Чем более отдаляются от нас во времени события тех лет, тем более «киношными» становятся образы и представления о войне. Достаточно посмотреть приснопамятный «Сталинград» Бондарчука. Самая кровопролитная битва Великой Отечественной превратилась в блокбастер в 3D с колой и попкорном. Вполне в духе эпохи массового потребления. «Лейтенантская проза» Василя Быкова, Константина Симонова и Льва Копелева уступила место парадно-барабанной риторике. Образ солдата Великой Отечественной в пыльной гимнастерке окончательно утратил черты живого человека и превратился в плакатную икону. Налицо массовая мифологизация сознания.
Но для того, чтобы задавать себе умные вопросы, нужен ум. Вместо этого каждый год накануне 9 мая мы наблюдаем на улицах и в социальных сетях сезонные приступы «любви» к «нашим ветеранам» и переполняющее обывателя чувство гордости — «Я помню! Я горжусь!». В интернетах плодятся разного рода призывы и акции, массово покупаются и дарятся гвоздики. Ну, а как же — кто не скачет, тот не патриот!
Поколение айфонов мыслит и вовсе простыми категориями. Война для них — это компьютерные игры World of Tanks и Call of Duty, а ветеран — любой седовласый дедушка с орденскими планками на груди — из тех, что на площади застыли под знаменами. И невдомек им, что самым молодым участникам войны сейчас уже должно исполниться 90 лет и больше. Многие ли доживают до такого возраста? Единицы. Да и те, что остались, уже прикованы к постели и на площадь выйти просто не в состоянии. К счастью, есть исключения.
Особенно «умиляют» георгиевские ленточки и красные флаги на антеннах «БМВ», «Ауди» и прочих «Фольксвагенов». Смотришь и думаешь — не иначе, как внуки Егорова и Кантария едут за рулем «трофейных» немецких и японских автомобилей. Тренд последних лет — украшать заднее стекло провокационными надписями «На Берлин!», «За Родину!», «Получи, фашист, гранату от советского солдата!». Чего в этом больше — уважения к военным подвигам или «пацанской» бравады — очень большой вопрос. Одним словом, «медь звенящая и кимвал бряцающий».
В Бобруйске по сходной цене одна рекламная контора предоставляла оформительские услуги ко Дню Победы. Стоимость патриотического стикера была не высока — от 50 до 100 тысяч. Говорят, пользовался ажиотажным спросом. Фирма с потоком заказов не справлялась. А мне хочется спросить — всех тех, кто в «танке Т-34» на базе шасси BMW X5 — вам не приходило в голову потратить эти 100 тысяч на продукты для ветеранов? Просто взять, купить и завезти по адресу? Найти нетрудно — у нас теперь их дома специальными табличками обозначены. А там, глядишь, разговоритесь с дедушкой или бабушкой, познакомитесь. Одиноким людям общение всегда приятно. Может, им еще чего нужно: дров наколоть, воды принести, кран починить, забор подправить. Вот это было бы настоящее уважение, гордость и благодарность за победу.
Но нет, не для того наклеечка наклеена. Помимо банального самолюбования, для владельца это еще и своеобразный политический маркер. Не секрет, что с годами тональность праздника Победы сильно изменилась. Как-то неприметно сошла на нет его трагическая составляющая, а на первый план вышла героическая доминанта. Сегодня осторожно говорят о человеческих потерях, каторжном труде в тылу и ужасах оккупации. Куда охотнее рассуждают о почти мессианской роли Победителя и Освободителя. Особенно заметно это в России, где Победа сегодня воспринимается не иначе как акт национального самоутверждения, дающего моральное право диктовать свою волю освобожденным и тем паче побежденным. Так было в Советском Союзе, и сейчас это возвращается с новой силой.
Вот и наш «патриот» на иномарке благодаря горделивой наклейке задешево обретает чувство морального превосходства над «загнивающей Гейропой» и всем миром: «Ура! Мы всем накостыляли и еще накостыляем. И можем прямо сейчас». Гордиться-то ему больше нечем. Хуже того! Доводилось видеть на стеклах машин и другие стикеры, где изображены две человеческие фигурки со свастикой и серпом-молотом вместо голов в откровенно порнографической позе. Смысл композиции ясен: не только победили врага, но и унизили. Таков уровень восприятия Победы спустя семьдесят лет. Прав был Гегель, говоря: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса».
Казалось бы, ну и пусть, ну и ладно. Мол, не ведают, что творят… Да только все это неискренне. Лицемерно, прямо скажем. Потому что в другие, непраздничные дни этот самый «патриот» в кроссовере с обтрепавшейся уже ленточкой запросто обматерит старичка, тяжело передвигающего разбитые артритом ноги на пешеходном переходе. Потому как праздник прошел, а в будни-то дедуля без орденов ходит.
Или молодая дородная мамаша с ребеночком непременно посетует на засилье пенсионеров в транспорте и в поликлинике, из-за которых «никакого житья не стало». Но, чудо! Именно 9 мая она же будет сопли по раскрасневшемуся от «Боброва» лицу размазывать, пытаясь всучить очередному «дедушке» свою гвоздичку. И будет свято уверена, что долг свой выполнила, любовь и уважение выразила и вообще поступила «по-людски». Это как на Пасху яйца красить: зачем — объяснить не могут, но «так положено».
* * *
24 апреля в Бобруйске на 92-м году ушла из жизни Нина Тимофеевна Лохадынова, ветеран Великой Отечественной, военная медсестра, пережившая Ленинградскую блокаду, спасшая жизни сотням солдат. До самых последних дней эта героическая во всех отношениях женщина была для многих примером стойкости и жизнелюбия. Первая в любом строю, с ее неизменной улыбкой и кипучей энергией… К сожалению, время неумолимо. Всего несколько недель Нина Тимофеевна не дожила до 70-летия Великой Победы…
С уходом последних ветеранов заканчивается целая эпоха, а сама героическая тема лично для меня приобретает иное звучание. Жизнь продолжается. Давайте же, наконец, почтим память героев свершениями дня сегодняшнего. Я с нетерпением жду, когда моя страна перестанет бесконечно оглядываться назад, но, опираясь на славное прошлое, сквозь ветки цветущих яблонь устремит свой взгляд в будущее.