Кадеты в летнем лагере, 1913 г.
Школьная детвора не без нетерпения дождалась желанной поры каникул и встала, наверное, перед выбором: куда пойти-поехать отдохнуть? Точнее, такой вопрос больше стоит перед родителями — куда отправить чадо: на деревню к бабушке, на пару смен в пригородный оздоровительный лагерь или в лагерь дневного пребывания при школе? Прообразу последнего формирования посвящена наша сегодняшняя историческая рубрика.
Первая коммуна возникла еще при… царе
Вообще, первые в мире детские лагеря отдыха появились во Франции, Америке, Англии и Швейцарии. Они, в первую очередь, создавались для времяпрепровождения детей из элитных или обеспеченных семей. В конце XIX — начале XX века в России тоже неоднократно предпринимались попытки создать под эгидой благотворительных обществ и комитетов различные детские организации и объединения. Одни, не успев возникнуть, тут же распадались, другие, завоевав признание детей, просуществовали до 1917 года. Примером таких объединений, ставших прообразом пионерских лагерей, являлись возникшие в конце XIX века так называемые летние колонии. В Москве этими учреждениями ведало Общество школьных вакационных колоний, в Петербурге — Общество охранения народного здравия. Как правило, колонии размещались на благотворительных началах в школах и помещичьих усадьбах, где отдыхали гимназисты, дети мещан, купцов и крестьян. К началу XX века только в окрестностях Москвы насчитывалось несколько десятков колоний.
Армия цесаревича Алексея в Могилеве на Днепре, 1912 г.
А в 1905 году в Щёлково на левом берегу Клязьмы был открыт первый в России летний детский лагерь-коммуна для детей рабочих. Коммуну организовали выдающийся российский педагог Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) и архитектор Александр Устинович Зеленко (1871-1953). Впервые в жизнь проводились идеи трудового воспитания, детского самоуправления и удовлетворения интересов детей, которые, как правило, подавлялись или не встречали отклика в традиционных школах.
В 1906 году в Москве С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко создали общество «Сетлемент» (англ. — «поселение»), ставившее перед собой задачу создания системы учреждений, включавшей в себя детский сад, начальную школу, детский клуб, детские мастерские, в которых ребята обучались бы не только различным ремеслам, но и получали бы общеобразовательную подготовку.
Третье лето (1907 года) в колонии под Щёлково в две смены провело около восьмидесяти детей. Почти все управление и содержание колонии держалось на самих ребятах. Деньги колонии хранились у единогласно выбранного казначея — пятнадцатилетней девочки, которая вела всю отчетность. При колонии были устроены библиотека и читальня. Но уже в 1908 году общество «Сетлемент» было закрыто полицией за «пропаганду социализма среди детей», а сам Шацкий арестован.
В 1909 году бесстрашные энтузиасты вновь открыли общество «Детский труд и отдых», а в летнее время с 1911 года начала работать детская колония «Бодрая жизнь» (на территории современного города Обнинска). Во всех детских учреждениях С.Т. Шацкий и его коллеги проводили интереснейший эксперимент по созданию детского коллектива в процессе совместного производительного труда. Большое внимание уделялось эстетическому и нравственному воспитанию детей.
Добрый след в душах московской бедноты оставил и тульский учитель Георгий Константинович Ремизов, который весной и летом 1909 года организовал первые игровые площадки для юных москвичей. Переехав в Москву и заручившись поддержкой городских властей, Ремизов к 1912 году открыл 24 площадки, которые, как отмечала городская управа, «должны иметь большое культурное значение для детей, отвлекая... от вредного влияния улицы, шалостей, приучая их к некоторой дисциплине».
Бобруйчане были одними из первых
Удивительно, но факт: колонии-дачи для детей в нашем городе возникли еще в 1902 году. Вот как об этом сообщал общепедагогический журнал для школы и семьи «Русская школа»:
«Школьные колонии в Виленском округе.
Попечителем Виленского учебного округа приняты меры к устройству на первое время двух колоний-дач, именно, в г. Бобруйске для учеников местной прогимназии и при станции Подбродье, С.-Петербургско-Варшавской железной дороги, для учеников Виленской 1-й гимназии. Главнейшие основания устройства этих колоний-дач, выраженные в утвержденных попечителем округа уставах, заключаются в следующем. В колониях-дачах помещаются за небольшую плату, под наблюдением и руководством одного из преподавателей или помощников классных наставников, дети несостоятельных родителей или таких, которые по каким-либо причинам не могут провести лето с детьми на даче. Колонии имеют целью доставить ученикам не только отдых на чистом воздухе, но и такие занятия, которые, не обременяя детей, должны содействовать их развитию в физическом, умственном, нравственном и эстетическом отношениях. Сообразно с этим, занятия учеников-колонистов должны составлять доступные им отрасли хозяйства, например, садоводство, огородничество и другие, а также ручной труд. В числе полезных развлечений должны иметь место подвижные игры, катание на лодках, хоровое пение, музыка, танцы и т. п. Об устройстве этих колоний-дач попечителем округа было доведено до сведения Министерства народного просвещения, которое, как слышно, отнеслось к такому мероприятию попечителя весьма сочувственно и признало желательным, чтобы идея устройства школьных колоний-дач получила возможно широкое осуществление во всех учебных округах. В этих видах Министерство разослало учебно-окружным начальствам копии положений об упомянутых колониях-дачах, из которых дача в Бобруйске представляет тип учреждения с приходящими, а дача в Подбродье с постоянно живущими в колонии воспитанниками, и просило представить Министерству соображения по вопросу об устройстве школьных колоний-дач, а также о том, какая организация колоний была бы наиболее целесообразной по местным условиям. По получении затребованных сведений Министерство не преминет преподать общие руководственные указания относительно устройства школьных дач».
Из гимна скаутов, написанного в 1904 году:
Будь готов, разведчик, к делу честному,
Трудный путь лежит перед тобой, Глянь же смело в очи неизвестному,
Бодрый телом, мыслью и душой!
… Помогай больному и несчастному,
К погибающим спеши на зов.
Ко всему большому и прекрасному Будь готов, разведчик, будь готов!
А в следующем году этот же журнал дополнил свою информацию:
«Летние школьные колонии.
Директора Виленской и Бобруйской гимназий представили в Министерство народного просвещения проект устройства дач-колоний для недостаточных учеников вверенных им гимназий, где учащиеся могли бы проводить лето для поправления своего здоровья. Проекты эти подверглись рассмотрению Ученого комитета Министерства, который одобрил мысль директоров двух названных гимназий и при этом высказался за желательность распространения этой новой меры в школьномъ деле и на другие средние учебные заведения империи, где не существует организаций, подобных Петербургскому обществу школьных дач, которое обслуживает столичные гимназии, от которых Общество и получает материальную поддержку в виде ежегодных взносов и добровольных пожертвований, собираемых обыкновенно весною с учащихся. Желательным типом проектируемых школьных дач признается небольшое общежитие учащихся под наблюдением одного из членов педагогического состава, предпочтительно женатого и семейного, данного учебного заведения или группы однородных учреждений по взаимному соглашению; на которого и должно быть возложено попечение о правильном отдыхе учащихся, связанном с необременительным физическим и умственным трудом. Для более прочной же постановки нового у нас дела школьных дач признана желательной организация в больших центрах для этой цели особых Обществ, подобных Петербургскому обществу школьных дач. Для этой цели будет выработан нормальный устав. Разрешение на открытие действий таких Обществ будет предоставлено местным попечителям учебных округов».
Первыми пионерами были скауты
Со временем появлялись другие школьные колонии, более просторные и благоустроенные. Часто сами педагоги приглашали в свои имения или на дачи учеников из бедных семей. Вывозила детей на оздоровление в деревню и городская управа. Часть оздоровительных дач содержалась на средства государства. Умиротворение молодежи и просто удаление ее с улиц городов составляли после революции 1905 года одну из важнейших задач власти. Организаторы первых колоний видели их назначение также в оздоровлении и физической закалке детей. Большое внимание стали уделять их культурному развитию. Обитатели колонии наслаждались красотами природы, ходили в походы, пели, рисовали, читали. В этом внутреннем обогащении ребенка, по замыслу педагогов, заключалась суть их программы.
«Педагогический персонал дачи, — читаем в одном из отчетов, — со своей стороны, придавая важное значение эстетическому развитию учащихся, разнообразными мерами приходил им на помощь в этом деле. Некоторые из воспитанников занимались фотографией под руководством заведующего и фельдшера колонии; проявлявшим способность к живописи была предоставлена возможность писать красками; обладавшие хорошим голосом разучивали с помощью заведующего и членов его семьи песни и романсы, иные учились декламации.
В пользование воспитанникам было предоставлено пианино. Наконец, был организован хор и оркестр балалаечников. Время от времени устраивались импровизированные концерты, а дважды в течение лета с разрешения г-на попечителя учебного округа были устроены литературно-музыкальные вечера с приглашением соседних дачников. После концертов до 11 ночи состоялись танцы. Вечера эти возбуждали живой интерес как учащихся, так и довольно многочисленных посетителей-дачников».
Устройство летних лагерей требовало огромных средств. В бюджете их не было. Масса беспризорных детей оставались на улице. Для физического и морального оздоровления подрастающего поколения нужно было создать систему частной и государственной благотворительности и совершенно новый институт педагогов-воспитателей, занимавшихся досугом школьников. Одним из направлений, по которому пошли, было создание скаутского движения, уже существовавшего во многих странах Европы.
В России скаутизм появился по инициативе военного ведомства, которое с высочайшего благословения и согласия правительства направило в 1910 году в Англию, Голландию, Данию и Швецию группу офицеров для ознакомления с деятельностью отрядов юных разведчиков. Вскоре после возвращения из-за границы капитан лейб-гвардии 1-го стрелкового Его Величества полка О. И. Пантюхов в Царском Селе организовал первый отряд скаутов, членами которого стали сыновья чиновников, военных и торговцев. Практически в то же время штаб-ротмистр Г. А. Захарченко организовал скаутский отряд в Москве. После первых, не совсем удачных попыток привить скаутизм на русской почве, на высочайшем уровне было принято решение о пропагандистском и организационном обеспечении скаутского движения. В 1911 году выходит в свет книга «Бойскауты», через год — русский перевод книги Баден-Пауэлла (основателя скаутизма) «Юный разведчик» и «Памятка русского разведчика» О. И. Пантюхова.
Предпринятые меры дали незамедлительные плоды. Уже в 1914 году отряды скаутов организуются при учебных заведениях Астрахани, Перми, Одессы, Саратова, Ставрополя и многих других городов. А накануне октября 1917-го скаутские отряды действовали более чем в 200 городах России и объединяли около 50 тысяч бой- и герлскаутов. Первый отряд девочек-скаутов, насчитывавший 130 человек, был организован в 1915 году в Киеве. Единая скаутская программа занятий была дополнена в нем такими предметами, как уход за детьми, цветоводство, кулинарное искусство, домашнее хозяйство.
На развитие русского скаутизма сильнейшее воздействие оказали война и ура-патриотические настроения российского общества. Эти настроения были чрезвычайно умело использованы начальниками отрядов для вовлечения в скаутские патрули детей из рабочих и неимущих семей. Психологически тонко продуманные законы, заповеди и обычаи, игровые формы работы, привлекательная форма и возможность приобрести в отрядах практические умение и навыки сделали свое дело. Как отмечал И.Н. Жуков, «лишить скаутизм всех этих атрибутов игры, форменной одежды, значков, символов и «тайных знаков» — значит не понять его сущности и превратить его из серьезной и увлекательной игры в серьезное и скучное занятие. Слишком серьезным людям нечего делать в этой организации, они не поймут ее или сделают ее бескровной, анемичной и бледной». Отсюда и то серьезнейшее отношение к подготовке инструкторских кадров, о чем шел заинтересованный разговор на состоявшемся в декабре 1915 года в Петрограде I Всероссийском съезде инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом.
Подготовленные кадры инструкторов, мастерски владеющие скаутингом, во многом определяли успех движения. В этом была их сила, но в этом же заключалась и их слабость. Безоглядно уповая на скаутинг, казавшийся многим скаутмастерам всесильным Сезамом, и подчеркивая везде и всюду «чистоту скаутизма, чуждого каких-либо политических или иных тенденций», лидеры движения не смогли, да и не могли подняться до понимания того, что, следуя в русле государственной политики, скаутизм вольно или невольно являлся проводником господствовавшей идеологии. Не случайно, в годы гражданской войны многие скауты, воспитанные в духе «исполнения долга перед Богом, Родиной и Государем», оказались по другую сторону баррикады. Этого им простить не смогли. Революционную нетерпимость не могли охладить ни доводы Н. К. Крупской, советовавшей взять от скаутизма все лучшее, влив в него социалистическое содержание и поставив его тем самым на службу новому обществу; ни эмоциональные аргументы И. Н. Жукова, раскрывавшего в своих брошюрах и докладах гуманизм движения и его внимание к личности ребенка. Пионерская организация пошла другим путем...
Тем не менее, советские пионеры сделали своим скаутский призыв «Будь готов!», наполнив его новым содержанием и идеологией. Так же, как и использование принципов юных разведчиков-скаутов в памятных многим играх «Зарница» и «Орленок». Но это уже другая история о том, кто и как проводил лето…
Еврейская образцово-показательная детская коммуна в Малаховке под Москвой. Дети за обедом. Среди них — заведующий колонией т. Шварцман и известный художник Марк Шагал, работавший тогда в колонии. 1921 г.