор Герасимов:

– Ну, у них там вся таблица Менделеева, как и в России.

Василий Баранчук:

– Я насчет привлекательности налоговой нагрузки.

Александр Преснецов:

– У нас, по сравнению с Россией, себестоимость только швейной продукции на 6% выше из-за нашей налоговой нагрузки. Если мы хотим иметь инвестиции, она не должна быть такой. Я, если бы не был бобруйчанин, не работал бы здесь – ведь 6% теряем только по причине несбалансированных налогов.

Сергей Табулин:

– Мы же все прекрасно понимаем, какую сложную ситуацию переживаем из-за нулевой ставки налога на добавленную стоимость по стране назначения. Приезжает к вам, предположим, заказчик из России, и вы договариваетесь о поставках своей продукции, скажем, на 24 миллиона долларов. В первый месяц отгружаете на 2 миллиона, но 400 тысяч из-за НДС не получаете. Во второй месяц уже 800 тысяч не досчитываетесь и так далее. В конечном итоге, за год у вас в НДС окажется 5 миллионов долларов, которые вы получите, в лучшем случае, через год. А оборотные средства нужны сегодня, и вы вынуждены идти в банк за кредитом. А там проценты такие, что ваша прибыль улетучивается на глазах. То есть как только получаешь заказ на хорошую сумму поставок, ты оказываешься в финансовой трубе.

Михаил Кунц:

– Кожсырье в России мы можем купить, только оплатив половину наличными и через посредника. Из-за НДС никто не хочет связываться с нами. Если раньше и к нам приезжали покупатели с наличной валютой, и мы сдавали в банк по 300-400 тысяч долларов, то сейчас это ушло в прошлое. Нынешняя система НДС – важнейшего для любого предприятия – отпугнула партнеров.

Василий Баранчук:

– Следует вернуться к прежней системе. Чем проще и прозрачнее законодательство, тем лучше работать бизнесу. В Казахстане налоговая нагрузка чуть ли не в 2 раза ниже, чем у нас.

Сергей Табулин:

– Однозначно. Экспорт в Россию за последние 10 лет по причине НДС недодал 20%, а это более 60 миллиардов долларов.

Михаил Кунц:

– Вряд ли возврат возможен – это уже не нужно российским партнерам. Им это невыгодно.

Сергей Табулин и Михаил Кунц.

Сергей Табулин и Михаил Кунц.

Экспорт импорту не ровня?

Ольга Жук:

– Здесь уже говорилось, что главное для нас – реализовать товары. Практика свидетельствует, что продается лучше как раз-то инновационная продукция. Из организаций, выпускающих ее, наиболее высокий удельный вес таковой в объеме отгруженной по-прежнему имеют предприятия машиностроительного комплекса: ОАО «ТАиМ» – 40,7%, ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш» – 11,2, ОАО «Спецавтотехника» – 20,9, ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» – 12, ОАО «Бобруйский завод ТДиА» – 15,4%. В ОАО «Белшина» доля инновационной продукции в объеме отгруженной составила 11,3%. В целом уровень объема бобруйского экспорта в нынешнем январе выше, чем за аналогичный период прошлого года.

Александр Преснецов:

– На мой взгляд, инновационной продукцией может быть та, что здесь еще не освоена. Она выпускается в Европе, США, Канаде, а у нас нет. Если мы осваиваем ее, и она идет на импортозамещение, при этом затраты на ее производство меньше, чем за рубежом, вот такую можно называть инновационной. Но выпускаться она должна тоже не на устаревшем оборудовании, не по устаревшим технологиям, пусть даже они придуманы нашими очень сильными, как тут называли, конструкторами. Чтобы конкурировать на мировом рынке, нужно пользоваться мировыми достижениями. Мы на «Легпромразвитии» усвоили это. И освоили, например, выпуск рекуператора воздуха, который производила Бельгия.

Ее величество конкуренция

Василий Баранчук:

– Нужна во всем конкурентная среда. И не надо бояться безработицы.

Александр Преснецов:

– Конечно, а у нас в ЖКХ приходят, плохо убирают и продолжают оставаться на рабочем месте… На Западе приходилось наблюдать, как там работают на заводе: каждый знает, что его норма составляет, скажем, 168 часов, и если у него нет заданий на все это время, то он знает, что будет делать по смежной специальности. А у нас в таких случаях, да и без таковых, просто курят. У них же на время перекура вывешивается табличка и это время исключается из рабочего.

Василий Баранчук:

– Прежде всего необходима дисциплина!

Кадры действительно решают все

Александр Преснецов.

Александр Преснецов.

Игорь Козловский:

– Обидно, что школа технологов, конструкторов в Бобруйске потеряла свои позиции. Сегодня невозможно воспитать в городе толкового конструктора или технолога. Раньше у нас работало ГСКПТБ – государственное специальное конструкторско-технологическое бюро, которое снабжало необходимой документацией 12 крупных предприятий Советского Союза. Тогда ежегодно в Бобруйск приезжали до полутора десятка молодых специалистов, из которых 3-4 оставались в городе. Потом произошел разрыв между потребностью и направлением выпускников вузов на производство. Сейчас, к сожалению, даже те, кто приезжает в город и остается работать, не всегда обладает необходимыми знаниями и навыками.

Анатолий Лиходиевский:

– Мягко говоря, с подготовкой кадров у нас не все хорошо. Мы каждый год встречаемся в своей альма-матер, приглашаем декана, профессоров. Они говорят, что платное обучение, в частности, превратилось в получение диплома в рассрочку. И в то же время плата за обучение составляет чуть ли не основу существования университета.

Михаил Кунц:

– Тревожит и состояние системы профессионально-технического обучения. Все почему-то учатся в высших учебных заведениях. Навыпускали ненужных специалистов, а механиков, энергетиков взять негде. Грамотного рабочего тоже поискать надо.

Александр Преснецов:

– Ехать учиться должен не директор, а его заместитель, и не один. И в обучение нужно вложить средства. У нас, например, учились четверо, затраты на каждого составили по 4,5 тысячи долларов за год. Нужна обученная команда. За один год она не создастся, на «Легпромразвитии» нам потребовалось 5 лет. Но знания нужны всем.

Игорь Козловский:
– У нас есть системы ИСО, предполагающие все то, о чем мы здесь говорили в отношении дисциплины, должностных обязанностей, качества продукции. В ОАО «ТаиМ», например, они работают. В других местах внедрены, порой, формально. Нам следует избавляться от формализма, чтобы не сетовать на неэффективную работу.

Такой менталитет нам не нужен

Виктор Мороз.

Виктор Мороз.

Анатолий Лиходиевский:

– Я на заре своей трудовой карьеры знал директора Бобруйского мясокомбината. Так он в те годы сам стоял у проходной и отлавливал несунов. При этом понимал, что низкая зарплата в 72 рубля тоже принуждает воровать. Сегодня мало что изменилось в менталитете наших сограждан.

Александр Преснецов:

– В Америке тоже воруют. Мой знакомый там так и говорит: где дал свободу, там обязательно сопрут. Но работников там берут по анкете, резюме, а не как у нас – с улицы.

Виктор Баранчук:

– Есть статистика: 10% людей воруют всегда, еще 10 – никогда, а 80% воруют там, где созданы соответствующие условия.

Виктор Герасимов:

– По опыту работы в Палате представителей знаю, что над законами работают сотни, а думают, как обойти их – тысячи. Однако многие наши сограждане не хотят вносить предложения в законопроекты по лени или в уверенности, что их замечания не увидят свет. Такая пассивная позиция присуща для соотечественников.

Виктор Мороз:

– Да, порой мы не верим в силу своего мнения. Следует быть активнее в отстаивании своей точки зрения – примут, не примут, а высказаться надо.

Виктор Баранчук:

– И в Библии сказано: просящему дано будет.

Михаил Кунц:

– Мы по-прежнему хотим жить, как «у них», а работать, как раньше. Так не бывает.

Виктор Мороз:

– Так воспитаны уже в новое время. Сегодня мат-перемат как на улицах, так и в семьях. И никто осуждающего слова в адрес бескультурного грубияна не скажет. Разве может потом такой человек выиграть конкурентную борьбу на производстве!

Виктор Герасимов:

– Об этом, конечно, не только в Год культуры следовало вспомнить. После отказа от советской идеологии наша молодая смена оказалась буквально зашоренной от правильных ориентиров.

Оптимистическая нота

Ольга Жук:

– Наблюдавшееся ранее падение в промышленности города прекратилось. Если 2-3 года назад объемы производства и другие показатели уменьшались, то сейчас этот процесс остановлен. Выручка за январь составила 118-119% к январю прошлого года. Но в расчете на одного работающего она невелика, хотя на «Хайнекене», в «Оазис-групп» просто зашкаливает. Однако в сравнении со среднеевропейским уровнем этот показатель низок.

Руководство горисполкома никогда не дистанцировалось от проблем промышленности. Но необходимо заботиться и о социальной сфере. За 2015 год для поддержания в удовлетворительном состоянии прогрейдировано 816 тысяч квадратных метров проезжей части улиц с грунтовым покрытием, выполнен ямочный ремонт на площади 32,5 тысячи квадратных метров. Произведены работы по устройству выравнивающих слоев проезжей части улиц на площади 8,5 тысячи квадратных метров, по текущему ремонту тротуарных покрытий – более чем на 10 тысячах «квадратах», отремонтировано 1 714 светильников, заменено 900 метров поврежденных силовых и каскадных кабелей. 

Для здравоохранения города в 2015 году за счет средств городского бюджета было приобретено оборудование на сумму 1080,5 миллиона рублей. Произведен текущий ремонт зданий и сооружений на сумму 2 миллиарда 287 миллионов рублей в родильном доме, городской детской больнице, городской больнице скорой медицинской помощи имени В. О. Морзона, Бобруйской центральной больнице, городской поликлинике №7, на капитальный ремонт израсходовано 3705,9 миллиона рублей (установка рентгенаппарата в горполиклинике №1, компьютерного томографа в городской больнице СМП имени В. О. Морзона, ремонт переданного Бобруйской станции скорой медицинской и неотложной помощи здания). Кроме того, на текущие ремонты направлены 600 миллионов рублей из доходов от внебюджетной деятельности. 

Из спортивных объектов  был введен в эксплуатацию в июне 2015 года стадион имени А. Прокопенко по улице Интернациональной… Продолжать можно еще. Об этом следует помнить всем работающим в нашей индустрии.

Ранее за «круглым столом» мы обсуждали:

В 55 – «ягодка опять»? Готовы ли мы к повышению пенсионного возраста?

Бездомные животные в городе: стерилизовать или уничтожать?

Какие фестивали нужны бобруйчанам? И нужны ли вообще?

Родная мова: любім, разумеем, але не размаўляем. Чаму?

Безработный: кто в этом виноват?