— Мы сегодня обслуживаем 44 городских, 29 пригородных, 8 междугородних и 1 международный маршрут, — рассказывает Владимир Васильевич. — В целом 7 месяцев текущего года работали без убытков, чисто по нашему автопарку прибыль составила 1 миллиард 50 миллионов рублей, но картину нам «подпортил» славный город Кличев, автопарк которого с 1 января этого года присоединен к нам. С учетом его убытков чистая прибыль у нас составила около 353 миллионов рублей, рентабельность — минус 12,6 %.
— Какие из перевозок приносят прибыль, а какие убыточны?
— Так было всегда: городские, пригородные перевозки нам, кроме убытков, ничего не приносят. За 7 месяцев этого года городские перевозки дали 2 миллиарда 400 миллионов чистого убытка, по пригородным — около 260 миллионов рублей. По городским перевозкам возмещение собственными доходами у нас достигает 81%, это самый высокий показатель по области, а по республике нас опережает только один пинский автопарк. Что касается грузовых перевозок — у нас 250 миллионов прибыли. Хотя после присоединения к нам того же Кличевского участка 11 его грузовиков за два первых месяца года принесли 217 миллионов убытков, а с марта, когда мы их забрали себе, они работают неплохо. У нас есть еще заказные перевозки, именно на них у нас сегодня самая большая прибыль. Это автобусы, выполняющие разовые заказы, доходы от таковых — около 11%. Если наш основной перевозчик — Могилевский автобусный парк на заказных перевозках имеет где-то 240- 300 миллионов дохода в месяц, то у нас эта цифра — стабильно порядка 790 миллионов, а за 7 месяцев этого года на них мы получили более четырех с половиной миллиардов рублей.
— Каков сегодня размер государственной субсидии автопарку?
— За 5 месяцев субсидий не было совсем, с июня они возобновились. Если по области в среднем возмещение затрат автопаркам составляет 28%, то у нас по городу — 15%, на нашем уровне субсидии получает лишь пинский автопарк, но у него убытки гораздо больше.
— Какие заказные перевозки пользуются спросом?
— И частники заказывают, и на свадьбы, похороны, туристические поездки, выпускные, различные праздники. Кстати, в этом году многие бобруйчане ездили с нами на оздоровление в Херсонскую область — Железный порт. Если в прошлом году многие побаивались из-за ситуации в Украине, в этом году группы желающих отдохнуть там набирались каждых 10 дней, последняя группа отправилась 2 сентября. Стоимость поездки доступна: 850 тысяч рублей туда-обратно. Я и сам этим летом отдохнул в Железном порту.
— Пассажиропоток в городском транспорте сегодня значительно падает?
— Если в прошлом году за сутки мы провозили где-то 90-95 тысяч населения, то сегодня — только 78 тысяч. Практически в каждой семье появился свой автомобиль. Но, конечно, автобусы нужны и востребованы. Где-то в 2005 году автопарк подавал на город 47 автобусов, сегодня стабильно работает 82 автобуса, и все — по графику на каждом маршруте. Объемы пассажиропотока в городских автобусах упали по всей республике примерно на 25%.
— Какие междугородние и международные маршруты вы сегодня выполняете?
— У нас 8 междугородних маршрутов: Минск, Могилев, Витебск, Новополоцк, Солигорск, Гомель, Рогачев, Кличев и один международный — Москва. Когда-то мы пробовали вводить новые маршруты: Барановичи, Санкт-Петербург, но они были убыточны.
— Частники вам сильно составляют конкуренцию?
— Что касается междугородних и международных маршрутов, конкуренция серьезная. Сегодня, порой, работают перевозчики непонятной собственности, которые берут лицензию на нерегулярные маршруты, и перед нашим автобусом пытаются «загрести» пассажиров. Сегодня такая ситуация по всей республике, отчего автопарки несут убытки. Если наш автобусный парк на международных перевозках за 7 месяцев имеет прибыль около 54 миллионов, то почти все остальные в убытках: Могилев — 1 миллиард 100 миллионов, Гродно — 364 миллиона, Барановичи — 350 миллионов, Гомель — 1 миллиард 200 миллионов... Единственный, кто еще имеет прибыль — это автобусный парк в Витебске, там граница рядом.
— Какие еще услуги оказываете населению?
— Стараемся «гасить» убытки за счет «прочей» деятельности. Сегодня оказываем услуги по ремонту сторонним организациям, у нас имеется СТО грузовых автомобилей и автобусов «МАЗ», есть своя платная стоянка. Предлагаем организациям предрейсовый медицинский осмотр. У нас есть два медика, которые работают по 12 часов. Они зарабатывают около 9 миллионов в месяц, то есть, практически себе на зарплату. Наши механики проводят технический осмотр. Еще сдаем свободные помещения в аренду.
— Зарплату работникам выплачиваете регулярно?
— В течение последних двух лет у нас нет задолженности по заработной плате и по налогам, мы на сегодняшний день — это, пожалуй, один из немногих парков в объединении «Могилевоблавтотранс», который не берет кредиты. Средняя зарплата наших работников за июнь-июль — 6 миллионов 803 тысячи рублей, с начала года была 6 миллионов 425 тысяч. У водителей городских автобусов средняя зарплата — 8 миллионов 800 тысяч, пригородных — 7 миллионов 200 тысяч, мягкой бригады (междугородние и международные перевозки) — 9 миллионов 100 тысяч, грузовиков — 7 миллионов 800 тысяч рублей. В нашем объединении у нас самые высокие зарплаты.
— Сколько единиц техники в вашем автопарке? Насколько своевременно он обновляется?
— Всего 170 единиц, включая шесть самосвалов и две фуры. Согласно поручению Президента, с 2006 года во всех автопарках республики ежегодно обновление должно составлять 10%. В принципе, мы обновлялись нормально. В прошлом году за свои средства купили два микроавтобуса «Пежо боксер», в позапрошлом — два автобуса «МАЗ-152» большой вместимости. В прошлом году получили 10 новых автобусов, в этом — два автобуса «МАЗ-103», к концу сентября нам обещают еще закупки. Планируем получить автобусы малой вместимости на 26-27 мест для пригородных перевозок. Если по городу сегодня ситуация более-менее стабильная, то по пригороду есть вопросы. В целом у нас современная хорошая техника — по городу работают только «МАЗы» с силовым агрегатом «Мерседес». Все машины находятся в рабочем состоянии, под забором машин нет. Только периодически возникают жалобы по системе отопления-охлаждения: люди говорят, что зимой холодно, потому что мы, якобы, экономим, а летом жарко, потому что не выключается отопление. Но на самом деле в холодный период года салоны обогреваются по максимуму, а летом печки отключаются. Но такова особенность конструкции автобуса «МАЗ».
— Какова численность работников автопарка? Текучка есть?
— Штат составляет 505 работающих. Водителей — 221, из них водителей автобусов: 203 человека. Городской транспорт обслуживают 144 водителя, пригород — 31, мягкая бригада — 28, водителей грузовиков — 9 и несколько человек в хозпарке. Текучки нет. Ежедневно к нам приходят проситься на работу. Если когда-то работников не хватало, то сейчас все изменилось. Работать водители стараются, за соблюдение графика рейсов мы платим премиальные. Хотелось бы отметить следующих водителей: по пригороду — бригадира Виктора Козлова, который всю сознательную жизнь проработал в автопарке, и Виктора Иващенко, по городу — Вячеслава Сущеню, Олега Нагиева, по межгороду — Анатолия Хомяка, Виталия Гороха.
— Бывает, что автобусы не приходят вовремя?
— Нет, такого практически не бывает. Изредка может нарушиться график автобуса №18 из-за железнодорожного переезда. Мы первыми в 2006 году запустили систему «Шкипер»: на мониторе в режиме реального времени можно наблюдать за перемещением всех автобусов, в каждом из них имеется обратная связь. Эта система очень дисциплинирует водителей, да и мы всегда можем проверить информацию в случае поступления жалоб от пассажиров.
— Со школьниками проблемы возникают?
— В начале сентября бывают проблемы со справками. Льготы на проезд учащиеся имеют только при наличии справки, а в начале учебного года они есть не у всех. Иногда возникают недоразумения из-за справок. В прошлом году было даже возбуждено уголовное дело в отношении двух 21-летних девиц — учащихся колледжа, которые самолично изготавливали справки другим за 20 тысяч рублей.
— Сколько сегодня должен стоить проезд для пассажиров, чтобы полностью окупались затраты? В ближайшее время не планируется повышать плату за проезд?
— Стоить должен чуть более 5 тысяч рублей (а стоит 3,5 тысячи). А повышение оплаты от нас не зависит. В апреле мы хотели ее немного поднять, но не получилось. Думаю, до ноября никто этот вопрос рассматривать не будет.
— Сами вы часто бываете пассажиром автобуса?
— Довольно часто. Был случай: сел я в автобус, а служебное удостоверение дома забыл. А мне кондуктор говорит: где у вас написано, что вы директор автопарка? Есть у нас такие кондуктора ответственные, их не волнует, кем является пассажир.
Директор автопарка №2 Владимир Стельмак: «Проезд в автобусе должен стоить чуть больше 5 тысяч рублей»
4844В условиях финансового кризиса непросто приходится всем. Как сегодня выживает или живет бобруйский автопарк №2, услугами которого ежедневно пользуется значительная часть бобруйчан? Об этом наш разговор с директором предприятия Владимиром Стельмаком.