Телефон спасения — 103: что нужно знать, вызывая «скорую помощь»?

17.9k
Подготовила Ирина РЯБОВА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Нередко люди, вызывая «скорую», волнуются или находятся в состоянии паники, отчего забывают сказать самое главное, путаются в мыслях. Однако при звонке в службу «103» очень важно быть собранным и максимально точно сообщить необходимую информацию, от этого зависит, насколько точно оценят ситуацию на том конце провода, через какое время к вам приедут, и в конечном итоге — здоровье и жизнь ваши собственные или ваших близких.

Разобраться в том, как правильно вызвать «скорую», в каких случаях это необходимо делать, в течение какого времени должна приехать бригада, нам поможет заместитель главного врача УЗ «Бобруйская станция скорой и неотложной медицинской помощи» Наталья Вежновец.

Когда звонить в «103» без колебаний?

При угрозе жизни и здоровью, а именно:

* при несчастных случаях, авариях и травмах, которые сопровождаются тяжелыми повреждениями, различными ранениями, ушибами, переломами, кровотечениями, вывихами, ожогами, отморожениями; при поражениях электрическим током или молнией, тепловом и солнечном ударах, повешениях, утоплениях, попадании инородных тел в дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт, отравлениях, укусах животных, змей, покушениях на самоубийство, изнасиловании;

* при внезапных заболеваниях: чаще всего это жалобы «умирает», «посинел», «не дышит», «задыхается», «парализован», «потерял речь», «не просыпается», «неукротимая рвота», при сильных болях в животе, в грудной клетке;

* при острых расстройствах психики, сопровождающихся агрессивными действиями по отношению к себе и (или) окружающим;

* при родах, для перевозки рожениц в родильные дома; если роды произошли вне стационара; при нарушении нормального течения беременности;

* если ЧП произошло в общественном месте, на улице, предприятии, учреждении, школе, детском саду;

* при обострении хронически заболеваний, если состояние неотложное. Например, у больного с бронхиальной астмой — приступ удушья. Но если нужно оценить тяжесть состояния, то необходимо в течение суток вызвать на дом участкового терапевта;

* Если у ребенка первого года жизни повысилась температура, рвота, сыпь. 

Что необходимо сообщить, когда вы звоните в «103»?

Точный адрес, фамилию, возраст пострадавшего или больного, повод для вызова, телефон и фамилию вызывающего. Обязательно сообщите код домофона, подъезд, этаж, при необходимости дайте максимально полную информацию о том, как до вас добраться. Быстро и четко отвечайте на все вопросы, задаваемые диспетчером. В ожидании «скорой», закройте собаку, будь то квартира или частный дом, какой бы доброй она вам ни казалась, по возможности желательно встретить бригаду скорой помощи. 

Когда консультацию врача можно получить по телефону?

В УЗ «Бобруйская станция скорой и неотложной медицинской помощи» круглосуточно по телефону: 46-82-80 можно получить консультацию врача СМП (руководителя смены по приему и передаче вызовов) по следующим вопросам:

- в какую организацию здравоохранения необходимо обратиться за получением медицинской помощи, если обращение пациента не относится к вызовам бригады скорой неотложной медицинской помощи (к примеру, у пациента зубная боль в ночное время, врач СМП порекомендует обратиться в травмопункт больницы СМП к дежурному стоматологу, в дневное — в стоматологическую поликлинику по месту жительства);

- что принять до приезда «скорой»?

- в какое лечебное учреждение госпитализирован бригадой СМП пациент? 

Как глухонемому вызвать «скорую»?

Для приема обращений за экстренной медицинской помощью от граждан с ограниченными возможностями слуха и речи, находящихся на территории Бобруйска и Бобруйского района функционирует телефонная линия прямого доступа входящих SMS-сообщений, принимаемых круглосуточно с любых телефонов сотовой связи. Ее номер: +375-44-738-90-76. При обращении следует в краткой форме указывать основные жалобы, фамилию, возраст, отмечать точный адрес вызова скорой медицинской помощи (улица, номер дома, корпуса, квартиры, этаж, код двери подъезда). 

Если человек лежит на улице…

… и на нем нет никаких повреждений, он не жалуется на что-либо, логичнее позвонить в милицию. Но если «лежачий» жалуется на плохое самочувствие или находится без сознания, на теле заметны травмы, стоит позвонить в «103». 

Сколько ждать «скорую»?

Все вызовы скорой медицинской помощи по приоритету подразделяются на: экстренные, срочные, неотложные.

К экстренным вызовам бригады СНМП относятся:

- авария; потеря пациентом сознания; сыпь с высокой температурой у детей;

- отравление пациента химическими веществами или лекарственными средствами; повешение, - утопление; обширный ожог; глубокие и обширные раны; судороги; острые нарушения дыхания; чрезвычайная ситуация;

- дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими; электротравма;

- падение с высоты выше собственного роста; пожар.

Экстренный вызов передается свободной бригаде не позднее 4 минут с момента его регистрации.

К срочным вызовам бригады СНМП относятся:

- нарушение ритма сердца (аритмия); сердечный приступ; приступ астмы; травма; инородное тело; кровотечение (желудочно-кишечное, маточное, носовое); отморожение; роды; внезапные - нарушения двигательной активности; вызов бригады СНМП, связанный с резким ухудшением состояния здоровья пациента при невозможности уточнения причины обращения.

Срочный вызов передается свободной бригаде не позднее 15 минут с момента его регистрации.

К неотложным вызовам бригады СНМП относятся:

- значительное изменение артериального давления; аллергия; головная боль;

- боль в животе, спине, грудной клетке; гемофилия; неадекватное поведение;

- почечная колика; рвота; сыпь; высокая температура (если температура не снижается пероральными лекарственными средствами); острая задержка мочи; пищевые отравления;       - внезапное изменение поведения у ребенка до 1 года; обезболивание; транспортировка пациента по вызову, принятому от медицинского работника.

Неотложный вызов передается свободной бригаде либо в амбулаторно-поликлиническую организацию здравоохранения (в рабочее время) не позднее 1 часа с момента регистрации.

В городе прибытие бригады СМНП по адресу вызова — в течение 15 минут с момента передачи (!) вызова бригаде, по району — до 30 минут.

Чем не занимается «скорая»?

Не назначает дальнейшего (после оказания скорой медицинской помощи) лечения пациентам, это уже находится в компетенции врачей поликлиники по месту жительства.

Не оказывает медицинскую помощь пациентам по назначению врачей других организаций здравоохранения (к примеру, не выполняет инъекции и другие процедуры, назначенные врачом поликлиники).

Не выдает листки нетрудоспособности и справки о временной нетрудоспособности.

Не выписывает рецепты на лекарственные средства (за исключение периода эпидемии ОРВИ).

Не проводит медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя, наркотических средств и других одурманивающих веществ). 

Обязана ли «скорая» госпитализировать?

Для госпитализации есть определенные медицинские показания. Часто больные, не осознавая серьезности своего положения, от нее категорически отказываются. Их можно понять: казенная койка, режим, и отсутствие привычного домашнего комфорта. Если больной отказывается ехать в больницу — это его право, но тогда в медицинских документах делается отметка за подписью врача и пациента, где указываются, какие могут быть последствия. Однако при критических, угрожающих жизни состояниях пациента и угрозе для окружающих, врач СМП обязан поставить в известность руководителя смены по приему и передаче вызовов, и привлечь сотрудников органов внутренних дел для осуществления транспортировки в стационар.

При организации транспортировки в стационар по направлению медработника поликлиники, он должен позвонить на «103» и предоставить все необходимые сведения о пациенте. От самих пациентов такие вызова не принимаются, так как транспортировка больных «скорой» осуществляется только в случае нуждаемости в медицинском наблюдении и оказании медицинской помощи во время транспортировки. «Скорая» — это не такси. 

Обязан ли работник «скорой» снимать обувь при входе в квартиру или дом?

Работник вправе не разуваться при входе. Ведь в некоторых случаях при оказании экстренной помощи каждая секунда на счету. 

Уважайте друг друга

Будьте спокойны, тактичны и вежливы при вызове «скорой». Имейте в виду, что ваш разговор записывается, и в случае возникновения конфликтной ситуации запись потом можно прослушать.

При возникновении вопросов либо жалоб по работе бригады СМП обращайтесь к главному врачу УЗ «Бобруйская станция скорой и неотложной медицинской помощи» Чудову Сергею Геннадьевичу по тел. 70-80-94 или в его отсутствие — к заместителю главного врача Вежновец Наталье Михайловне по тел. 46-82-73.