Начальник ИМНС по Бобруйску Сергей Киселев: «Надеюсь, налоговая система будет упрощаться»

4817
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
12 июля сотрудники налоговых органов отмечают свой профессиональный праздник. Однако у коллектива ИМНС РБ по г. Бобруйску есть дополнительный повод для того, чтобы поднять бокал с шампанским — в этом году служба празднует 25-летие, торжества по этому поводу прошли в театре 2 июля.

Начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Бобруйску Сергей Киселев.Начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Бобруйску Сергей Киселев.

Накануне знаменательной даты корреспонденты «Вечерки» встретились с начальником ИМНС по г. Бобруйску Сергеем Киселевым и расспросили о том, легко ли в наши дни наполнять бюджет и убеждать людей в необходимости платить налоги.

— Не секрет, что без фискальных органов государство существовать не может — подобные структуры были во все времена. Каковы сегодня функции налоговой инспекции и сводятся ли они только к наполнению бюджета?

— Наша основная задача — это контроль за исполнением субъектами хозяйствования своих обязательств в части уплаты налогов. Плюс разъяснительная работа — как и в каком объеме их платить. Одел консультаций постоянно проводит семинары, отдельно мы работаем с предпринимателями и физическими лицами, чтобы было меньше ошибок и штрафов.

— Вам это выгодно?

— Да, безусловно. Мы стараемся повысить культуру налогоплательщиков, чтобы они сами и вовремя производили отчисления в бюджет, а не делали это в принудительном порядке.

— Во время кризиса все без исключения жалуются на нехватку денег. Сложно ли сегодня наполнять бюджет?

— Те планы, которые нам доводятся, выполняются на сто процентов. По состоянию на первое полугодие, наши налогоплательщики из числа юридических лиц задолженности не имеют. Конечно, есть свои трудности, без которых не обойтись. Например, сегодня очень высокая дебиторская и кредиторская задолженность у предприятий. Но все задания мы выполняем.

— Какие меры предпринимаются, если все же возникают проблемы с уплатой налогов?

— Работаем с налогоплательщиками. Штрафные санкции в этом случае не являются нашей целью, ведь если брать контрольную службу, то поступления от нее составляют менее 1% от общей суммы, они погоды не делают. Штрафы составляют 10 или 20 процентов от суммы налога — это немного. Поэтому мы предпринимаем ряд контрольных мер, направленных на то, чтобы плательщики не уходили от налогообложения.

— Налоговую политику в Беларуси гибкой назвать сложно. Тем не менее, в законодательстве периодически что-то меняется. Одно из нововведений этого года — передача прав по определению ставки налога на землю и недвижимость местным Советам. Что это на практике дает городу?

— Да, у горсовета теперь есть право уменьшать либо увеличивать ставку налога на землю и недвижимость. Это обеспечивает дифференцированный подход в налогообложении и дополнительные поступления в бюджет в размере 20 миллиардов рублей. Красивые улицы, хорошие дороги — городу нужно же как-то жить. Это небольшая сумма, так как годовой бюджет Бобруйска составляет 958 миллиардов рублей.

— С 1 июля ожидаются изменения на рынке алкоголя и табака — лицензии на торговлю этими видами подакцизных товаров теперь будут выдаваться только юридическим лицам. Отразится ли это на наполняемости бюджета?

— Ну, предприниматели у нас алкоголем и так не торгуют. Что касается табака, то отношение к нему со стороны государства соответствующее. Есть постановление Минторга о том, чтобы не выставлять этот вид продукции на витрины, и я считаю, что это правильно. Отдельно налог на табак и алкоголь не начисляется, он уплачивается от общей выручки. Ну, не будут продавать сигареты — увеличат ассортимент других изделий. На поступлениях в бюджет, я думаю, это не отразится.

— Не секрет, что у рядовых граждан отношение к налоговым органам далеко не самое лучшее. Как вы формируете положительный имидж инспекции?

— Действительно, таких людей, которые бы любили налоговую, немного. Человек всегда чем-то недоволен. Вот недавно был случай — налогоплательщик пожаловался на то, что зашел к инспектору, а тот ему не улыбается. Пришел он ко мне в кабинет, изложил жалобу, я ему улыбнулся — и конфликт был разрешен.

Могу сказать, чтобы массовых жалоб и претензий к нашим специалистам у налогоплательщиков нет. Мы стараемся объяснять людям, что каждый обязан платить налоги. Причем, разъяснять так, чтобы человек пошел и сам их заплатил. Существует законодательство, которое нужно соблюдать. И если налогоплательщик собирается его нарушить, то должен быть готов и к тому, что за это придется отвечать. Ну, и наши граждане нередко способствуют нарушениям. Например, не требуют чеки при покупке товаров. Поэтому мы являемся сторонниками безналичных расчетов и оплаты через терминалы — это позволяет минимизировать нарушения и избежать штрафных санкций. Ведь если человека оштрафовать, то он, естественно, будет недоволен.

— Налоговая инспекция наполняет бюджет, но при этом и сама существует на полученные средства. Во сколько обходится содержание такой структуры?

— В смете на содержание нашей налоговой службы 90% от общей суммы отводится на небольшую заработную плату, которая в среднем составляет 4 миллиона 800 тысяч. С учетом того, что у нас в штате состоит 120 человек, посчитать, сколько получается в месяц, не сложно. Остальные 10% — это расходы на электроэнергию, воду, канцелярские товары.

При этом мы себя полностью окупаем — поступления от контрольной деятельности в десятки раз выше, чем расходы на содержание налоговой инспекции. Вот смотрите, на проведение проверок в прошлом году нам было выделено 3 миллиона 900 тысяч рублей — деньги, которые мы потратили на контрольные закупки. В итоге они принесли нам 7 миллиардов 800 миллионов рублей.

— Какой вы представляете себе налоговую инспекцию будущего?

— Наша служба еще очень молодая, в этом году ей исполняется 25 лет, хотя для нас это целая жизнь. Сейчас идет процесс становления налоговых органов, разрабатываются новые модели работы с плательщиками. В целом же ситуация стабилизировалась, и в будущем, я надеюсь, налоговая система будет упрощаться.

Для этого есть все предпосылки. Например, в 2009 году была введена система электронного декларирования, которая избавила людей от визитов в инспекцию, и в настоящее время 72% субъектов хозяйствования передают все необходимые документы по интернету. То есть, идет постоянное совершенствование системы.

Мы контролируем правильность и полноту начисления налогов, но мне бы очень хотелось, чтобы в будущем плательщики стали более ответственными и самостоятельными. А сама система уплаты налогов — прозрачной, понятной и доступной.

Заместитель начальника управления – начальник отдела контроля налогообложения индивидуальных предпринимателей Петр Усов.Заместитель начальника управления – начальник отдела контроля налогообложения индивидуальных предпринимателей Петр Усов.

Начальник отдела контроля налогообложения организаций №2 Наталья Шматкова и главный государственный налоговый инспектор отдела контроля налогообложения организацийНачальник отдела контроля налогообложения организаций №2 Наталья Шматкова и главный государственный налоговый инспектор отдела контроля налогообложения организаций №2 Оксана Карканица.

Главный государственный налоговый инспектор отдела контроля налогообложения организаций Ирина Онищук.Главный государственный налоговый инспектор отдела контроля налогообложения организаций Ирина Онищук.

Старший государственный налоговый инспектор отдела контроля налогообложения физических лиц Светлана Малашук, начальник отдела контроля налогообложения физических лицСтарший государственный налоговый инспектор отдела контроля налогообложения физических лиц Светлана Малашук, начальник отдела контроля налогообложения физических лиц Татьяна Пинчук и старший государственный налоговый инспектор отдела контроля налогообложения физических лиц Елена Тимошенко.

Начальник управления учета налогов и взыскания платежей Лилия Наронская и заместитель начальника управления – начальник отдела учетаНачальник управления учета налогов и взыскания платежей Лилия Наронская и заместитель начальника управления – начальник отдела учета и отчетности Наталья Каминская.

Главный государственный налоговый инспектор отдела учета и отчетности Елена Березкина.Главный государственный налоговый инспектор отдела учета и отчетности Елена Березкина.

Главный государственный налоговый инспектор отдела контроля налогообложения индивидуальных предпринимателей Людмила Гой.Главный государственный налоговый инспектор отдела контроля налогообложения индивидуальных предпринимателей Людмила Гой.

Главный государственный налоговый инспектор отдела учета платежей индивидуальных предпринимателей Светлана Лагойко и начальник отдела учета платежей индивидуальныхГлавный государственный налоговый инспектор отдела учета платежей индивидуальных предпринимателей Светлана Лагойко и начальник отдела учета платежей индивидуальных предпринимателей Наталья Парчук.

Сотрудники отдела контроля налогообложения организаций №2.Сотрудники отдела контроля налогообложения организаций №2.