– Я решила заказать натяжные потолки, позвонила по объявлению ИП. Его представители приехали, сделали замер, попросили дать задаток 100 тысяч. Я отказалась его сдать. Сказали, что приедут 29 числа, посчитали общую сумму заказа: 2, 4 млн., – рассказала женщина. – Я подумала-подумала и решила отказаться — дороговато. Позвонила ИП Макарову, чтобы отказаться. Он ответил, что я должна уплатить 700 тысяч за обмер и заказ в любом случае. Никакого договора я не подписывала, все было устно. Прав ли ИП?
На вопрос отвечает главный специалист, уполномоченный по защите прав потребителей управления торговли и услуг Бобруйского горисполкома Наталья Петухова:
— В соответствии с п. 11 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 г. № 1590 заказ на оказание бытовой услуги оформляется исполнителем в письменной форме путем составления документа.
В соответствии с п. 14 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 г. № 1590, потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем в полном объеме бытовую услугу после ее приема потребителем. То есть, исполнитель не вправе требовать от потребителя при оказании бытовой услуги внесения предоплаты.
Согласно п. 5 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 г. №90-3 «О защите прав потребителей» при расторжении договора о выполнении работы исполнитель не вправе потребовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работ, за исключением случаев, когда потребитель принял выполненную работу.
Из обращения гражданки Клещенок очевидно, что договор подряда на оказание бытовой услуги по установке натяжных потолков между сторонами не заключался, соответственно субъект хозяйствования не вправе требовать от заявительницы возмещения каких-либо затрат.