Ученики: «Времени не хватает чисто физически»
У современных школьников больше дюжины предметов в дневнике. Теорию минимум 10-и из них нужно учить (в отличие от физкультуры, например).
– Прочитай 200 страниц, выучи 3 параграфа, напиши 2 упражнения, подготовься к самостоятельной работе, – делится Кирилл Климович, ученик 11 «В» класса СШ №28. – Конечно, по одному предмету задают не много, но на все времени не хватает чисто физически. А ведь в старших классах еще и репетиторы: нам ЦТ сдавать.
Школьники понимают: списывать плохо. Но и без этого сложно.
– Когда готовишь шпаргалку, информация запоминается лучше, чем при обычном штудировании конспектов, – отмечает ученица 11 «Б» класса СШ №31 Даша Багданович.
Простейшие шпаргалки – обычные бумажки с формулами, датами или сложными словами, которые легко помещаются в ладонь, пенал или под тетрадку. Но в век высоких технологий списать стало еще проще: маленький телефон хранит в себе любую информацию, а место занимает совсем немного.
Пенал не меняется – меняется то, что в нем можно спрятать: смартфоны заменили бумажки.
– Иногда просто кладу телефон между ног и списываю. А если идет учитель, делаю вид, что усердно пишу, – делится ученик 11 «Б» класса СШ №31 Влад Мурашов. – Вероятность, что попросят встать, очень мала – только если попался. Тогда уже ничего не поможет.
«Иногда просто кладу телефон между ног и списываю».
Ученики старших классов вспоминают, как раньше клеили шпаргалки на ноги, под юбку, писали прямо на калькуляторе, на обложках тетрадей, на парте и на руках – сейчас это уже в прошлом.
Ученики старших классов вспоминают, как раньше писали прямо на руках. Сейчас это уже в прошлом.
Иногда, если списать было особо сложно, но очень нужно, клеили «шпоры» на поясницу или спинку стула соседа спереди.
Школьники помладше рассказывают, как писали белым маркером на подошве ботинок. После долгих расспросов некоторые ученики вспоминают, как клеили шпаргалки на пол. Способ очень рискованный, так как приходится писать большими буквами.
– Когда очень нужно, можно и учебник ногой под партой полистать. Главное – лицом себя не выдать, но это уже дело опыта, – смеется ученица 11 «А» класса СШ №21 Катя Синякова.
– Мы как-то на химии самостоятельную писали. Я шпаргалку на стул рядом с собой положила, и мы с соседкой подглядывали как могли, – вспоминает ученица 11 «Б» класса СШ №31 Юля Озерец. – Вдруг учитель подходит, просит соседку встать, а я уже мысленно умираю. К счастью, меня встать не попросили: иначе бы точно заметили. Учитель пошел дальше.
Самые веселые истории ребята из 31-й школы вспоминают всем классом.
– Один мальчик списывал так, что никто не заподозрил. Он носил тетради в прозрачной желтой папочке, куда отлично помещались и «шпоры». Кто там будет смотреть на его папку: она же желтая, да и мутная немного – сдалека не видно. Он, конечно, молодец, но, как говорится, знают двое – знают все.
Один мальчик носил тетради в прозрачной желтой папочке, куда отлично помещались и «шпоры».
Учителя: все зависит от предмета
Для учителей тема списывания непростая: все говорят о ней много и с пылом. Они объясняют, что в старших классах преподается немало информации, которая кажется ученикам уж слишком сложной. Зачастую отмечают, что по некоторым предметам нужны только общие знания – остальное в голове надолго все равно не задержится. Почти каждый учитель, с которым мы беседовали, уверен, что знает все способы списать.
– Сколько бы не списывали, это мало чем поможет: я отлично знаю, у кого какие знания, – делится физик СШ №31 Татьяна Викторовна Суськова. – На моем уроке мало заглянуть в книгу – нужно знать, что и где искать. Если забыли формулу, ничего страшного нет – пускай подсмотрят. Главное, чтобы знали, как воспользоваться.
– В 11 классе проходим логарифмы. Это совсем новая для учеников тема, хоть и не очень сложная, – рассказывает математик СШ №31 Наталья Владимировна Дранник. – Если послушать меня и попытаться разобраться, все будет понятно. Но что делать с теми, кто не может и не хочет понимать? Им остается надеяться на списывание. Я бы, может, и закрыла глаза где-нибудь, но в конце года экзамен. А там я уже не помощник.
Но в школе с легкостью можно найти и тех учителей, кто к списыванию относится весьма жестко. Некоторые считают, что их предмет нельзя не знать.
– Без знаний истории далеко не уедете, – объясняет учитель истории и обществоведения СШ №31 Лариса Антоновна Ермалинская. – Всегда рассказываю ученикам истории про то, как сталкиваюсь с глупостью людей, которые, видимо, совсем не знают истории. Но ладно если бы просто не знали – так еще и с другими неправильными фактами делятся. Дети, конечно, смеются, но мне уже даже грустно. Поэтому списывать и не разрешаю: надеюсь, хоть что-то у них в голове останется.
Списывали ли учителя в школе? Не рассказывают. То ли не помнят, то ли не хотят делиться. Но многие дружно вспоминали «бобмы» в университете – шпаргалки, которые пишутся заранее на точно таком же листочке, что позже даст преподаватель. В подходящий момент они просто меняются местами.
Подсказки кладут даже в тетради.
Родители: школьная программа стала намного сложнее
С родителями разговор получился короткий: большинство считает, что теперешняя школьная программа стала намного сложнее для восприятия. Дети не всегда успевают понять материал за короткий промежуток времени. Ну, а если ребенок болел – еще хуже.
– Сын только начальную школу закончил. Открываю учебник и понимаю: мы это проходили в классе 6-7-м, а у них это в 5-м проходят. А ведь сейчас школьники на год больше учатся, – делится наблюдениями Елена Богатова.
Почти все родители вспоминают, что у них со списыванием было туго: проще выучить.
– Не видела, чтобы дочь писала дома шпаргалки, – признается Людмила Озерец. – Может, и списывает, дело ее: в старших классах за этим уже не следишь. Но иногда как посмотрю, сколько она учит, так жалко становится.