Газонокосильщик косит мотокосой траву во дворе жилого дома по улице Советской.
Зеленые легкие города
Мало кто обращает внимание на траву под ногами. Ну, растет себе и растет. Разве что дети радуются желтым одуванчикам в мае, да дворники стоически выгребают брошенный в траву мусор. А ведь, если присмотреться, низкорослая растительность в парках, садах и на газонах — это целый мир. Среди зеленого травостоя роятся шмели и пчелы, летают бабочки, ползут по своим делам жуки, стрекочут кузнечики, а в почве под дерниной роют норки земляные черви. Для всех этих существ трава — естественная среда обитания и их единственная защита. В этой экосистеме все части взаимосвязаны и уравновешены: черви рыхлят почву, обеспечивая доступ воздуха и воды к корням, насекомые опыляют растения и одновременно служат кормом для птиц, опавшая листва перегнивает и образует гумус, который и дает почве плодородие. Вся эта сложноподчиненная система называется умным словом «биогеоценоз», и каждая из ее составных частей напрямую зависит от других.
Для человека трава не менее важна. Любой школьник знает, что зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Но именно трава лучше всего отфильтровывает из воздуха пыль, вредные газы и соединения тяжелых металлов. Кроме того, она насыщает воздух влагой и делает микроклимат более благоприятным. Нужно ли говорить, что это особенно актуально для жителей промышленных городов? Наверняка многие замечали, как легко дышится рядом с зеленым газоном. Так вот, по своим воздухоочистительным свойствам 4 квадратных метра травостоя средней высоты равны одному дереву. И соответственно, выкашивая участок травы размером с детскую песочницу, мы наносим сопоставимый вред собственным легким.
Кто решает?
Казалось бы, если польза растений столь очевидна, каждый не занятый асфальтом участок в городе должен зеленеть травой и пестреть цветами. Однако в сознании обывателя прочно укрепилось мнение, что без систематического «бритья» город превратится в амазонские джунгли. Много раз доводилось слышать возражения: «Как же не косить, ведь сорняками зарастем!», «Испокон веку траву косили», «Чем больше траву косишь, тем гуще она становится». Так заблуждение стало руководством к действию.
23.06.2014, Бобруйск. Стрижка травы на городских газонах. До и после.
Причин для выкашивания травы в городе называется несколько. Здесь и пожарная безопасность, и забота об аллергиках, и борьба с клещами. Но самая главная, конечно — эстетический вид. В эстетике у нас разбираются все поголовно. Но это как раз тот случай, когда нужно спорить о вкусах. К сожалению, бытующие представления о современной урбанистической среде совершенно не экологичны. В ответственных кабинетах решили, что высокой траве в городе не место, и все городские газоны должны напоминать расчерченную под линейку английскую лужайку. У нас ведь, как в армии: пострижено, значит, благоустроено. А что от такого «благоустройства» вреда больше, чем пользы, никого не волнует.
Факт За последние 100 лет численность человечества увеличилось в четыре раза. Эта экспансия привела к стремительному вымиранию биологических видов и уменьшению природных сообществ на планете. Без них экосистема лишается устойчивости и способности к самовосстановлению. Перед лицом экологической угрозы в 1992 году в Рио-де-Жанейро мировое сообщество подписало Конвенцию о биологическом разнообразии. Для его сохранения договорились без очевидной необходимости не окультуривать природные территории. Тем самым признали, что на текущий момент для человечества естественные, дикие территории важнее, чем парки и сады.
Меж тем сами англичане называют родной «английский» газон зеленой пустыней и уже 30 лет ведут «антигазонную» пропаганду, призывая сохранять в городах полевые цветы. В настоящее время вдоль основных магистралей, включая лондонскую кольцевую дорогу, траву выкашивают только возле дорожных знаков и на разделительной полосе. В Бельгии тоже поняли, что постоянная стрижка травы вдоль дорог наносит ущерб биологическому разнообразию, и теперь косят ее умеренно: в одних местах с задержкой до августа, в других — не выкашивают совсем. Постепенно отказываются от постриженных газонов и в Германии. В Англии школам рекомендовано на своей территории сохранять участки с некошеной травой специально, чтобы дети могли знакомиться с растениями — это рассматривается как важная часть культурного и патриотического воспитания.
Пока еще сохранившиеся на наших улицах участки травы, пестреющие ромашками и васильками, всякий раз становятся предметом жгучей зависти европейских экологов. У них разработаны методики создания и ухода за разнотравьем для сохранения растений и насекомых в городах, массовыми тиражами издаются книги и буклеты, в популярной форме рассказывающие, как создать пестрый лужок, опушку, полянку в обычном городском дворе. Но нам Европа не указ. Косили и косить будем.
Отчасти такое положение порождено отсутствием четкой нормативной базы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 №1087 «Правила благоустройства и содержания населенных пунктов» лишь в общих словах говорит об «обращении с объектами растительного мира, обеспечивающем их санитарно-гигиенические, рекреационные, инженерно-технические, культурные и эстетические функции, состоящем из: [в том числе] своевременного скашивания и удаления сорных растений».
Да еще «Перечень работ по техобслуживанию», утвержденный постановлением №12 Минжилкомхоза от 20 мая 2013 года, предписывает работникам жилищно-коммунальных служб косить газон не реже одного раза в месяц с мая по сентябрь. То есть по закону всякая зеленая лапека между домами должна быть выкошена пять раз за сезон. Независимо от назначения и типа травостоя. Без разбора, нужно это, или нет. За наши с вами деньги, между прочим.
Пожухлая, выжженная солнцем трава на Георгиевском проспекте.
Как правильно?
Меж тем, трава траве рознь. И правильный уход за газоном зависит прежде всего от его типа. Отраслевые издания дают необходимую классификацию. Так справочник «Озеленение населенных мест» под редакцией кандидата биологических наук Веры Ерохиной (М.: Стройиздат, 1987.-480с) в зависимости от назначения, способа создания и содержания разделяет газоны на партертные, обыкновенные, луговые, спортивные и цветущие.
Тот самый «английский» газон — партерный — имеет однотонную окраску и густой низкий травостой. Для его создания используется только один вид многолетних злаков с тонкими стеблями и узкими листьями. Все прочие растения удаляются. Высота травины партерного газона — 3-5 см. Его следует часто стричь, часто поливать, удалять сорняки и опавшие листья. Партерный газон абсолютно стерилен. Над ним не вьются насекомые, потому что злаки не выделяют пыльцу и нектар. Даже муравьи вредны партерному газону, поскольку их норки нарушают структуру дернины. Без участия человека, систематического полива, рыхления, подкормки такой газон существовать на может. Единственное его назначение — быть рукотворным памятником человеческому тщеславию. В нашем городе такой пример можно увидеть на площади Ленина, под окнами горисполкома.
Трава скошена очень низко. В результате на газоне образуются проплешины, происходит высыхание и выветривание почвы. Гибнут насекомые. Здесь трава уже не восстановится.
Совсем другое дело газоны во дворах жилых домов, вдоль городских тротуаров и на открытых лужайках. Практически все они представляют собой естественный травостой из злаковых с примесью растений других семейств: клевера, люцерны, мышиного горошка, одуванчика, подорожника. Видовое разнообразие растений и животных здесь гораздо богаче. Эти газоны являются разнотравными и относятся к луговым. Именно они наполняют летними красками наши улицы и дворы.
08.07.2014, Бобруйск. Покосы травы в городе. Пожухлая, выжженная солцем трава на Георгиевском проспекте.
Так вот камень преткновения состоит как раз в том, что при уходе за луговыми газонами применяют принципы партерных. То есть стригут там, где стричь не надо. Например, совершенно не понятно, зачем косить гектарами траву в районе «Бобруйск-Арены». Кому она там мешает? В случае лугового газона вмешательство человека вообще должно быть минимальным и ограничиваться лишь окультуриванием кромок, примыкающих к проезжей части или тротуару, а также прополкой жесткостебельных сорняков.
Аргументы и контраргументы
Выдвигаемые аргументы в пользу тотального выкашивания травы вроде того, что это уменьшает риск аллергических реакций, не выдерживают никакой критики. По такой логике, чтобы элиминировать все аллергены, следовало бы не только скосить все травы, но и выкорчевать все деревья, сорвать все цветы, умертвить всех кошек с собаками, и превратить город в одну большую стерильную зону. Но и тогда аллергики станут реагировать на пищевые продукты и медикаменты. Генетическая ущербность — это проблема индивидуума, а не социума.
Свои причины ратовать за стрижку газонов находятся и у городского Центра гигиены и эпидемиологии. Таким способом санстанция пытается бороться с клещами и другими кровососущими насекомыми. На первый взгляд, довольно логичный подход. Уничтожив естественную среду обитания клещей и комаров, действительно можно избавиться от этой напасти. Правда только вместе с остальными насекомыми: бабочками, жуками, пчелами, кузнечиками, шмелями. И это все, чтобы владельцы собак могли беспрепятственно выгуливать своих питомцев в траве? Не велика ли цена? И не проще ли перед выходом на прогулку обработать животное препаратом от клещей?
А что на практике?
Сразу две коммунальные структуры в Бобруйске занимаются «зеленым» благоустройством. За состояние травяных насаждений во дворах жилых домов отвечают жилищно-эксплуатационные управления, а газонами на городских улицах и площадях занимается участок озеленения Бобруйского унитарного коммунального дочернего дорожно-эксплуатационного предприятия.
С сожалением приходится констатировать, что в Бобруйске уход за газонами превращается в их планомерное уничтожение. И если БУКДДЭПом какие-то технологии и нормы еще соблюдаются, то на внутридворовых территориях, где вместо газонокосилок с регулируемой высотой ножей применяются ручные триммеры, любая трава срезается под корень. Это совершенно недопустимо. Не случайно во многих городах, например, в Москве нормативно-производственными регламентами содержания зелёных насаждений применение триммеров для стрижки газонов запрещено.
Листья злаковых трав растут на стебле, хоть это и не заметно. Высота стебля взрослой травы — около 4 см. Чуть выше находится так называемый узел кущения, из которого отрастают боковые побеги. Поэтому стричь ниже 6 см нельзя. Если ножи газонокосилки срежут стебли, растения попросту погибнут. По технологии первое кошение проводится не раньше, чем листья достигнут высоты 8-10 см. Тогда скашиваются самые кончики. За один покос должно срезаться не более трети высоты травы.
Имеют место и вовсе вопиющие факты. В приватной беседе рабочие БУКДДЭП проговорились, что их специально инструктируют срезать «как можно ниже — чтобы два раза не ходить». Логика простая: нет травы — нет проблемы. Заодно достается от косцов и молодым деревьям. Вращающиеся с бешеной скоростью пластиковые «усы» триммеров повреждают тонкую кору у самого комля, и дерево становится беззащитным перед болезнями и вредителями.
В итоге, на том месте, где еще совсем недавно зеленела трава, появляются земляные проплешины, не зарастающие даже после обильных дождей. Лишенная влаги почва высыхает и выветривается, деградирует плодородный слой, обнажаются и подсыхают корни деревьев. Массово гибнут насекомые. Лишенные корма птицы улетают с насиженных мест. Нарушается естественный биоценоз. Постепенно наши дворы превращаются в безжизненную пустыню. В воздух поднимаются клубы пыли, которая смешивается с бензиновыми парами от работающих мотокосилок… И это забота о здоровье горожан? Кто-то там боролся с аллергиями?
Скошенная трава долго еще лежит без движения на газоне и превращается в сено.
Скошенная трава неделями лежит на месте, пока ее не соизволят убрать дворники. За это время она превращается в отличное сухое сено, которое любого пожарного инспектора приведет просто в ужас. Противопожарная безопасность, говорите? А какой непередаваемый аромат источает упревшая трава после дождика!
Даже в тех местах, где скашивание ведется как бы по правилам, технология грубо нарушается. Знаете ли вы, что за каждым скашиванием должен следовать полив? Вы когда-нибудь видели, чтобы в городе поливали траву на газонах? По нынешним временам для бюджета это непозволительная роскошь. В результате весь июль и август прошлого года на Георгиевском проспекте можно было наблюдать аккуратно постриженную пожухлую стерню. Неужели это красиво?
Но самое страшное — в тот момент, когда рабочий с триммером реализует чье-то представление о «красоте», обрекаются на гибель тысячи живых существ.
Полезные сорняки
Этой весной буквально в течение одной майской недели в городе исчезли все цветущие одуванчики. Словно им объявили персональную войну. Особенно много желтоглазых цветов полегло в районе Ледового дворца, где они устилали огромные пространства пестрым ковром. Беспощадная газонокосилка оставила широкие следы, превратив живое в мертвое. Зачем это было сделано, остается загадкой. Говорят, одуванчик считается сорняком, он быстро распространяется, быстро отцветает, а потом торчит из травы голым стеблем. Говорят, это некрасиво.
Что на самом деле некрасиво — так это безграмотное отношение к природе. В ней нет вредных растений. Любое живое существо в экосистеме выполняет свою роль и находит свое место. Даже комары полезны: их личинки фильтруют воду в водоемах. А сорняки — это «скорая помощь» природы. Они первыми занимают пустыри и свалки, быстро покрывает зеленым ковром места, нарушенные человеком. Если бы не крапива и лопухи, то с отвалов земли вокруг любой стройки ветер поднимал бы в воздух тучи пыли.
А знаете ли вы, что шесть видов самых красивых бабочек ничего кроме крапивы не едят? Так что если мы хотим их видеть – нельзя трогать крапиву. По этой же причине в городе важно сохранять именно разнотравные газоны. Чем больше видов растений, цветов они будут содержать – тем большее количество насекомых они смогут прокормить. Партерные или обычные газоны, состоящие только из злаков, не производят пыльцы и нектара, а значит никого накормить не могут. Функцию видосбережения они не выполняют.
20.05.2015, Бобруйск. Одуванчики на газоне во дворе жилого дома на улице Советской.
* * *
К счастью, у ЖКХ пока не хватает сил и средств, чтобы победить траву в масштабах всего города. Поэтому на городских окраинах, в Киселевичах, в приберезинских микрорайонах еще можно увидеть роскошное луговое разнотравье и вдохнуть одуряющий аромат цикория, лугового василька, поповника, пижмы, мышиного горошка, чины луговой, люцерны, клевера, донника…
Признав, что для современного города гораздо полезнее луговые, а не обычные и, тем более, не партерные газоны, мы сможем «реабилитировать» одуванчики в высокой траве и перестать воевать с природой. Глядишь, и пыли в городе будет меньше, и деньги сэкономим.
Луговое разнотравье в Киселевичах.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Александр Наркевич, директор ОДО «Зеленая страна», занимающегося ландшафтным дизайном в городе:
– На мой взгляд, косить траву нужно обязательно вдоль дорог, тротуаров, на площадях, в скверах и парках. И делать это регулярно, ибо есть золотое правило – трава на газоне не должна быть выше пяти сантиметров. Если ее не скашивать, получится луг, а он хорош там, где уместен: в лесопарке, в санитарно-защитной зоне. Ведь английский газон и знаменит тем, что он ухожен. В центре же города, где все подчинено законам архитектуры, природное раздолье с луговым разнотравьем будет диссонировать с урбанистической картиной.
Тысячелистник обыкновенный — лекарственное растение известное ещё с древних времён.
Разнотравье на пустыре в пятом микрорайоне.