Генеральный директор ОАО «ФанДОК» Андрей Партянков: «Лучших времен предприятию еще нужно подождать»

12.2k
Ирина РЯБОВА. Фото: Денис СУДНИК
На протяжении многих последних лет о «ФанДОКе» вспоминают обычно в контексте различных проблем. Оттого журналистов часто меняющиеся руководители предприятия не жалуют — кто ж любит выносить «сор из избы», да афишировать проблемы?

Генеральный директор ОАО «ФанДОК» Андрей Партянков.Генеральный директор ОАО «ФанДОК» Андрей Партянков.

Однако нынешний генеральный директор «ФанДОКа», находящийся «у руля» предприятия с марта нынешнего года, Андрей Партянков согласился рассказать корреспонденту «Вечерки» о проблемах и перспективах предприятия, потому что при наличии всех трудностей он видит большой потенциал «ФанДОКа» и уверен, что перспективы у акционерного общества есть.

«Мне говорили: «Детей в садиках Бобруйска пугают «ФанДОКом»

— Андрей Иванович, не могу не задать вопрос, который у меня лично, да и у многих других вызывает, как минимум, недоумение. Как вы решились стать руководителем предприятия, переживающего столь непростые времена, тем более уйти с неплохого поста в концерне «Беллесбумпром»? 
— Конечно, работая в концерне «Беллесбумпром» в качестве начальника управления деревообрабатывающих и мебельных производств, я знал состояние дел на всех предприятиях деревообработки, в том числе и на «ФанДОКе». В части модернизации это предприятие было самым нарицательным, его обычно приводили в пример, когда говорили «все плохо». Во время первого моего знакомства с коллегами на меня смотрели с непониманием: когда у человека в жизни все, вроде, хорошо, как он может сознательно идти на такое проблемное предприятие? Мне говорили: «Детей в садиках Бобруйска пугают «ФанДОКом». Но это было мое добровольное решение, хотя принималось оно не просто. Что повлияло на него? Во-первых, в концерне я занимался бюрократической, бумажной, не свойственной для меня, работой. А ранее имел дело непосредственно с производством, и меня тянуло делать то, что я знаю и умею. К тому же, вникнув в состояние дел на предприятии, я понял, что у «ФанДОКа» при массе проблем есть существенный потенциал для роста. Ключевым моментом в принятии решения остаться здесь директором после того, как определенный период отработал и.о., явилось то, что люди здесь умеют и могут работать, только необходимо создать условия. Ведь самое главное — не техника, а наличие квалифицированной рабочей силы. Кризисы приходят и уходят, а люди остаются. Да, времена сейчас очень непростые для всех. Но этот период нужно просто пережить, перестроиться, перенаправить свои силы и средства. У «ФанДОКа» есть все для того, чтобы в перспективе вернуть те позиции, которые когда-то были утрачены. Тот же «Пинскдрев» в 80-х годах учился производить фанеру у «ФанДОКа». И то, что сегодня многие предприятия преподносят как ноу-хау, «ФанДОК» переживал уже в начале 90-х.

«Мы должны утроить выручку»

— Какова сегодня экономическая ситуация на предприятии?
— Наши финансовые показатели в 3-4-м квартале значительно улучшились в сравнении с первым полугодием. Но этого недостаточно, чтобы предприятие почувствовало себя стабильно и могло исполнять обязательства перед кредиторами, выплачивать достойную заработную плату. Чтобы это чудо произошло, мы должны утроить выручку.
Если в начале года у нас были проблемы с производством, непонимание того, что делать, куда двигаться, то сейчас проблемы иного характера. Наша продукция не находит покупателя, и дело не в качестве, не в цене. Просто фанера, которая занимает в структуре нашей выручки 75 процентов, сегодня не востребована так, как ранее. Рынок фанеры перенасыщен, в первую очередь, потому что Россия, вследствие девальвации рубля, из потребителя превратилась в самого крупного экспортера этого продукта, и мы находимся в условиях жесточайшей конкуренции, где-то даже, возможно, и в демпинге цен со стороны российских производителей. Переломить эту ситуацию в близкой перспективе не удастся, ее надо пережить. Такие ситуации на рынке возникают периодически.
— А западный потребитель нас не спасет?
— 60 процентов производимой фанеры отгружаем на экспорт в европейские страны: Испанию, Германию, Польшу, Румынию, Голландию, Литву. Вот, на этой неделе лечу в Венгрию для проведения переговоров по поставкам фанеры, на этот визит возлагаем большие надежды. Мы имеем некоторое преимущество перед нашими конкурентами вследствие наличия сертификата CARB, подтверждающего экологичность нашей фанеры и позволяющего использовать ее в производстве мебели, в том числе детской. Тем не менее, приходится очень активно искать потенциальных потребителей в других регионах мира.
— А что с производством мебели?
— Это направление сейчас переживает переломный момент: перестраиваем структуру производства, осваиваем новые модели мебели. Если раньше упор делали на одной коллекции — наборе спальни «Фиерта», то сейчас появились еще несколько новых моделей. Плюс — восстановили производство мебели из массива сосны, которая нашла своего потребителя. Это кухни из массива сосны, а недавно зарегистрировали и получили сертификат на спальню «Белая Вежа». Планируем в следующем году увеличить производство мебели, как минимум, в три раза. Я уверен: это направление сейчас позволит производить рентабельную продукцию. К слову, недавно возобновили поставки мебели в Россию, имеем неплохой объем заказов. Ведем переговоры с большой торговой московской сетью о наращивании объемов поставок. Среди наших покупателей появился новый регион — Краснодар, куда уже отгружены пробные поставки.
В связи с увеличением производства мебели перед нами встал еще один важный вопрос: наличие своей торговой сети. Прорабатываем вопрос об открытии фирменных магазинов в Минске и в Витебске. В Бобруйске нашу мебель сегодня можно купить в магазине на территории предприятия.
— Какие еще направления развиваются на «ФанДОКе»?
— Возобновляем выпуск столярной плиты в существующем цеху СМП, на нее вновь оживает спрос. Наращиваем выпуск мебельного щита. На лесопильном производстве идет и оптимизация численности, и вывод устаревшего оборудования, то есть, перестраиваем технологию в целях удешевления производства пиломатериалов. Активно развиваем наш леспромхоз, поскольку во многом затраты по лесозаготовке в итоге ложатся на конечную продукцию. И успехи есть: поступающее на предприятие сырье хоть и незначительно, но подешевело.
— Что по-прежнему является вашей «головной болью»?
— К сожалению, в виду своей энергоемкости не можем обеспечить рентабельную работу. Качество продукции, вроде, устраивает, но из-за больших энергозатрат мы несем существенные потери. Собираемся провести полный энергоаудит предприятия для того, чтобы понимать, как оптимизировать энергозатраты.

«Самое основное — это модернизация фанерного завода»

— Идет ли на «ФанДОКе» модернизация и в чем она выражается?
— Проведенная модернизация в части установки турбины, которая вырабатывает электроэнергию, к сожалению, не дала того эффекта, который ожидали. Трудно сказать, чья здесь вина, но что есть, то есть. Турбина введена в эксплуатацию с октября 2014-го года, но ввиду того, что все завязано еще и на модернизации существующего фанерного завода, в данный момент существенного объема электроэнергии мы не получаем.
Также модернизация подразумевала строительство завода ДСП, от которого, к сожалению, мы также не получили ожидаемой отдачи. Для того, чтобы как-то решать эту проблему, мы освоили выпуск мебели из этой плиты на основе тамбурата. На проходящей в сентябре республиканской выставке комплект мебели «Антарес», разработанный и произведенный на основе использования нашего ДСП с сотовым заполнением, был отмечен дипломом. По этой технологии наладили выпуск различных стеллажей, столиков, шкафов. Сейчас как раз на основе этой мебели мы готовим образцы для Финляндии. Освоили выпуск дверей с использованием нашего ДСП, которые в ценовом соотношении практически не имеют сегодня конкурентов. Тем не менее, этого недостаточно для полной загрузки завода.
Самое основное, на что возлагаем большие надежды — это модернизация фанерного завода. Этот товар всегда востребованный, ликвидный. Новый фанерный завод позволит существенно сократить затраты на производство этого продукта и существенно улучшит условия труда. На новом заводе будет уменьшено количество работников, он будет менее энергоемким. Надеемся, к концу декабря модернизация этого завода должна завершиться.
— «ФанДОК» всегда занимал огромные площади, в аренду их не сдаете?
— По недвижимости наше предприятие в системе концерна является лидером. 44 гектара территории в городе и около 50-ти — в трех областях, которые не используются в полном объеме. К сожалению, недвижимость, находящаяся за пределами города, лежит тяжким бременем на предприятии. Так что, мы готовы реализовывать производственные базы в Минской и Могилевской областях, объекты социального назначения, складские площади в Бобруйске, гаражи... В нашем административном здании сейчас пустуют два этажа, их мы также готовы сдать. Как и здание мебельной фабрики, которое пока не используем, складские и производственные помещения…

«Обязательства по зарплате выдерживаем»

— Что слышно с зарплатой на «ФанДОКе»?
— Тот момент, когда у нас было не выплачено по три заработные платы, мы пережили: в августе задолженность была погашена. Сегодня обязательства перед трудовым коллективом в части выплаты зарплаты мы выдерживаем. Думаю, скоро произведем выплаты за октябрь. Заработная плата от 2,7 миллионов рублей с январе выросла до 4,2 в сентябре. Работники всех подразделений переведены на прогрессивную форму оплаты. То есть, размер зарплаты напрямую зависит от выпуска продукции. Отменены выплаты по 9-му Декрету Президента, согласно которому работникам организаций деревообрабатывающей промышленности дополнительно к предусмотренной контрактом зарплате могут производится дополнительные ежемесячные денежные выплаты. К сожалению, эта социальная защищенность со стороны государства сыграла и негативную роль, люди перестали видеть стимул для работы.
— В каком режиме работает сегодня предприятие?
— Полной занятости, вынужденных простоев нет. Остановлен завод ДСП, но все работники перераспределены по другим подразделениям.
— Пришлось ли прибегнуть к сокращениям штата?
— На «ФанДОКе» трудится 1 254 человека с учетом гостиничного комплекса «ФанДОК» (с базой отдыха «Вербки»), гостевого дома «Радуга» и гостиницы «ФанДОК». Есть у нас издательский центр и столовая. За октябрь удалось уменьшить численность всего лишь на два человека, с начала года сократили 205 человек, из них 165 — работники, не занятые в основном производстве, и администрация. Пытаюсь оптимизировать численность непроизводственных работников, которые находятся на повременной оплате, их доля еще недопустимо высока. Текучесть кадров в последние месяцы практически прекратилась, наоборот, наблюдается увеличение желающих работать на предприятии.
— Приходится слышать об ужесточении порядков на предприятии…
— Проработав здесь некоторое время, я понял, что люди на «ФанДОКе» адекватные, искренне переживают за предприятие. Но в то же время их нужно направить, а где-то и заставить работать. Отсутствие, в первую очередь, системы ответственности и дисциплины привело к появлению иждивенческих настроений в рабочей среде. Сегодня, к счастью, коллектив в своем большинстве понимает, что заработная плата должна быть заработана.
— Андрей Иванович, подытоживая, каким вы видите будущее «ФанДОКа»?
— На ближайшую перспективу прогнозы не очень оптимистичны. Сейчас трудно приходится всем. Существенно на нашу сегодняшнюю жизнь влияет ситуация на внешних, да и на внутреннем рынке. Но все, что мы делаем, на мой взгляд, разумно и правильно. Главное же сегодня — реализация продукции. В трудное время человек, придя в магазин, выбирает первоочередной товар, а мебель или стройматериал откладывает на «потом». Так что, лучших времен «ФанДОКу» еще нужно подождать. Но я уверен в том, что все наши сегодняшние начинания дадут результат.

6 ноября, Бобруйск. Предприятие, некогда гремевшее, сегодня переживает не лучшие времена.6 ноября, Бобруйск. Предприятие, некогда гремевшее, сегодня переживает не лучшие времена.

Анатолий Михайлович Михолап, станочник деревообрабатывающих станков 4-го разряда цеха мебели ОАО «ФанДОК». Его стаж работы на предприятииАнатолий Михайлович Михолап, станочник деревообрабатывающих станков 4-го разряда цеха мебели ОАО «ФанДОК». Его стаж работы на предприятии — 23 года.

6 ноября, Бобруйск. ОАО «ФанДОК», день сегодняшний.6 ноября, Бобруйск. ОАО «ФанДОК», день сегодняшний.

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК», день сегодняшний.6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК», день сегодняшний.

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК». Начальник цеха сосновой мебели Николай Кушнер.6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК». Начальник цеха сосновой мебели Николай Кушнер.

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК». Идет модернизация завода по производству фанеры.6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК». Идет модернизация завода по производству фанеры.

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК». Идет модернизация завода по производству фанеры.6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК». Идет модернизация завода по производству фанеры.

6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК».6 ноября, Бобруйск, ОАО «ФанДОК». 

В магазине мебели производства ОАО «ФанДОК».В магазине мебели производства ОАО «ФанДОК».

В магазине мебели производства ОАО «ФанДОК».В магазине мебели производства ОАО «ФанДОК».

В магазине мебели производства ОАО «ФанДОК».В магазине мебели производства ОАО «ФанДОК».

Предприятие с более чем 85-летней историей ждут лучшие времена!

Предприятие с более чем 85-летней историей ждут лучшие времена!