Школьный библиотекарь: и швец, и жнец, и на дуде игрец

5009
Ирина РЯБОВА. Фото автора.
26 октября отмечается Международный день школьных библиотек. Накануне этой даты корреспондент «Вечерки» побывала в библиотеке одного из старейших учебных заведений нашего города — школы №3.

Библиотека СШ № 3.Библиотека СШ № 3.

Царством книг здесь заведует Наталья Слука — библиотекарь с 27-летним стажем работы на одном месте. К слову, в прошлом году Наталья Федоровна была удостоена диплома специальной премии имени Михася Лынькова, учрежденной Бобруйским горисполкомом. А недавно привезла из Минска благодарственное письмо за работу, получившую поощрение в номинации «Патриотическое воспитание на православных традициях» 1-го Республиканского конкурса «Библиотека — центр духовного просвещения и воспитания». А еще Наталья Федоровна является руководителем методического объединения школьных библиотек нашего города.

Сегодня в учреждения общего среднего образования города функционирует 38 библиотек, обслуживанием читателей в которых занимаются 56 библиотекарей. 57% из них имеют высшее специальное образование и стаж работы в должности более 20 лет. Ежегодно библиотекари учреждений образования становятся дипломантами конкурса на премию Бобруйского горисполкома им. М. Лынькова «За популяризацию белорусского языка». В мае 2015 года библиотекари СШ № 3 Наталья Слука, СШ № 21 Наталья Бородич, СШ № 29 Татьяна Скрипоченко стали лауреатами совместного республиканского конкурса Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной церкви «Духовно-нравственное воспитание молодежи».
Заведующий библиотекой СШ №10 Жанна Романюк приняла участие в республиканском фестивале работников библиотек, где поделилась опытом работы сайта школьной библиотеки.
Библиотекари гимназии № 1 Наталья Колесникова и Светлана Кожевникова с разработкой внеклассного мероприятия «Певец Нарочанского края», посвященного юбилею М. Танка, стали лауреатами областного конкурса «Библиотека – территория творчества».

… Время тут словно остановилось: те же шкафы с формулярами, высокие полки с ровными рядами книг, подшивки газет и журналов, тематические подборки литературы, запах книг — все, как было в нашем далеком детстве. И также на перемене шумной толпой в библиотеку забегают мальчишки и девчонки, в основном, за программной литературой. Наталья Федоровна знает практически каждого из них по имени и фамилии, и даже их родителей — ведь через нее прошло уже не одно поколение учеников. Компания 11-классников забежала в библиотеку за «Днями Турбиных», «Собачьим сердцем», «Мастером и Маргаритой»  —  по программе проходят Булгакова. Так что не правы те, кто считает, что современная молодежь читает классику только в Интернете и в коротком изложении.

— В Интернете большие произведения читать неудобно, глаза устают, — говорит учащийся школы Женя Быстров. —  А еще приятно держать в руках книгу, чувствовать ее запах. Помимо программной литературы читаю фантастику, исторические книги.

Того же мнения придерживается и Наташа Зеленая, которая является завсегдатаем библиотеки, и помимо программной литературы любит читать романтические истории.

— Насколько современные дети читающие в сравнении с предшествующими поколениями? — интересуюсь у Натальи Федоровны.

— Дети всегда одинаковые. Программную литературу читают практически все. Чехов, Горький, Пушкин, Толстой востребованы во все времена. Самые читающие — первоклашки. Как только дети приходят в школу, для них организуют знакомство с библиотекой. Они с таким искренним интересом смотрят на стеллажи, их удивляет большое количество книг, и первые несколько лет они охотно читают детскую литературу, журналы. В 6-7 классе интерес несколько падает, они ограничиваются прочтением хрестоматии, многие предпочитают компьютер. А в старшую школу идут преимущественно те, кто хочет поступать в ВУЗы, и они читают, потому что надо.

Какой у вас книжный фонд? Насколько активно он пополняется?

Фонд большой: 15 тысяч экземпляров художественной литературы и 18 тысяч учебников. В этом году получили 107 книг, из них одна на электронном носителе, 55 — из серии «Школьная библиотека», остальные — методическая и учебная литература. Обновление у нас небольшое, фонд в основном, устаревший. В сравнении с общественными библиотеками мы живем очень скромно. Спасибо, сейчас какой-то фонд оказывают спонсорскую помощь, иногда нам приходят книги серии «Школьная библиотека». Стараемся приобретать что-то своими силами, предлагаем родителям принести книги, из которых ребенок уже «вырос». Частично пополняем фонды за счет замены утраченных книг.

Заведующая библиотекой СШ №3 Наталья Слука.Заведующая библиотекой СШ №3 Наталья Слука.

До школьных библиотек уже добралась новая техника и современные информационные технологии?

— Увы, пока никакой техники нет. У меня нет даже компьютера, хотя согласно современным требованиям, всю информацию я должна занести в электронный каталог. У меня же пока все на бумажных носителях. Но получаем много дисков по различным предметам, аудиокниги, которые учителя активно используют для проведения уроков. Мы поддерживаем тесную связь с детской библиотекой им. Островского, они лучше оснащены различной техникой. 

Чем отличается работа школьного библиотекаря от работы коллег в обычной библиотеке?

— Наша специфика в том, что у нас один человек выполняет множество функций, в отличие от общественных библиотек, где каждый отвечает за конкретную работу: один выдает справки, второй обслуживает читателей на абонементе, третий — в читальном зале, и так далее. А еще огромный кусок нашей работы — это выдача и сбор учебников, обеспечение их сохранности, оплата за учебники. Также школьный библиотекарь принимает самое непосредственное участие в образовательном и воспитательном процессах. Если нужно, я иду на замены: на библиографических уроках рассказываю ученикам, как пользоваться книгами, справочной литературой. Принимаю участие в организации 6-го дня недели. Школьная библиотека является информационным центром для учителей при организации различных мероприятий. Когда поступают новинки методической и учебной литературы, на педсовете делаю для учителей выставку и обзор каждой книги. Готовлю тематические выставки к разным датам и важным событиям. И еще собираю пресс-папки на разную тематику по материалам СМИ, они у нас прочитываются до дыр! (Наталья Федоровна с гордостью демонстрирует массивнее папки с многочисленными вырезками из газет — прим. автора). Мы, как Википедия, должны знать все.

— Какая средняя зарплата у школьного библиотекаря?

— Около 2, 5 млн.

При такой нагрузке немного… Почему решили выбрать эту профессию? Не разочарованы выбором спустя годы?

— Я с детства мечтала работать с детьми. Нас было три родных сестры, и еще несколько двоюродных. Так как разница в возрасте была приличной, мне нередко приходилось заниматься их воспитанием. Решила стать филологом, но не поступила. Работала воспитателем в детском саду в Ростове на Дону. А потом по совету подруги поступила в библиотечный техникум, где она училась. Вот уже 27 лет работаю библиотекарем и не жалею. Несмотря на все трудности, мне нравится то, чем я занимаюсь, работой я живу.

Библиотека СШ № 3.Библиотека СШ № 3.

Библиотека СШ № 3.Библиотека СШ № 3.

Библиотека СШ № 3.Библиотека СШ № 3.

Библиотека СШ № 3.Библиотека СШ № 3.