«...Но музыка все равно с ними». Народный артист Игорь Оловников – о музыкальном образовании в кризис

2613
Андрей КАРЕЛИН. Фото Дениса СУДНИКА.
«Вечерка» поговорила с сыном знаменитого бобруйчанина о том, нужны ли современным детям музыкальные школы, и какие.

Школу искусств № 2, которая носит имя Оловникова старшего, профессор консерватории балует концертами несколько раз в год.Школу искусств № 2, которая носит имя Оловникова старшего, профессор консерватории балует концертами несколько раз в год.

В композиторской чете Оловниковых все народные: Владимир Владимирович – Народный артист БССР, Игорь Владимирович – Беларуси. Школу искусств №2, которая носит имя Оловникова старшего, профессор консерватории балует концертами несколько раз в год. И хотя ему не удалось отыскать в Бобруйске дом папы, в наш город он приезжает с особым чувством:

– Бобруйчане – близкие мне люди, – признается маэстро.

В четверг, 18 февраля, он исполнял в основном Чайковского и Шопена. А после концерта репетировал вместе с образцовым симфоническим оркестром школы: их номер откроет 1-й открытый региональный конкурс пианистов, который пройдет в нашем городе в конце марта:

– 2 раза прекрасно сыграли без остановок и разошлись. Так и должна проходить репетиция настоящих музыкантов! – поделился впечатлениями Игорь Владимирович.

«С музыкантами не советовались – приходится быть экономными»

– Несколько лет назад в системе музыкального образования нашего города произошли большие перемены: 3-ю школу объединили с 1-й, а традиции музыкально-хорового направления СШ №6 остались поддерживать считанные учителя. Как вы относитесь к такой реорганизации?

– Похожие шаги были предприняты по всей стране, но несколько общеобразовательных школ с музыкально-хоровым направлением все же остались. Водить детей в разные здания менее удобно, могут возникать различные накладки, но что поделаешь: с музыкантами не советовались. Приходится быть экономными и считаться с условиями, когда даже специалисты ничего не могут сказать про завтрашний день.

– А насколько, на ваш взгляд, актуально музыкальное образование для современных школьников?

– Руководители японских учреждений, принимая на работу, интересуются у кандидатов, учились ли они в музыкальной школе. Менеджеры понимают, что их выпускники инициативнее и принесут больше пользы. Давно замечено, что люди, которые каким-то образом соприкасались с музыкой, стали немножко другими: глубже в человеческом отношении, потому что имели дело с действительно прекрасным и великим. Ученики музыкальных школ становятся и более творческими: потому что их учат особому мышлению. Его развивают занятия по сольфеджио, хоровому пению, теории музыки, музыкальной литературе. Конечно, дети разные, но в той или иной степени учеба в музыкальной школе сказывается на всех.

В Бобруйск Игорь Владимирович приехал со своей ученицей – студенткой 3 курса консерватории Валерией Короткой.

В Бобруйск Игорь Владимирович приехал со своей ученицей – студенткой 3 курса консерватории Валерией Короткой.

«Не надо требовать на экзамене ничего с этих детей!»

В ТЕМУВ Бобруйск Игорь Владимирович приехал со своей ученицей – студенткой 3 курса консерватории Валерией Короткой. В 4 руки они сыграли транскрипцию полонеза Огинского «Прощание с Родиной», подготовленную профессором. «Вечерка» узнала у Леры, каково учиться у маэстро:– Занятия музыкой приносят мне огромное удовольствие. Теперь это моя жизнь, и нисколько не жалею о выборе. Что будет завтра, не знаю, но пока решила отдаться музыке: обычно играю от 1 до 4 часов в день. Иногда приходишь на урок к Игорю Владимировичу без творческого настроения, а убегаешь окрыленной. Я не знаю, как он это делает.

– В прошлом интервью «Вечерке» вы говорили, что школы словно стремятся готовить музыкальных профессионалов. А какой, по вашему, должна быть программа обучения?

– Дети должны заниматься музыкой с увлечением. Упор на профессионализм иногда может отбить охоту к занятиям, поэтому система требований обязана быть гибкой. Можно считать количество часов, проведенных за инструментом, сыгранных гамм, упражнений… А можно – просто беседовать о музыке. Хочешь сыграть первую часть «Лунной сонаты»? Да ради бога! И не важно, если по программе она не подходит. Не надо требовать на экзамене ничего с этих детей! Тогда они будут заниматься музыкой в свое удовольствие и удовольствие родителей, может быть. (Улыбается.) Вообще, очень много зависит от педагогического коллектива.

– А много ли желающих связать свою жизнь именно с музыкой?

– Конкурс в консерваторию сейчас очень небольшой, а в музыкальных колледжах и вовсе недобор: влияют и демографический спад, и общее падение интереса к музыке… Надеюсь, со временем все восстановится. Вопрос выбора профессии настолько сложный и длительный… Нельзя в один момент решить, кем быть. Конечно, многие после музыкального колледжа идут совсем по другому пути. Но музыка все равно с ними. Они возвращаются к ней и знакомят детей.

– Сейчас в консерваторию можно поступать только после музыкального колледжа. Возможно, планируется принимать и вчерашних школьников?

– Это было бы странно. Хотя случаи есть: речь о вундеркиндах. Не из каждого из них, правда, потом получается хороший музыкант.