Федор Федорович Аскерко отметил 90-летний юбилей.
Призвание и признание Федора Аскерко
Ведь знал, что иду к настоящему фронтовику, заслуженному и народному учителю БССР, кавалеру многих ратных и мирных наград, Почетному гражданину Бобруйска. Готовился, как в студенческие годы не готовился к экзамену… А с первых минут, с порога был сражен, что называется, обезоруживающей человеческой простотой и искренностью, могучим напором пульсирующей мысли, талантом философского осмысления всего происходящего в мире. Напрочь куда-то улетели все заготовленные вопросы после того, как Федор Федорович будто в космос бросил: «О чем писать, если все уже написано…». И потекла у нас обычная беседа, а никакое не интервью.
Живость ума требует тренировки
— Как вам удается так легко извлекать из памяти столько фактов, имен, цифр? Ведь некоторые и в более молодые годы не способны на это.
— Я, во-первых, не чувствую своего возраста, который обозначен в паспорте. Во-вторых, я и сегодня тренирую память — всегда выписываю и читаю три газеты, а после того, как стал Почетным гражданином Бобруйска, мне подарили подписку и четвертой газеты. Люблю заниматься с кроссвордами — пять-шесть в день разгадываю. Немало пишу, в том числе и книги — к изданной пять лет назад подготовил продолжение. Балуюсь сочинением стихов для себя, друзей, детей и внуков. Без работающих мозгов это было бы невозможно. Но груза девяноста лет на них я не чувствую.
— А как в целом ваше самочувствие, жизненный тонус?
— Тут несколько иное дело. Вот, ноги болят, так я же понимаю, что это последствия войны, когда в партизанах мне по трое суток приходилось стоять в ледяной воде. А потом на фронте — в окопах, в землянке. Но выжили же, поэтому теперь чего же не жить? Хоть и приходится ходить с палочкой.
— Но на площадь Победы в самый главный наш праздник приходите?
— И не только прихожу. Уже четыре раза выступал на митингах — это большая честь для каждого ветерана. Часто выступаю перед молодежью и пока нахожу, думаю, правильные, убедительные слова.
— Помогает, конечно, просто колоссальный ваш опыт преподавательской работы?
— Безусловно. И еще огромное желание делиться знаниями, полученными из литературы. Когда-то Максим Горький сказал хорошие слова: «Всем лучшим я обязан книгам». Я их сделал своим жизненным девизом. Со школьных лет читал книги запоем, даже под одеялом с фонариком, за что бывал бит матерью. Перечитал школьную, районную библиотеки, на всю жизнь чтение осталось главным увлечением.
Первая авиамодель Феди Аскерко (первый слева)
Награды бывают разные
— Знаете, я по наградам на груди ветеранов узнаю, кто был где. Кто воевал на фронте, а кто «проходил службу в действующей армии». У первых обязательно боевые награды — медали «За отвагу», «За боевые заслуги», ордена Славы трех степеней. У вторых могут быть другие награды, но если нет таких, увы, они в боевых действиях не участвовали. Хотя в шествиях на праздниках все выглядят одинаково.
— Федор Федорович, но участников Великой Отечественной все меньше…
— По официальным данным на 1 апреля, в республике числилось около 16 тысяч участников войны, хотя годом ранее их было свыше 24 тысяч. Еще пару лет, и останутся единицы. Я ведь, например, самый молодой, а остальные старше, все лежачие практически. Некая несправедливость получается, когда они дома без движения, а участники-нефронтовики маршируют. Да еще за выслугу лет, тыловые и юбилейные награды демонстрируют. Потом газеты еще расписывают: кавалеры стольких-то орденов, а если фронтовик без ордена, а только с медалью, то его и не упоминают даже…
— Между тем, медаль бывает подороже иного ордена...
— Безусловно, самые главные солдатские медали — «За отвагу» и «За боевые заслуги». Мало кто помнит, но все награды некоторое время после войны имели вполне конкретное денежное обеспечение. Фронтовики, награжденные за участие в боевых действиях, были снабжены специальными книжечками с отрывными талонами, по которым в сберкассах получали суммы, установленные государством. Например, упомянутые медали оценивались соответственно в 10 и 5 рублей в месяц. Помню, как я, предъявив в кассе талоны на две своих «За отвагу», получил 240 рублей годовых, на которые с друзьями отметили мое 21-летие… Поэтому призываю всех обратить внимание на обладателей не только красивых орденов, но и скромных по виду медалей. Ведь именно они указывают на то, что перед вами непосредственный участник боевых действий.
Народный учитель БССР №1
— Как сказал поэт, медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют. Вы ведь и в мирной жизни не остались без наград?
— Так получилось, что раз и навсегда избрав в Белорусском политехническом институте профессию автотранспортника, я более чем на полвека остался в ней в качестве наставника. Преподавал, строил, оборудовал, директорствовал на одном месте — в Бобруйском автотранспортном техникуме. Это все видело и соответственно оценивало наше руководство. Таким образом я был удостоен ордена «Знак почета», почетных званий заслуженного и народного учителя БССР. Причем удостоверение о присвоении последнего получил под №1.
— Насколько далеко знали бобруйское учебное заведение?
Конспект лекций Федора Аскерко.
— В 1978 году опыт работы техникума был обобщен и одобрен Министерством высшего и среднего специального образования БССР, а в 1989 году наши достижения уже были рекомендованы к распространению аналогичным союзным министерством. Наш коллектив был постоянным призером не только республиканского, но и всесоюзного социалистического соревнования, в котором участвовало четыре с половиной тысячи родственных учебных заведений. Дважды, в 1982 и 1990 годах, мы выходили победителями соревнования. К нам за опытом ежегодно ехали по 500-600 человек из всех регионов Советского Союза. Приезжали делегации из США, Италии, Франции, Германии, Польши, Болгарии, Китая. Знаете, что написал в книге почетных гостей директор Пекинского автотранспортного техникума Ли Юпу — «Достижения вашего техникума являются гордостью не только Белоруссии, но и всего мира».
— Чем же таким особенным вы привлекали внимание мировой преподавательской общественности?
— Ну, например, мы одними из первых создали учебно-научное объединение автотехникума и политехнического института, в котором наши лучшие выпускники имели возможность без экзаменов, а лишь по собеседованию поступить в вуз. Это стало хорошим стимулом для учащихся, сразу поднялся уровень успеваемости. И вообще, наши учебные программы по насыщенности конкурировали с институтскими, поэтому и кадры, выходившие из стен техникума, были нарасхват, ценились по всему Советскому Союзу.
— Федор Федорович, а не появлялась у вас мысль о создании на базе техникума первого в Бобруйске института?
— Такие решения принимались не нами. Партийное руководство города и раньше, и в бытность первого секретаря горкома Ивана Семеновича Метько хотело, чтобы в Бобруйске появился вуз, но всякий раз упиралось в проблему базы — не могли подыскать помещения. В 1960-х ставился вопрос об открытии в нашем городе сельхозинститута, но не нашли здания под него, а в Гродно нашли.
— Зато главному корпусу автотехникума могут позавидовать в любом областном центре…
— Большую помощь в его строительстве, насыщении всем необходимым оказал тогдашний министр автомобильного транспорта республики Анатолий Евгеньевич Андреев. Сегодня родилась инициатива присвоить имя партизанского комиссара, Героя Социалистического Труда, уроженца соседнего Рогачева нашему автотранспортному колледжу — филиалу Белорусского национального технического университета. Я тоже среди подписавших письмо с такой просьбой.
Ухабы на пути образования
— Мечты о бобруйских вузах, похоже, сбываются. Вот и автоколледж стал филиалом БНТУ, филиал Белорусского государственного экономического университета действует. Радуется сердце, Федор Федорович?
— Конечно, радуется. Но бывают и огорчения. На мой взгляд, излишне пропагандируется идея о необходимости всеобщего высшего образования, которая в головах прагматичных представителей молодого поколения нередко трансформируется в идею фикс о приобретении — другого слова не подберу — диплома о высшем образовании. Налицо рыночный подход, продиктованный платным получением этого самого образования. Ведь как думают отдельные соискатели диплома: я заплатил за товар, будьте добры его мне выдать! А будут корочки, думают они, — будет работа в галстуке, секретарь в приемной и персональный автомобиль. Поэтому и не хватает уже токарей да слесарей.
— Но Беларусь по числу студентов находится среди самых развитых стран Европы и мира…
— И это не может не вселять гордость. Я говорю об эффективности, КПД полученного образования. Порой мы увлекаемся реформами ради реформ. На моей памяти несколько раз менялись названия профильного министерства, а какая необходимость была, какой толк от таких преобразований? Учителя тоже настолько загружены бумаготворчеством, что до по-настоящему творческого осмысления преподавания они физически не доходят. Престиж профессии педагога упал до низшего предела. Чему научит выпускник пединститута, если он поступил в него с десятью баллами после тестирования!
— Раньше авторитета у учителей, преподавателей было больше?
— Безусловно, больше! Я ухаживал за своей будущей женой, работавшей в школе, так зимой встретившиеся на улице ее ученики снимали шапки и здоровались. А сейчас скорее «приколятся», посмеются над педагогом. Ведь в классы отдельные приходят в таких кольцах и бриллиантах, до которых учителям работать и работать.
— Поэтому и мужчин в педколлективах сейчас практически не видно?
— Когда я пришел в школу №3, у нас процентов 75-80 учителей составляли мужчины. Как, собственно, и в других школах Бобруйска. Потому что зарплата была приличная, уважение к профессии было. Позже в наш техникум столько желающих работать просились с предприятий, можно было выбрать действительно лучших. Сейчас этого, к сожалению, нет.
«Я теперь осенний листик…»
— Федор Федорович, откройте, пожалуйста, главную «тайну» народного учителя — что нужно делать, чтобы прожить жизнь, похожую на вашу?
— И учителю, и токарю, и министру, и шоферу надо стараться в этой жизни делать добро. Никому не завидовать и делать добро, даже для тех, кто, возможно, несет зло. Так меня учили с детства отец и мать, с таким принципом я шел по жизни. Не зря ведь говорится: что посеешь, то пожнешь.
— Вы за столько лет посеяли много разумного, доброго, вечного. Какой сторицей воздала вам педагогическая нива?
— Главное, что я жил и работал со множеством замечательных, добрых и талантливых людей. Начиная с ректора БПИ, ставшего затем нашим министром, пообещавшим при моем назначении в 1959 году директором помогать «как родному сыну» и заканчивая коллективом техникума, провожавшим меня со слезами на глазах с поста руководителя в моем 80-летнем возрасте. А сколько вышло из стен техникума настоящих профессионалов, заметных руководителей предприятий, государственных и общественных деятелей нашей страны. Я горжусь, что наш выпускник Владимир Иванович Бородич был министром транспорта, наш воспитанник Владимир Пименович Пшеничный был первым заместителем министра, Николай Дмитриевич Бусел возглавлял Борисовский завод автотракторного электрооборудования и создал известный сейчас футбольный клуб БАТЭ, среди моих учеников также милицейский генерал Федор Павлович Гудей, руководители в прошлом бобруйских горисполкома — Александр Ефимович Стельмак и горсовета депутатов — Юрий Сергеевич Бондаренко, практически все руководители транспортных предприятий нашего города.
— Знаю, что вы много получали заманчивых карьерных предложений, всякий раз отказывались от них и не жалели, храня верность ставшему родным Бобруйску. Но хоть о чем-то вы пожалели в жизни?
— Только о незащищенной диссертации, которая была готова и от которой отвлекла большая стройка в техникуме.
— А чему вы больше всего радуетесь в жизни?
— Естественно, детям, внукам, всем людям, которые меня помнят, уважают, ценят — что еще нужно для человека!
— Федор Федорович, все читатели «Вечернего Бобруйска», уверен, присоединятся к словам благодарности за все сделанное вами для города и страны, за ваше солдатское мужество и талант педагога-руководителя, пожелают вам крепкого здоровья и личного счастья на многие годы.
Беседовал Александр КАЗАК.Фото автора и из архива Ф.Ф.Аскерко.
Поздравления юбиляру от друзей, коллег, учеников
Юрий Бондаренко, учащийся автотранспортного техникума в 1957-1961 годах, председатель Бобруйского горсовета депутатов в 1995-2007 годах:
— Федор Федорович был нашим преподавателем устройства автомобилей, а как только мы выпустились, он стал директором. Знал всегда уважаемого руководителя только с лучшей стороны. О высоких профессиональных и человеческих качествах его свидетельствуют также мнения коллег из сегодняшнего коллектива автотранспортного колледжа, высокие награды и звания юбиляра, его прекрасная семья. Знаю и сегодня супругу Нину Антоновну, сына Евгения, дочь Татьяну как замечательных тружеников и людей.
Как воспитанник и друг Федора Федоровича, желаю ему и в дальнейшем обладать таким же запасом творческой энергии, какую он излучает, не взирая на почтенный и почетный возраст. И не терять связи с коллективом колледжа, своими учениками и друзьями.
Владимир Вяткин, коллега по преподавательской работе, председатель Координационного совета общественных объединений, политических партий г. Бобруйска:
— Федор Федорович — это человек, не только сам посвятивший жизнь делу преобразования и преуспевания нашей страны, но и пропустивший сквозь свое сердце судьбы тысяч юношей и девушек, ставших настоящими гражданами и патриотами, приносящими пользу Родине. Это им создана прекрасная материально-техническая база для подготовки квалифицированных специалистов народного хозяйства. Это он многие годы показывает себя высокопорядочным человеком, обязательным как в словах, так и в делах. Желаю Федору Федоровичу здоровья и благополучия, продолжения своей яркой судьбы!
Наталья Смыслова, коллега по преподавательской работе, председатель Ленинской районной организации республиканского общественного объединения «Белая Русь»:
— От всей души поздравляю уважаемого Федора Федоровича с прекрасным юбилеем! За 20 лет совместной работы с моим Учителем, благодаря ему, сформировались как личность, как гражданин и я, и тысячи наших современников. Ему мы обязаны открытием в себе лучших качеств, способностей, талантов. И им мы научены передавать нашей смене их по эстафете. Спасибо вам, Наставник! Неугасающего вам здоровья и неиссякаемой энергии!
Леонид Солонович, выпускник автотранспортного техникума, директор ОАО «Бобруйсктранс»:
— В 1980-е учился в автотранспортном под началом Федора Федоровича, стал выпускником весьма престижного учебного заведения. Никогда не имел повода усомниться в человеческой основательности, искренней порядочности, профессиональной компетентности нашего преподавателя и директора. Да и в последующие годы, вплоть до нынешнего, воочию убеждаюсь в цельности и деловитости Федора Федоровича, с которым до сих пор работаем в составе государственной комиссии на выпусках автотранспортного колледжа. Продолжайте, пожалуйста, радовать нас всех своим присутствием на Земле!
Владимир Стельмак, выпускник автотранспортного техникума, директор автобусного парка №2:
— Горжусь, что получал образование в учебном заведении, которым руководил Федор Федорович — легендарный фронтовик, преподаватель, руководитель, которого знала добрая половина Советского Союза. Вместе с вложенными в нас профессиональными знаниями, он научил нас человечности, гражданственности, патриотизму — всему тому, чем в высшей степени обладает сам. Здоровья, здоровья и здоровья вам, дорогой Учитель!