Поднять нельзя оставить. Где поставить запятую, бобруйские «маршрутчики» пока не решили.
Увидеть новый ценник бобруйчане могли уже 1 января. Многие частные перевозчики подняли тариф вслед за подорожанием проезда в общественном транспорте: с 26 декабря билеты в городских автобусах и троллейбусах стали дороже на 500 рублей. «Маршрутчики» вправе самостоятельно назначать свою цену, однако договориться о единой стоимости предпринимателям пока не удалось.
На 20 маршрутах города работают около 115 машин. Пикантность ситуации в том, что один и тот же маршрут обслуживают несколько перевозчиков одновременно. То есть поехать, например, на работу можно за 5 000 рублей, а вернуться – уже за 6 000.
– Недавно пассажиры так возмутились новой ценой, что стали угрожать водителю жалобами, – рассказывает замдиректора ОДО «АвтоЛев2008» Петр Бабак. – «Поговорим с вами в другом месте», – позвонила мне потом одна женщина.
«Зачем людей снова злить, если и так не богатеют?»
В понедельник, 4 января, старые и новые цены одновременно можно было увидеть на многих маршрутах: например, №№13, 18, 40, 41, 43, 44, 50, 52, 56, 70. Подорожал проезд на маршруте №51. Приверженцы прежних цен ориентируются на самых влиятельных игроков рынка, которые тариф пока не подняли. Так, по прежней цене работают почти все машины маршрута №40 – одного из самых востребованных в городе (микрорайон №6 – ул. Дзержинского). Крупнейший перевозчик этой линии – 5 машин – ОДО «ПСЛ-ВИК-АН-Транс». Директор компании Сергей Песчинский уверяет коллег, что при подорожании пассажиров станет еще меньше.
– Зачем людей снова злить, если и так не богатеют? – задается вопросом предприниматель. – Не по карману. До следующего подорожания общественного транспорта повышать цену не планируем.
Согласен с ним и директор ОДО «Автотранслайн» Андрей Гутковский. 6 машин его фирмы работают по маршрутам №№40, 44, 52, 56:
– Цены не подняли и в Могилеве – мы внимательно следим за реакцией областной организации профсоюза предпринимателей «Садружнасць».
Подавляющее большинство «сороковок» цену пока не подняли.
«Вопрос стоит о выживании»
– Мы не идем против людей, но вопрос стоит о выживании, – объясняет позицию директор ООО «Крагор» Нина Красимова. Эта компания обслуживает 7 машин на маршрутах №№ 18, 50 и 70. – Удорожание запчастей, госпошлины 2 раза в год – цену нужно обязательно поднять!
Насколько? Как выяснила «Вечерка», предприниматели обсуждали не единственный вариант:
– Лично я предлагала повысить тариф только на 500 рублей, – комментирует диспетчер ЧП «Шурин» Нина Шурина. Эта фирма обслуживает 3 машины маршрутов №№ 43 и 56. – Сообща решили на тысячу, но очень сомневаюсь, что в дневное время нам удастся набрать за один кругорейс хотя бы 10 человек.
Непростой выглядит ситуация и у директора ЧП «Статкевич» Галины Статкевич. После того как «маршрутки» №6 стали ходить в Авиагородок, пассажиров на маршрутах №№ 13 и 51 стало меньше. Но и оставшихся не отпугнет «тысяча сверху», отмечает она:
– Я никогда не была в числе первых, кто поднимал цену: очень сильно этого не хотела. Но какой выход? В «час пик» много людей мы взять не можем: мало мест. А днем машины ходят почти пустыми. Казалось бы, мороз – а сидят 2-3 человека!
А многие «маршрутки» №56 работают уже по новому тарифу.
Замначальника управления ЖКХ горисполкома Николай Плех подчеркивает независимость предпринимателей в принятии «ценового» решения и рекомендует тщательно изучить пассажирский спрос:
– Возможно, перевозчики еще пересмотрят цену, – заключил он.
Что думают бобруйчане?
«Вечерка» узнала, что многие бобруйчане до сих пор не сориентировались в сложившейся ситуации. К подорожанию они относятся по-разному, в зависимости от достатка.
Римма Владимировна, преподаватель детской школы искусств №1:
– 5 000 – для меня это, конечно, предел. Цена немаленькая, и хотелось бы сохранить прежнюю. Но предпринимателей я понимаю. Может, когда-нибудь и позволю себе проехать за 6 000.
Юлия Гайшун, мастер бани №1:
– Между прочим, давно пора! Могли бы и еще поднять. Все дорожает, и проезд тоже должен дорожать. Когда в прошлый раз поднялись цены на билеты в автобусах и троллейбусах, «маршрутки» их сохранили. Была в Мозыре – так там давно уже по 6 тысяч. Дороже и в Могилеве, и в Минске.
Егор Силивончик, водитель:
– Отношусь с пониманием: «подорожал» автобус – «подорожали» и «маршрутки». Как ездил на них, так и буду.
***
– Я сожалею, что ситуация приносит неудобства бобруйчанам, – говорит Нина Красимова. – Мы всегда находили понимание с коллегами, и надеюсь, в ближайшее время все разрешится.