Директор ОАО «БМЗ» Валерий Лихман: «Ситуация сложная, но делаем все, чтобы вернуть заводу доброе имя»

6101
Александр УДОДОВ. Фото: Александр АНТАШКЕВИЧ
«Вечерка» продолжает цикл интервью с руководителями больших и малых предприятий о том, как жить и выживать в сегодняшних реалиях

Валерий Всеволодович Лихман, директор ОАО «Бобруйский машиностроительный завод».Валерий Всеволодович Лихман, директор ОАО «Бобруйский машиностроительный завод».

С 22 мая этого года директором ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» работает Валерий Лихман. О сегодняшнем дне и перспективах старейшего предприятия с ним беседовал наш корреспондент.

– Валерий Всеволодович, все средства, направленные на выкуп акций завода, остались в его распоряжении. Как они используются?
– Прежде, чем рассказать, как использовались и используются средства от выкупа акций, скажу о том, какую продукцию мы выпускаем. Завод является производителем 2-х линеек центробежных насосов: предназначенных для перекачки нефти, нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов; для перекачивания абразивных смесей (грунтовые насосы).
Компанией ГМС совместно с министерством промышленности Республики Беларусь была разработана и реализуется совместная инвестиционная программа на 2012-2017 годы. Главной ее задачей было создать конкурентоспособную продукцию для нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, что позволило бы сделать серьезный рывок в наращивании объемов и выходе на новые рынки. Была запланирована разработка новой линейки насосов типа 2НК, 2НПС, которые соответствуют международному стандарту API 610. Для этого создана рабочая группа из конструкторов завода, подписан договор с профильным институтом, который тоже входит в активы ГМС. Группа работает с 2012 года и уже разработала часть линейки насосов, мы осуществили их первые поставки и есть хорошие отзывы от нефтяников. Для реализации этой программы было закуплено современное оборудование – четыре обрабатывающих центра, которые позволили существенно повысить производительность труда. Один станок сейчас заменяет 5-6 станков, которые использовались раньше. Была закуплена и часть оборудования для совершенствования литейного производства. Но если инвестиции в механосборочное производство дали планируемый результат, то в литейном не до конца были продуманы технические решения. Они решали некоторые локальные задачи, но не давали главного конечного результата – снижения дефектности и себестоимости литья. Часть средств было направлено на инфраструктуру: произведены ремонты и реконструкция зданий и сооружений, утеплили цеха, поменяли окна, частично отремонтировали полы в механосборочном производстве. В настоящее время деньги, предусмотренные в программе, освоены не в полном объеме. Часть их была, по согласованию с министерством промышленности, направлена в трудный период на восполнение оборотных средств, и в текущем году их не можем привлечь для продолжения реализации инвестиционной программы, потому что предприятие продолжает находится не в простой финансовой ситуации.
В то же время работы по развитию инвестиционной программы нами продолжены. Так как грунтовые насосы в объемах предприятия составляют более 65 процентов, разработан план новой техники по развитию и модернизации этих насосов. Планируем, что в 2017-2018 году у нас появится и новая линейка грунтовых насосов. Но надо работать над снижением себестоимости. Никто не купит хороший насос, если он будет необоснованно дорогой.
– На заводе шли разговоры, что закрывается литейное производство. Если да, то по какой причине и где предполагается приобретать литье?
– Проектная мощность литейного цеха более 2,2 тысячи тонн в месяц чугунного литья, стального литья и литья из износостойкого чугуна. Так как объемы производства существенно снизились, уменьшилась и потребность в литье. Для плана производства необходимо 100-150 тонн литья в месяц. При снижении объемов литья существенно растет его себестоимость. Мы работаем в условиях очень жесткой конкуренции на рынках насосной продукции. Особенно это касается линейки грунтовых насосов. Цена литья существенно влияет на себестоимость насосов. При этом в первом квартале текущего года мы имели низкое качество литья, которое в разы превышало установленный процент брака. Это очень негативно влияло на конкурентную способность наших насосов и их продаваемость. Чтобы исправить ситуацию, мы начали ее решать в двух направлениях. Во-первых, заниматься повышением качества литья и снижать процент брака. И он уже снижен в два раза. Но этого недостаточно, мы продолжаем работать в этом направлении за счет кадровых, организационных и технических мероприятий. Второе направление – это поиск и закупка дешевого качественного литья у специализированных предприятий, в том числе входящих в группу ГМС. Были проведены соответствующие тендеры. Заключили договора, стали покупать литье и сравнивать его со своим. Это позволило снизить цены на нашу продукцию и наполнить портфель дополнительными заказами. Поэтому быть литейному производству на заводе или не быть, зависит от нас самих. Если вернем традицию выпускать дешевое и качественное литье, то литейные цеха будут работать, если нет, то будем вынуждены приобретать сырье по кооперации.
– Кто сейчас является основным потребителем продукции, поставляете ли насосы в дальнее зарубежье?
– Главным заказчиком остается Россия, куда мы поставляем 62 процента продукции. Второй крупный заказчик – Казахстан, туда идет 17 процентов насосов. На третьем месте – белорусский рынок. Остальные потребители – другие страны СНГ, на дальнее зарубежье работаем на уровне одного процента. Для того, чтобы туда выходить, нужно предлагать современное качественное насосное оборудование, соответствующее международным стандартам API 61О, к чему мы и стремимся.
– А чем заинтересовал ваш завод Газпром, откуда приезжала недавно делегация?
– Существует дорожная карта по программе импортозамещения в рамках Таможенного союза. Курирует этот вопрос министерство промышленности Беларуси. Принято решение о проведении аудита белорусских предприятий, выпускающих продукцию, которой интересуется Газпром. Насосы – как раз один из тех элементов, который важен для Газпрома. Это серьезный заказчик продукции, и нужно постараться, чтобы мы попали в реестр поставщиков. Надеемся, что предприятие оставило неплохое впечатление у комиссии Газпрома.
– Какое сейчас финансовое положение предприятия? Вас коснулись такие негативные моменты, как неполная занятость, несвоевременность выплаты зарплаты?
– Финансовая ситуация крайне сложная. В конце прошлого года начались серьезные проблемы с курсами валют, которые не могли не сказаться на инвестиционных проектах наших заказчиков. Как следствие, объемы продаж упали. Помимо этого, на мой взгляд, бывшим руководством предприятия было допущено несколько принципиальных ошибок. В условиях серьезного колебания курсов нельзя было делать резких движений по изменению цен на нашу продукцию. Эти шаги повлияли на портфель заказов, и даже от тех тендеров, которые были выиграны, заказчики отказались. Поэтому первый квартал года оказался провальным. Было принято решение о смене руководства, в мае я с 1-м заместителем Алексеем Борисовичем Сычевым приступили к своим обязанностям. С командой руководителей и специалистов предприятия была организована работа по исправлению ситуации.
Главной задачей было увеличить портфель заказов. Мы провели серьезную реорганизацию службы продаж, дополнительно приняли в нее людей, сделали, чтобы работа была плановой, а не хаотичной. Ввели дополнительную систему мотивации менеджеров по продажам, чтобы при успешной работе они получали более высокую зарплату, верхнего потолка у них нет. Начали работать над развитием дилерской сети. Стали искать дилеров в отдаленных регионах, куда не наездишься в командировки. Несколько дилерских договоров уже подписано, работа пошла. Провели анализ цен на продукцию предприятия и стараемся проводить более гибкую ценовую политику, чтобы нарастить объемы производства. Понятно, что все это в одночасье результата не даст. Думаю, что в четвертом квартале мы хорошо законтрактуемся и получим задел на будущий год, что позволит увеличить выпуск товарной продукции по сравнению с текущим годом на 40-50 процентов. Начиная с мая месяца, мы почти утроили объемы ежемесячно выпускаемой продукции, и эту динамику сохраняем. Почти на 100 процентов был выполнен план второго квартала, на 106 процентов выполнили план третьего по товарной продукции, надеемся, что неплохо сработаем и в четвертом квартале.
Причина сложной ситуации и в том, что на нас лежит серьезное кредитное бремя, которое накоплено за предыдущие годы, и нам тяжело обслуживать кредиты. Решать эту проблему помогает управляющая компания ГМС, выделив нам дополнительное финансирование.
По итогам 2016 года нам нужно выйти на порог безубыточности. В 2017-2018 годах начнем продвигать нашу новую продукцию и за счет ее продолжать наращивать объемы. Предприятие имеет все для того, чтобы вернуть себе доброе имя и достойно быть представленным на рынке.
Что касается неполной занятости, то она была в первом полугодии. Но когда начали увеличивать объемы производства, вышли на полную занятость. У нас не было в текущем году задолженностей по выплате зарплаты. Размер средней зарплаты с начала года у нас постоянно увеличивается и соответствует средней заработной плате по городу.
Численность работников на предприятии 560 человек, и масштабных сокращений до конца года не планируется.
– А социальная сфера на предприятии сохранилась?
– Да, у нас есть общежитие, сохранилась база отдыха, в столовой работники предприятия питаются с отсрочкой платежей, стоимость обедов приемлемая. У нас очень активная профсоюзная организация, в рамках коллективного договора стараемся мотивировать и поддерживать людей, организовывать их досуг.
– Расскажите, пожалуйста, о себе. Нравится ли вам Бобруйск?
– Родился я в 1959 году в городе Ливны Орловской области. Высшее образование получил во ВТУЗе при заводе имени Лихачева в Москве. Обучение в этом ВТУЗе позволяло получить высшее образование и осваивать рабочие профессии. По окончании учебы работал в подмосковном городе Балашиха на предприятии, связанном с космической отраслью, – в ОАО «Криогенмаш». Прошел путь от инженера, технолога до заместителя генерального директора-технического директора. Женат, у меня двое сыновей. Старший сын Игорь работает в Министерстве науки и образования Российской Федерации, он кандидат экономических наук. Младший Александр учится в авиационном институте и, так же как и я в свое время, совмещает обучение с работой на предприятии вертолетостроения. Супруга Людмила работает на «Криогенмаше». Она в отпуск приезжала ко мне в Бобруйск. Город нам очень понравился. Вообще, Беларусь поразила чистотой, ухоженностью. Очень нравятся люди – своей отзывчивостью и доброжелательностью.