Учащиеся минской учительской семинарии в 1905 году
После Кровавого воскресенья в январе 1905 года в Петербурге революционная ситуация обострилась донельзя. В Минске тоже стачка началась 13 января и охватила все промышленные предприятия, но требований никаких протестующие не выдвигали, и 17 числа забастовка кончилась. Днем ранее, 16 января, прекратили работу ремесленники в мастерских и приказчики магазинов в Бобруйске, но фабричные и заводские рабочие их не поддержали. Стачка продолжалась 3 дня, а 19 января все вернулись к своим рабочим местам.
Кто же за что воевал?
Никаких требований со стороны стачечников в Бобруйске тоже заявлено не было. Вот как отразила этот протест газета «Последние события» №6 за 1905 год словами одного из его участников: «…Очень оживленной была неделя до начала забастовки. У нас было много встреч. На каждой из них было от 80 до 280 рабочих. Они говорили о свободе, о забастовке в Баку, о петербургских событиях и о наших требованиях в настоящее время. В кружках работа также была очень оживленной. Но мы не призывали рабочих к забастовке. Потому что понимали, что она может иметь смысл, когда все работники — как евреи, так и христиане — объединятся. 14 числа нам был звонок из ЦК Бунда и мы решили начать забастовку. Понятно, что мы приняли решение о всеобщей забастовке, предложив участвовать в ней и местным группам РСДРП. Еврейские рабочие хотели начать забастовку в воскресенье, а христиане в понедельник… В субботу состоялась массовая встреча 650 еврейских рабочих, которые собрались быстро — через полчаса все были в одном месте. На встрече был развернут красный флаг, на котором были написаны два требования: об окончании войны и принятии Конституции. Выступающие отметили важность момента и заявленных требований... Энтузиазм был настолько велик, что толпа разошлась с криками «ура».
На следующее утро группы наших работников пошли в мастерские с призывом к забастовке. Все шло гладко. «Поалей-Цион» решил поддержать забастовку, но он был недоволен тем, что Бунд не пригласил их присоединиться, так что приказчики магазинов (большинство из них находятся под влиянием сионистов), которые сначала поддержали забастовку, вернулись в кладовые и склады. Город кипел: военные патрули, казаки и полиция на лошадях вокруг. Несколько человек были арестованы».
А вот как Григорий Нестроев в своем «Дневнике максималиста» вспоминал события начала 1905 года в Бобруйске: «...В центре города в ярко освещенном зале собрались представители всех революционных организаций города. Комментируются вести из Москвы, восставшей на баррикадах за свободу и права человека, обсуждаются вопросы об отношении к горожанам-купцам, заводчикам, не пожелавшим подчиниться решению забастовочного комитета в смысле приостановки всех работ. Обсуждаются и отвергаются по настоянию железнодорожников предложение минских с.-р. о взрыве мостов и предложение бобруйских солдат, переданное через бобруйский социал-революционный комитет, о сдаче революционерам Бобруйской крепости. Густые облака дыма окутывают сидящих. Дверь то открывается, то закрывается. Все новые и новые известия приносит телеграф».
После зимних волнений наступило, как водится, весеннее обострение. Даже столичное «Русское слово» обратило внимание на далекую провинцию, поместив аж две строчки петитом: «Бобруйск, 9, V. Забастовали сапожники. Прекратили работы служащие на бойне. Город рискует остаться без сапог и без мяса».
Но Бобруйску было не до шуток и не до иронии. Более месяца горожане страдали от забастовки мелких хозяев мясных лавок и их работников. Целью ее было вытеснение богатых мясников и достижение договоренностей с малыми. Но результатом стало то, что мясо подорожало для рабочих…
28 мая на собрании в память погибших в житомирском погроме помимо обычных ораторов выступал и сионист-социалист. Вместо того чтобы говорить о погроме, он начал пропагандировать свою партию и призывать против Бунда. Вскоре он так распалился, что со всех сторон послышались крики «Долой сионизм!». Председательствующий был разочарован, и другие сионисты стащили оратора вниз со сцены.
В свою очередь, «еврейский Бунд» на том же собрании 28 мая принял решение идти с разрешения полиции на кладбище. В 5 часов там уже было 3000 человек. Выступившие на митинге три бундовца говорили про погромы и товарищей, которые пали в Житомире. Их выступления произвели большое впечатление на всех слушателей. Пытался взять слово и один из сионистов-социалистов. Председательствующий быстро свернул повестку и предложил всем, во имя организации Бунда, провести демонстрацию на улицах города. Предложение было с радостью принято. Но на выходе с кладбища группа казаков во главе с полицеймейстером перегородила дорогу. Оказывается, в полицию позвонила домохозяйка, чтобы демонстрацию разогнали. Тогда был отдан приказ стрелять, и казаки взяли свои винтовки.
Однако бундовцы к этому времени испросили уже в полиции официальное разрешение пройти по улицам. Казаки оставили их в покое. Демонстрация имела успех. Три тысячи человек прошли маршем по улицам шеренгами одна за другой. Люди смотрели из окон и с балконов на эту необычную картину и многие махали руками толпе. Казаки были на каждой улице, но они не беспокоили никого. На Муравьевской прокурор призвал разогнать толпу. Казаки сразу же начали бить демонстрантов нагайками. С призывами «Долой самодержавие! Долой полицию!» манифестанты продолжали движение. Некоторые бросали камни в казаков. В результате три человека были арестованы. Но уже вечером полицеймейстер сказал, что все это было ошибкой, и арестованных отпустили.
Активные участники революции из бобруйчан
Соломон Семенович Вольфсон — еврей, сын учителя, переплетчик, родился в 1889 году в Бобруйске, получил домашнее образование. С 1904 года работал в Минской организации партии социал-революционеров под кличкой «Соломончик-маленький» на технической работе и в типографии. Арестован в 1906-м в Минске…
Иуда Менделевич Гуревич, еврей, сын учителя, столяр, родился в 1878-м в Бобруйске, образование домашнее. В 1897-99 годах работал в Бобруйске и Екатеринославе в РСДРП под кличкой «Иуда»; в 1900-1901 годах в Екатеринославе участвовал в забастовках, кассир стачечного комитета; в 1901-1903 годах в Митаве проходил военную службу в 180-м пехотном Виндавском полку, вел агитацию. В 1903-м эмигрировал в Лондон, в 1904-м перешел в ПСР, работал в типографии; в 1905-1906 годах в Минске, Кишиневе, Одессе в ПСР под кличкой «Арон» работал по транспорту литературы и в типографии. В 1906-м арестован в Одессе…
Яков Борисович (Янкель-Шахно Берков) Нейман, еврей, портной, родился в 1887-м в Бобруйске, образование домашнее. В 1905-м вошел в ПСР под кличкой «Яшка», участвовал в демонстрации в Екатеринославе. Был арестован и через 3 недели освобожден. Второй раз подвергся аресту в Бобруйске. 17 октября 1906 года за распространение прокламаций среди солдат приговорен к ссылке на поселение, которую отбывал в Енисейскогй губернии до 1917 года.
Гессель Хаимович Расин, еврей, столяр, родился в 1891 году в Бобруйске, образование домашнее. В 1904-06 годах работал в Бобруйске в Бунде под кличкой «Приказчик» в типографии и по профлинии. Затем работал в 1906-07 годах в Екатеринославе, Симферополе, снова в Бобруйске под той же кличкой как боевик. Арестован 29 июня 1907-го в Бобруйске и 28 декабря того же года в Вильно осужден за убийство провокатора на 15 лет каторги.
Лазарь Борисович Ривин, еврей, сын трубочиста, родился в 1888 году в Бобруйске, образование домашнее. В 1904-05 годах в Бобруйске распространял с.-р. литературу; в 1906-07 годах там же работал в ПСР как боевик; за убийство провокатора Голесника арестован 29 июня 1907-го и 29 декабря того же года осужден в Вильно к смертной казни, замененной каторгой без срока. Каторгу отбывал до 1917 года.
Израиль Беркович Шендерович, еврей, сын мясника, слесарь, солдат, родился в 1884-м в Бобруйске, окончил 2-классное ремесленное училище. В 1903-04 годах работал в Бобруйской организации Бунда. В 1905-07 годах, будучи на военной службе в Митаве, входил в военную организацию РСДРП и под кличкой «Соломон» вел пропаганду среди войск. Арестован в 1907-м, сидел в Двинских казематах и через несколько месяцев выпущен на поруки. Повторно арестован в Бобруйске в январе 1908-го, переведен в Ригу, где осужден на 6 лет каторги, которую отбывал там же до 1914 года.
… В последние месяцы 1905 года под влиянием всероссийской политической стачки усилились выступления и в армии. В ноябре волнения солдат произошли в Гродно, в Бобруйской и Брестской крепостях. В дисциплинарном батальоне цитадели на Березине, например, участие в них принимали около 900 человек, треть из которых составляли кронштадтские матросы. Позднее, в 1906 году, в историко-революционном сборнике «Былое» сообщалось: «…В Петербурге 23 ноября главный военный суд в том же заседании слушал дело о нижних чинах бобруйского дисциплинарного батальона Якушева и Волкова, приговоренных временным военным судом в Бобруйске за подстрекательство и участие в бунте. Первый — к смертной казни через расстреляние, а второй — к 16 годам, 1 неделе и 1 дню каторжных работ. На приговор этот поступили протест прокурора и жалоба осужденных. И тот и другой оставлены без уважения»*.
*Орфография оригинала.