Мои бабушка и дедушка Шароваровы — дети войны

2363
Даниела ШАРОВАРОВА, внучка. Фото из семейного архива.
Эти фото с рассказом о своих дедушке и бабушке Георгии Федоровиче и Нине Михайловне Шароваровых принесла в редакцию их внучка, ученица 10 класса СШ №20 Даниела Шароварова.

Семья Шароваровых.Семья Шароваровых.

Георгий Федорович Шароваров.Георгий Федорович Шароваров.

Из воспоминаний моего дедушки Георгия Федоровича Шароварова:

«ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ»
Наша акция ко Дню Победы Накануне 70-летия Великой Победы редакция газеты «Вечерний Бобруйск» объявила акцию «Этот день мы приближали, как могли». Мы попросили наших читателей полистать семейные альбомы, найти старые фото своих родных, уроженцев и жителей Бобруйщины — фронтовиков и партизан, участников Великой Отечественной войны, а также детей войны — и принести эти снимки в редакцию по адресу: ул. Московская, 42, 2-й этаж, в рабочее время. И люди откликнулись.
Сегодня мы публикуем первые фото с рассказами, которые поступили в «Вечерку».
Сохраним память о тех, кто приближал Великую Победу!

— Накануне войны наша семья проживала в Полоцке, где мой отец Шароваров Федор Никифорович работал заведующим райземотдела Полоцкого райисполкома. В войну отец сразу же оказался в действующей армии. Полоцк бомбили жестоко. 3 июля 1941 года в 2 часа ночи мы на машине «скорой помощи» выехали из города в деревню Домники. Наша машина с красным крестом попала под обстрел, перевернулась и загорелась. Через разбитые окна мы выбрались и пошли пешком в ближайший колхоз…

Нас, «эвакуированных» — так говорили местные жители — уважали. Наша мама умела красиво вышивать, и ей делали заказы на вышивание то ковриков, то скатертей, то косынок. Когда в колхозе построили сушилку зерна, мама стала там работать. Моему старшему брату Анатолию удалось стать старшим пастухом, чем он, безусловно, гордился. А мне запрягали лошадь в телегу с бочкой для воды, и я возил на поле питьевую воду, где колхозницы и моя мать жали серпами пшеницу. На тот момент мне было пять с половиной лет…

Через дорогу от нашего дома была школа. И хоть у меня не было обуви, но я зимой, по снегу бегал через эту дорогу в школу. Я стоял возле двери и слушал, что говорила учительница.

Помню, как умерла девочка из блокадного Ленинграда, приехавшая к дедушке Быкову в начале 1942 года. Она так и не смогла преодолеть последствий голода.

В июле 1945 года на станцию Гучково стали прибывать эшелоны с демобилизированными воинами. В один день нас нашел здесь отец. Гимнастерка его была украшена орденами и медалями, а лицо сияло радостью. Он такой и по сей день остается в моей памяти.

В октябре 1945 года мы стали жителями Бобруйска.

Нина Михайловна Шароварова.Нина Михайловна Шароварова.

Из воспоминаний моей бабушки Нины Михайловны Шароваровой:

— Мои родители до войны проживали в Мстиславском районе. Отец работал директором начальной школы, а мать — учительницей. В первые дни войны отец ушел на фронт. Всех женщин, стариков каждый день отправляли на работы, копать окопы и траншеи.

Маму и тетю заставили окрестить детей, в противном случае, сказали, дети коммунистов будут убиты как евреи. Я хорошо помню эту процедуру: выстроили нас в шеренгу возле церкви, и священник подходил к каждому ребенку и кисточкой мазал по лицу. Рядом стояли фашисты с автоматами, нам было очень страшно.

Мать, беременная, имея на руках двух детей, обратилась к своему отцу, чтобы он забрал нас к себе. Мне было 4 года, но я хорошо помню эту страшную поездку на крестьянской повозке по шоссе Мстиславль-Кричев. Немцы наступали, они двигались нам навстречу на мотоциклах. Дедушка ехал по обочине дороги, но они каждые 20 минут останавливали нас и кричали: «Schneller! Schneller!». При подъезде к Кричеву в воздухе появился наш самолет и начал бомбить немецкую колонну, мы чудом остались живы. С большим трудом мы добрались до деревни Ивановка, где жили дедушка с бабушкой… Каждый день я ждала своего папу, но так и не дождалась… Он погиб в 1943 году.

Детей Великой Отечественной сейчас называют последними свидетелями войны. Накануне 70-летия великой Победы так хочется верить, что ничье детство никогда больше не будет омрачено войной!