Останутся ли исторические въездные знаки в Бобруйске?

5236
Александр КАЗАК. Фото Александра ЧУГУЕВА, из архива «ВБ» и интернет-источников.
Отнекивался-отнекивался от предложенной темы о новом въездном знаке в нашем городе, а полазив по форумам, заинтересовался. Оказывается, даже клуб любителей въездных знаков существует на просторах интернета! А я-то думал, что только на летнем предотпускном бестемье — и знак тема, вот и обсуждают посетители сайтов достоинства и недостатки новой малой архитектурной формы на въезде в Бобруйск по Минскому шоссе.

Бобруйск. Въездной знак на Минском шоссе.Бобруйск. Въездной знак на Минском шоссе.

Немного «знаковой» истории

В архивных источниках нашлось упоминание о «Чертовом камне», находившемся на границе «грунтов Менских» — стародавней границе окрестностей Минска, в пределах которой менчуки испокон веков вели хозяйственную деятельность. Позже на камень стали наносить название населенного пункта, в который вела дорога, или имя владельца окрестных земель. Сведений об обозначении таким образом древнего Бобрусека найти не удалось. А вот позже, когда уже была возведена крепость на Березине, а именно в 1817 году, император Александр I, дававший «добро» на ее строительство, подписал и другой важный указ, вменявший в обязанности «При въезде в каждое селение иметь (по примеру заведенных в Малороссии) столб с доской, показывающей, как селение сие называется, кому принадлежит, и какое имеет число душ». Вот с тех пор, вероятно, и обзавелся наш славный град въездными знаками.

До революции таблички с надписью «Бобруйскъ» устанавливались на полосатых верстовых столбах. Затем антураж указателей менялся вместе с правилами орфографии. Запомнили бобруйчане и исполненные готическим шрифтом шильды с названием города в годы Первой мировой войны, а затем буквально повторившие их оккупационные — во время Великой Отечественной… Слава Богу, более семидесяти последних лет алфавит на указателях используется теперь один. Хоть и информирует о названии города на Березине на двух языках. Когда жить стали мирно и веселее, фантазия у руководителей города, архитекторов стала выходить за пределы аскетичных представлений о воротах, по сути, города. Их начали прихорашивать, украшать, вкладывая некий символический смысл, дававший намек всяк въезжавшему на содержание посещаемого муниципального образования.

Мостовой аншлаг Мостовой аншлаг "Бобруйск".

«А что, у нас и автобус в Москву всегда ходил…»

Бобруйск. Старый въездной знак на Минском шоссе.Бобруйск. Старый въездной знак на Минском шоссе.

Покойный ныне Валентин Алексеевич Пилипенко рассказывал, как в бытность его заместителем председателя горисполкома возникла идея установить капитальные, более монументальные знаки на всех основных дорогах, ведущих в Бобруйск. Таковыми сочли шоссе, соединяющие с Минском, Могилевом, Светлогорском и Слуцком. Не мудрствуя лукаво за основу взяли — ни меньше, ни больше — монумент «Покорителям космоса», к тому времени уже установленный у входа на Выставку достижений народного хозяйства СССР в Москве. Попросили бобруйских зодчих творчески поработать над этим предложением. Архитекторы поработали, и стела, в которой и сегодня угадывается угол подъема московского монумента, на долгие годы стала таким же символом Бобруйска, как и одноименная гостиница со шпилем. Четыре таких знака украсили не только северные, восточные, южные и западные ворота города, но остались и на обложках путеводителей, фотоальбомов, на открытках и плакатах, посвященных нашему городу на Березине. Вряд ли кто-то усмотрит в бобруйских стелах некое заимствование, плагиат, но обсуждая эту тему с Валентином Алексеевичем, услышал от него совершенно искреннее: «Многое тогда у столицы перенималось, это было даже правилом хорошего тона. А у нас, ко всему, еще и автобус прямого сообщения ходил Бобруйск-Москва…».

Пьедесталы, буквы на них регулярно подкрашивались, возле них высаживались цветы. Весьма органично вписались на стелах объемные изображения ордена Трудового Красного Знамени, которым наградили Бобруйск в 1987 году в связи с 600-летием со дня основания. Когда в 1994 году председателем горисполкома стал Владимир Федорович Романовский, он распорядился вымостить площадки у въездных знаков плиткой, установить цветочницы, поддерживать порядок вокруг на постоянной основе. И оказался прав: часто можно и сегодня видеть, как путешественники останавливаются, фотографируются у первых, встречающих их, символов нашего города. С наступлением ХХI века эти скромные как по художественному замыслу, так и по материалам исполнения сооружения стали не очень, как посчитали более креативно мыслящие современники, вписываться в городскую среду. Захотелось чего-то более соответствующего времени.

Счастливого пути в новое столетие!

На глазах преображаться город на Березине стал к «Дожинкам-2006». Именно тогда на главном, минском направлении въездной знак с «космическим изгибом» решено было усилить  укрепленным на железнодорожном мосту над трассой аншлагом «Бобруйск» с изображениями бобра, герба города и шин — главных бобруйских символов, сменившихся последовательно в ходе периодического обновления этих ворот города. 

Проект въездного знака. 2013 год.Проект въездного знака. 2013 год.

Самое гениальное – на обратной стороне моста выезжающих провожали простые и теплые слова «Счастливого пути!», чего не было на знаках из ХХ столетия. Концепция «предмостной» встречи гостей на ближних подступах продержалась аж до подведения итогов конкурса на лучший проект нового въездного знака в 2013 году. Более того, победил в состязании зодчих именно эскиз, предусматривавший преображение прозаического желдормоста во фрагмент Бобруйской цитадели с конкретным образом существовавших в ней Минских ворот. Как все было символично и романтично! Но…

Мощи творческих устремлений молодых архитекторов и руководителей города, положительных отзывов бобруйчан после общественного обсуждения проекта и хорошей прессы на него не хватило, чтобы пробить крепостную стену бюрократических согласований-пересогласований, инструкций и директивных указаний. Между тем, проект был сравнительно масштабный и вполне бюджетный. Несомненно, его реализация украсила бы город и добавила бы еще одну изюминку в самобытный облик Бобруйска. Не случилось. Не появилось архитектурно-декоративной композиции, не просто информирующей о названии населенного пункта, а и отражающей его историческое и народнохозяйственное значение.

Знаки всякие важны, но не всякие нужны

Въездной знак в Чаусах.Въездной знак в Чаусах.

Зато появился знак при дороге, каких немало на нашей земле, и не только белорусской. Принципиально, в дизайнерском, конструктивном отношении, в творческой мысли новый въездной знак ничем не отличается от установленных, скажем, в Чаусах, Слуцке, Житомире, простите за выражение, Урюпинске или Мемфисе (штат Теннесси, США). Минимальный джентльменский набор геральдических элементов, применению которых учат студентов-архитекторов на втором курсе, и никакого полета фантазии. Разве могут составить многоплановый образ нашего города на Березине поданные в лоб герб, орден, название и год его письменного упоминания? Прямо скажем, не хватило средств выразительности авторам для создания цельной, емкой и понятной исторически-индустриально-культурной визитной карточки Бобруйска. Как говорится, меняй на нашей стеле названия и гербы, устанавливай в любом городе — везде подойдет. А ведь крепостей таких больше нет, шинных комбинатов — у нас единственный, да и фест, подобный «Венку дружбы», к которому так старались установить въездной знак, поискать еще надо по городам и весям страны…

Въездной знак в Мемфисе.Въездной знак в Мемфисе.

Скромность, конечно, украшает. Но еще лучше, когда о чем-то сделанном говорят: скромно, но со вкусом. Любые знаки хороши, когда они просты, но не обыденны. Тем более важен этот принцип для объектов, обреченных на роль своеобразных памятников, у которых людям захочется сфотографироваться.  На память о пребывании в Бобруйске.

Въездной знак в Житомире.Въездной знак в Житомире.