Были и небылицы Бобруйской крепости. 4 июня цитадели на Березине исполняется 205 лет

10.3k
Рубрику «История» ведет Александр КАЗАК. Фото из архивов.
Ровно 4 июня 1810 года 1295 рабочих приступили к земляным работам на правом высоком берегу Березины в Бобруйске...

Главные ворота Бобруйской крепости.Главные ворота Бобруйской крепости.

Осенью был заложен кирпичный завод в Кривом Крюке, а на земле помещика Гриневича основан известковый завод. Работы развернулись невиданные дотоле, и спешность их объяснялась реальной угрозой Российской империи со стороны наполеоновской Франции… Более двух веков прошло с того времени, как бонапартова авантюра не удалась. Многое, что имеет отношение к одной из лучших в Европе начала ХIХ столетия твердыне на Березине, истерлось, мифологизировалось в памяти народной. Попробуем же восстановить некоторые элементы исторической справедливости.

Нельзя же все приписывать Екатерине

Полагают, что…

«…Потом Екатерина II взяла строительство под свое опеку. Она приказала, что это станет перевалочной базой русской армии…» (proarenda.com, орфография сохранена).

На самом деле…

Задолго до начала строительства императрица имела лишь косвенное отношение к возведению фортеции. После второго раздела Речи Посполитой территория Российской империи расширилась, и ее границы отодвинулись на запад, оказавшись внутри старой линии обороны. Екатерина II, задумав усилить рубежи новыми крепостями, обратила внимание на удачное расположение Бобруйска. По ее указам  Бобруйск получил статус уездного города, а также собственный герб. Отношения к принятию решения о возведении Бобруйской крепости императрица не имела.

Остерман или Опперман?

Генерал Опперман. Он составил план Бобруйской крепости. 20 июня 1810 года план был подписан императором Александром І.

Генерал Опперман. Он составил план Бобруйской крепости. 20 июня 1810 года план был подписан императором Александром І.

Полагают, что…

«Строительство крепости началось в июне 1810 года по проекту инженера генерал-майора А. И. Остермана» (mgl.by).

«…В 1810 году на месте замка была построена первоклассная крепость, сыгравшая важную роль в Отечественной войне 1812 года, выдержав 4-месячную осаду французов. Строительство крепости началось в июне 1810 года по проекту инженера генерал-майора А.И. Остермана» (govorim.by).

«Бобруйскую крепость в 1810 г. по плану графа Остермана начал строить военный инженер Теодор Нарбут. Возвели ее на возвышенном месте, где раньше был древний замок, при впадении речки Бобруйки в Березину, в одной версте от города» (dead-city.ru).

На самом деле…

Имя графа Остермана связывают со строительством Бобруйской крепости ошибочно и напрасно. Десятки и сотни документов свидетельствуют о причастности к проектированию и возведению фортеции инженер-генерал-майора Карла Оппермана — российского инженера с германскими корнями. Без обиняков пишет об этом в книге «Император Николай І, его жизнь и царствование» известный историк Николай Шильдер: «… Император Николай вспомнил в Бобруйске заслуги своего бывшего ближайшего сотрудника по управлению инженерным корпусом (с 1818 по 1825 годы) и вместе с тем основателя этой крепости — инженер-генерала Оппермана: 16-го (28-го) июля 1829 года государь подписал в Бобруйске рескрипт на его имя, по которому генерал Опперман возведен был в графское достоинство «за долговременное неутомимо-деятельное и полезное служение…».

А вот что читаем о Карле Ивановиче в «Русском биографическом словаре» А.А. Половцова: «...Назначенный в 1809 году инспектором инженерного корпуса, Опперман с обычной энергией принялся за осмотр и исправление крепостей, особенно расположенных по нашей западной границе, причем им была в 1810 году построена новая крепость Бобруйск. За весьма полезную деятельность в этом направлении он был 31-го декабря 1810 года награжден орденом св. Владимира 2-й степени большого креста, а в следующем году 30-го августа произведен в генерал-лейтенанты. Назначенный 28-го февраля 1812 года директором Инженерного департамента, Опперман с октября того же года по март следующего находился при главной квартире и принимал участие в сражениях под Вязьмою и под Красным, причем за отличия, выказанные в этих делах, был награжден орденом св. Александра Невского.

В 1829 году императорская Академия наук избрала Оппермана своим почетным членом. В том же году император Николай I, желая вознаградить весьма полезную сорокалетнюю его службу, высочайшим указом, данным 1-го июля в основанной им крепости  Бобруйск, пожаловал его в графское Российской империи достоинство. Следующей наградой, полученной гр. Опперманом,  был орден св. Андрея Первозванного, возложенный на него 25-го июня 1830 года. Это была последняя полученная им награда. Гр. Опперман скончался 2-го июля 1831 года на 67 году от рождения».

А был ли Нарбут?

Теодор Нарбут. За свою службу при выборе места для крепости на Березине  и за военные заслугиТеодор Нарбут. За свою службу при выборе места для крепости на Березине и за военные заслуги был награжден орденами святого Владимира IV степени и святой Анны II степени.

Полагают, что…

«…В качестве альтернативы Бобруйску предполагалось поставить крепость в Рогачеве, но поручик Теодор Нарбут, исследовав местность, обратил внимание на высокий берег Березины, где некогда стоял Бобруйский замок. Идея Нарбута, подхваченная инженер-генералом Карлом Опперманом, была высочайше одобрена Александром I… Сама крепость, по плану Нарбута, должна была состоять, из семи полигонов и прибрежного фронта, южная часть которого именовалась восьмым полигоном. Общая протяженность всех фронтов составляла 3,8 километра. Внутренняя часть крепости также имела солидные размеры (около 110-120 га), причем на ее территории планировалось построить более 250 жилых домов» (vk.com).

«Крепость Бобруйск должна была служить опорным пунктом в Полесье и плацдармом для сбора войск в случае агрессии в этом регионе. В заданные районы были направлены специалисты. В том числе и поручик Теодор Нарбут. Уже во время этой своей командировки он разработал детальный план первоначального строительства крепости. С этим планом позже и выступил перед комиссией в Петербурге» (old-bobruisk.ucoz.ru).

На самом деле…

Нарбут, изучив предложенные варианты,  а также ландшафты в других местах, принимает неожиданное решение — строить крепость не под Рогачевом или Новым Быховом, а на правом берегу Березины в Бобруйске.  Предполагается, что он не только выбрал место для строительства Бобруйской крепости, но и разработал проект ее постройки. Однако накануне  войны 1812 года Нарбут вынужден был подать в отставку из-за ухудшения здоровья. Во время военных событий 1806-1809 годов, находясь в действующей армии, он получил тяжелую контузию и стал терять слух. После отставки Нарбут переехал в родовое имение Шавры в Лидском повете,  где в полную силу проявился его талант историка, этнографа, археолога, коллекционера.

За свою службу при выборе места для крепости на Березине и за военные заслуги Теодор Нарбут был награжден орденами святого Владимира IV степени и святой Анны II степени. Выйдя в отставку, он всерьез занялся историческими исследованиями.

А план Бобруйской крепости был составлен все-таки генерал-майором Опперманом, а затем 20 июня 1810 года подписан императором Александром I.

"Бобруйск. Вход в крепость", - написано по-немецки на этом фото."Бобруйск. Вход в крепость", - написано по-немецки на этом фото.

Кирпич: с яйцами или без оных?

Полагают, что…

«На построенных специально двух кирпичных заводах изготовлялся кирпич очень высокого качества, особо крепкий. В кирпич, особенно в тот, который шел на военные объекты, по свидетельству старожилов, добавляли толченые речные раковины, яйца и скорлупу от них.

ри возведении стен бастионов, фортов, казарм, иных сооружений в раствор подмешивали отходы, которые оставались от производства льняного масла» (putidorogi-nn.ru).

На самом деле…

Каких-либо сведений или упоминаний о том, что в производстве кирпича  использовали куриные яйца, в архивных документах нет. Качество кирпича достигалось высоким мастерством и добросовестностью тогдашних мастеров. Да и птицефабрик тогда не было… Если уж говорить об использовании куриных яиц в строительстве, то они (желтки)  могли применяться в растворе с известью, где выполняли роль пластификатора, чтобы раствор быстро не «садился». Хотя и эта легенда ставится под сомнение. Как пишет в своей монографии «Белорусские земли в системе фортификационного строительства Российской империи и СССР» С. А. Пивоварчик, «в ноябре 1824 г. в присутствии генерал-инспектора по инженерной части, будущего императора Николая I, в крепости Бобруйск были произведены опыты бреширования отдельной оборонительной стены. Эта стена правого фаса первого полигона была возведена из кирпича, положенного рядами тычков и ложков на растворе из равных частей мергельной извести и песка. Выстрелы производились полупудовыми единорогами на двухколесных казематных лафетах на расстоянии 10 саженей от стены 24-фунтовыми ядрами с зарядом 5 фунтов пушечного пороха. Опыты бреширования привели к следующему заключению: 1) ядра углубляются или входят при указанном заряде и расстоянии в кирпичную стену на 2 фута; 2) они выбивают из стены, до пробития ее, только весьма мелкий щебень, и уже после кирпичи выпадают при ударе кусками больше прежних; 3) по обрушении одной опорной стены, как можно полагать, опирающиеся на нее своды не упадут, так как хотя из-под левого свода и была почти совершенно подбита опора, но в своде не было обнаружено ни малейшей трещины, что доказывает доброкачественность раствора, употребляемого в Бобруйске для производства каменной кладки».

Какой все-таки был гарнизон?

Полагают, что…

«В начале войны 1812 года гарнизон крепости насчитывал около 4 тысяч человек, вооруженных по последнему слову тогдашнего военного искусства» (allcastle.info).
«На вооружение было поставлено более 300 орудий, введен гарнизон в 4 тыс. человек. Продовольствия должно было хватить на 6 месяцев…» (palac.by).

«В начале Отечественной войны 1812 года, пятитысячный отряд четыре месяца оборонял город Бобруйск и крепость от двадцатитысячной французской армии» (risno.ru).

«Пишут, что гарнизон крепости состоял из 6-7 тысяч человек — в таком случае он отвлекал на себя почти вдвое большие силы неприятеля, что уже само по себе было хорошо. Те же 12 тысяч человек из отряда Домбровского очень даже могли бы пригодиться Наполеону при Бородине, но они в этот момент сидели под Бобруйском…» (teplyakov1812).

«Ослабленный гарнизон численностью всего около 7 тысяч человек не соответствовал размерам крепости и был достаточен только против внезапной атаки или блокады» (runivers.ru).

«…Отдохнув и пополнив запасы продовольствия, 8 июля арьергард 2-й Западной армии покинул Бобруйск, забрав с собой шесть батальонов из войск гарнизона. В крепости осталось семь тысяч человек при 334 орудиях и 600 больных и раненых, оставленных армией Багратиона» (pravda.ru).

«В крепость был введен гарнизон в 8000 человек и поставлено на вооружении около 300 орудий» (wirt51dm.narod.ru).

«К июню 1812 г. крепость была приведена в оборонительное состояние. В ней находился  8-тысячный гарнизон при 300 орудиях» (skachate.ru).

На самом деле…

Разночтение и неразбериха порождены невнимательным изучением архивных документов. Например, не обращают внимание авторы на указание, что продовольствия в крепости было заготовлено на 6 месяцев для 8 тысяч человек. Нередко путают «проектную» мощность крепости с фактической. Обратимся за разъяснениями к документам. «Командующий в Бобруйске артиллерии генерал-майор Игнатьев доносит мне с нарочно посланным офицером, что главнокомандующий 2-ю армиею, при проходе своем чрез Бобруйск, из 18 запасных баталионов, составлявших тамошний гарнизон, взял с собою 6 и что затем в оставшихся 12 баталионах имеется (включая и больных) только 5000 человек и что артиллеристов в крепости оставлено только 160 человек, а для внешних объездов — 100 казаков», — читаем в рапорте инженер-генерал-лейтенанта Оппермана военному министру и главнокомандующему 1-й Западной армией Барклаю де Толли от 15 июля 1812 года.

"Железные ворота" Бобруйской крепости."Железные ворота" Бобруйской крепости.

Осада или блокада?

Полагают, что…

«Отказавшись от штурма, Домбровский приступил к осаде, которая была совершенно бессмысленной — провианта и боеприпасов в крепости было запасено на несколько месяцев» (pravda.ru).

«В 1812 году Бобруйская цитадель приняла основной удар армии Наполеона, а после ухода русского войска генерала Багратиона гарнизон 4 месяца сдерживал осаду французов» (belarus.by).

На самом деле…

Генерал Домбровский, корпус которого три недели стоял под Бобруйском, на вопрос «Почему не взята крепость?» отвечал, что «не имели надобности и люди очень болели, при том припасов мало и артиллерии осадной». В условиях же предпринятой блокады подразделения гарнизона крепости совершали весьма эффективные боевые рейды.
Например, штабс-капитан Евреинов из 2-го пионерного полка, исполнявший во время блокады обязанности старшего адъютанта крепости, 16 октября командовал авангардом высланного из крепости отряда и под селением Хотиничи с 200 пехотинцами 50 казаками разбил три роты и пол-эскадрона польских войск.

Кроме того, хорошо известны вылазки казаков из гарнизона крепости и их действия под Глебовой Рудней, Свислочью.  Блокированный гарнизон не только охранял крепость и защищал ее от 20-тысячной армии французов, но и тревожил неприятеля за 20 и более километров от крепости. Патрульные отряды, регулярно высылаемые из крепости, объезжали и контролировали вверенные им территории, нападая на французские части, занимавшиеся сбором фуража и провианта. Так что крепость, скорее, была в блокаде, чем в осаде.

Куда ведут «подземные ходы»?

Полагают, что…

«План Нарбута предусматривал строительство специальных склепов под крепостными сооружениями, а также особых подземных галерей через которые войска из крепости могли быстро выбраться и напасть на неприятеля. Такие подземные галереи разветвлялись в разные стороны и соединяли между собой крепостные сооружения» (vk.com).

«Летом 1812 года в крепости находились запасные батальоны пехотных полков 24-й и 26-й дивизий, в том числе сибиряки — ширванцы и томцы. Крепость к тому времени была уже почти достроена — возвышались форты и бастионы, имелись подземные ходы, должные способствовать активной обороне — через них защитники должны были идти на вылазки» (teplyakov1812).

«Благодаря мощнейшим подземным коммуникациям 2-я русская армия под командованием П.И.Багратиона, укрылась на несколько дней за крепостными стенами, получив возможность для переформирования, отдыха, пополнения личного состава, запасов боеприпасов и провианта» (wirt51dm.narod.ru).

На самом деле…

Достоверных документальных сведений о подземных коммуникациях крепости пока не обнародовано.