«Аптека Вася», китайские яблоки, щуки по 40 кг…

3582
Валентина ФЕДОТЬЕВА, бобруйчанка. Фото автора.
Записки бобруйской путешественницы из Благовещенска, российско-китайской глубинки.

Китайский город Хэйхэ на границе с Россией.Китайский город Хэйхэ на границе с Россией.

Увидеть Байкал мечтала с юности. Голубая мечта сбылась на седьмом десятке лет… 
У меня есть подруга Надежда Васильевна Механикова. Нашей дружбе почти 50 лет. Познакомились и сблизились мы в художественном училище г. Бобруйска. Через несколько лет после его окончания вдвоем отправились на «шабашку». Маршрут был случайным – просто ткнули пальцем в карту. Попали в Архангельскую область, в пос. Плесецк. (Кто бы мог подумать, что Плесецк будет таким знаменитым!) Ясно помню скрипучие деревянные тротуары, 9-местный номер в старой гостинице, вместо водопровода – металлическая емкость для воды с кружкой на цепочке. Цена «апартаментов» – 50 копеек в сутки! Работали художниками-оформителями на местных предприятиях.
Видно, та поездка пробудила у подруги живой интерес к новым местам и впечатлениям. В начале 80-х годов прошлого века Надя вместе с мужем и двумя дочками неожиданно для всех рванула на Чукотку, оставив в Минске 3-комнатную квартиру и налаженную жизнь. Я регулярно получала письма, на конверте значились: Анадырь, Ола, Иультин, Зея, мыс Шмидта, Хабаровск, Магадан… Изредка «наши чукчи» навещали родственников и друзей в Беларуси, агитировали меня с семьей переехать к ним на Чукотку. Но грянула перестройка, и радужным планам не суждено было сбыться. Трудные времена настали и в Беларуси, и на Чукотке. На несколько лет связь с друзьями оборвалась. Осталась только пачка писем, книги об искусстве народов Севера и моя неуемная тоска по подруге.
Наде удалось найти меня спустя 9 лет – она раздобыла новый номер городского телефона. Долго не могли наговориться. Надя сказала, что навестить малую родину они с мужем, несмотря на огромное желание, не могут по состоянию здоровья. Поэтому приглашают меня в гости. Они выслали деньги на дорогу, и осенью 2012 года я отправилась в путешествие почти через всю Россию – в г. Благовещенск, где они, наконец, осели.

«Один из китайских торговцев, увидев у меня в руках карту России, обвел пальцем территорию от Благовещенска до Урала и заявил: «Это нася земля!»

Поезд Москва-Благовещенск шел 5 суток. Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита… Несколько часов поезд двигался по берегу Байкала, темные воды которого еще не замерзли (был конец ноября). Сбылась моя мечта! Незабываемые уральские тоннели, нависающие гранитные разноцветные глыбы… Всего станций было 46, среди них знаменитые Зима, Ерофей Павлович. 

Благовещенск встретил меня морозами под 30 градусов, которые, впрочем, переносятся легко – благодаря сухому воздуху. В городе много старинных зданий, которые вполне гармонируют с современными постройками. К новому, 2013 году на Центральной площади на набережной Амура был возведен сказочный город с огромными скульптурами, мастерски высеченными из ледяных глыб.
На противоположном берегу Амура находится китайский город Хэйхэ, где я побывала на экскурсии с ночевкой. Вечерний Хэйхэ утопает в неоновых огнях магазинных вывесок. Широчайшая пешеходная торговая улица, на каждом шагу – надписи на русском, часто комичные (например, «Аптека Вася»). Таксисты-китайцы разъезжают на старых «Жигулях» и вручают пассажирам визитки с русскоязычными вариантами своих имен («таксист Юра», «таксист Саша»), а также листовки с рекламой услуг всевозможных центров официальной и нетрадиционной медицины. Магазины ломятся от самых разнообразных товаров. На улице, на открытых прилавках, несмотря на жуткий мороз, бойкая торговля. Продавцы неплохо изъясняются на русском. Ко всем женщинам, даже очень почтенного возраста, обращаются: куня («девушка»). Очень назойливы – едва не хватают за рукав. Цены называют заоблачные, поэтому обязательно надо торговаться – стоимость товара тает, как по волшебству. Если уходишь с пустыми руками, что-то злобно шипят тебе вслед по-китайски.

***

«Китайцы арендуют в Амурской области землю для ускоренного выращивания овощей и фруктов в гигантских теплицах. Полученный урожай выглядит очень аппетитно – плоды большие, с яркой кожурой, но абсолютно безвкусные»

В китайских ресторанах обязательно меню на русском. На столе для каждого гостя специальная электроплитка с кастрюлей объемом 3-4 литра – любители настоящей китайской кухни бросают в кипяток грибы, тончайшую лапшу, много зелени, пряности. Через несколько минут блюдо готово. Вкус и аромат – непередаваемые! Отдельный стол в ресторане заставлен судками с соусами – подходи и бери, какие хочешь. Мясные и рыбные блюда подают в приторно-сладком карамельном соусе – сочетание своеобразное и для меня непривычное. Рисовая водка очень дорогая, поэтому китайцы обычно заказывают пиво. Среди них много курящих. Вообще, народ мелкий и шумный. 

В продовольственных магазинах глаза разбегаются – чего там только нет! Много экзотических овощей, фруктов, видов рыбы. Морепродукты – на самый взыскательный вкус: крабы, креветки, моллюски. Особенно впечатлили меня какие-то темные шевелящиеся гусеницы размером и толщиной с палец взрослого человека. В отделе алкогольных напитков мое внимание надолго приковали бутылки с настойками со змеями внутри.
Распрощалась с друзьями только через 2 месяца – дату отъезда постоянно переносили. Когда возвращалась в Беларусь, из окна поезда вновь увидела Байкал – уже скованный льдом (толщиной от 2 метров) и густо усеянный рыбаками, палатками и машинами. В вагоне свободных мест не было, среди пассажиров преобладали мужчины-южане среднего возраста – гастарбайтеры. Подумала: «Азия перебралась в Сибирь».

***

Вернувшись домой, я постоянно вспоминала свою поездку, часто пересматривала фотографии и робко надеялась, что снова увижусь с родными по духу людьми. Через полтора года они снова пригласили меня в гости. Добиралась до Благовещенска самолетом из Москвы (перелет длился 7 часов). Спустившись по трапу, услышала в толпе встречающих знакомый голос: «Где наш самый дорогой гость?» Город утопал в зелени, на улице «жарило» до 35 градусов, поэтому на прогулку выбирались или утром, или вечером. В Благовещенске много китайских кварталов, огромный рынок, на котором можно найти все что пожелаешь. Однако цены выше, чем в Хэйхэ. Среди продавцов подавляющее большинство – китайцы. Некоторые ведут себя просто нагло. Так, один из торговцев, увидев у меня в руках карту России, обвел пальцем территорию от Благовещенска до Урала и заявил: «Это нася земля!» Я промолчала, а подруга выразила свое категорическое несогласие, прибегнув к помощи непечатного «диалекта» великого и могучего русского языка. 
Жили с друзьями на даче в пос. Белогорье (25 км от Благовещенска). Угощались собственноручно выращенными арбузами, дынями. Ежедневно я наблюдала, как на клубничные грядки устраивали набеги бурундуки. Было очень забавно смотреть, как эти шустрые и смышленые «полосатики» с аппетитом поедают ягоду, держа ее передними лапками. Неоднократно встречались нам бурундуки и на сопках. За водой ездили на благоустроенный родник. В окрестностях Белогорья много участков выгоревшей тайги, последствия сильного наводнения 2013 года тоже были видны – сгнившие кустарники, заболоченные места. Природа с трудом приходила в себя после этих потрясений. Большой вред причиняет ей деятельность человека: китайцы арендуют в Амурской области землю для ускоренного выращивания овощей и фруктов в гигантских теплицах. Полученный урожай выглядит очень аппетитно – плоды большие, с яркой кожурой, но абсолютно безвкусные. Друзья несколько дней не могли насладиться ароматом и вкусом привезенных мной белорусских яблок. После нескольких лет нещадной эксплуатации китайцами земля становится мертвой, даже сорняки не растут – настолько ядовиты применяемые удобрения.

***

Посчастливилось мне увидеть и даже потрогать чудесные цветы – лотосы. В 50 км от Благовещенска находится озеро с лотосами. В наш приезд цветущих растений было не более 20 – многие погибли во время наводнения. А потом мы с Надей вдвоем на автобусе по Владивостокской трассе отправились за 800 км в г. Зею – на рыбалку. От красоты природы завораживало дух – величественная тайга, зеленые сопки, каменистый и разноцветный крутой берег реки Зеи. Заядлый рыболов Надя обучала меня премудростям ловли рыбы при помощи удочки. А через неделю приехала старшая дочь подруги с семьей, и мы дружной компанией на двух катерах отправились на Зейское водохранилище. Меня облачили в надувной жилет и, сказав: «Наслаждайся видами!», усадили на корму – на 2,5 часа. Потом была первая остановка. На песчаной отмели я заметила огромные следы какого-то зверя. «Это мишка прошел!» – объяснили мне спутники, и я непроизвольно поежилась. На пологих местах мы наблюдали большие заторы вырванных с корнем деревьев неестественно белого цвета, вымоченных водой и вымороженных морозом. Этот топляк (последствие наводнения) ярко горит, но тепла дает мало. Лагерь разбили в тихом заливе. С трех сторон – труднопроходимая тайга, в которую мне запретили соваться дальше 2-3 метров. Объяснили: «Вокруг могут быть дикие звери, особенно опасны медведи – хитрые и коварные. К тому же они не боятся человека». Погода стояла отличная. Только было немного не по себе от необычайной, звенящей тишины и от осознания своей оторванности от внешнего мира. Перед величием тайги и многокилометровой водной глади водохранилища я чувствовала себя ничтожной букашкой. Мошкары не было, только вечерами в палаточную кухню набивались комары. Уловы были знатные! Спиннингом таскали щук (травянок по-местному) и сомов по 40-50 см. Свежеприготовленная рыба таяла во рту – и жареная, и в составе ухи. 
Прожили в заливе неделю. На обратной дороге попали в шторм. Неожиданно подул сильный ветер, поднялись высокие волны, вода запенилась. Наши катера полчаса носило по воде, как щепки. Ух и натерпелись мы страху! Только когда ветер стих и волны улеглись, мы спохватились, что никто не надел спасательный жилет. «Это ж надо, на рыбалку всегда выбирались в жилетах, а в минуту реальной опасности о них и не вспомнили!» – воскликнул наш капитан. Позже он признался, что испугался не на шутку: в такой шторм он угодил второй раз в жизни. В Благовещенск возвращались на машине.
За время моих путешествий было сделано много фотографий – альбом я часто пересматриваю. И всякий раз душа переполняется благодарностью друзьям за яркий и незабываемый праздник, который они дважды устроили мне. Сейчас связь поддерживаем по телефону – звонков жду с большим нетерпением. Я очень благодарна судьбе за то, что в моей жизни есть такие замечательные друзья. 

Рыбалка на Зейском водохранилище.Рыбалка на Зейском водохранилище.

Китайский город Хэйхэ на границе с Россией. Пешеходная торговая улица, на каждом шагу – надписи на русском,Китайский город Хэйхэ на границе с Россией. Пешеходная торговая улица, на каждом шагу – надписи на русском, часто комичные (например, «Аптека Вася»).

Автор с подругой Надеждой Васильевной на лугу ирисов.Автор с подругой Надеждой Васильевной на лугу ирисов.

Это топляк – наводнение 2013-го выбросило на берег многие деревья.Это топляк – наводнение 2013-го выбросило на берег многие деревья.

Зейское водохранилище вблизи Благовещенска.Зейское водохранилище вблизи Благовещенска.

Зейское водохранилище вблизи Благовещенска.Зейское водохранилище вблизи Благовещенска.

Ледяные скульптуры в центре Благовещенска.Ледяные скульптуры в центре Благовещенска.

Ледяные скульптуры в центре Благовещенска.Ледяные скульптуры в центре Благовещенска.

Торговый центр в Хайхэ.Торговый центр в Хайхэ.