Здание ОАО «Рембыттехника» на улице К. Маркса.
Что сейчас происходит на предприятии, которое долгое время было самой настоящей палочкой-выручалочкой для многих жителей Бобруйска?
Директор ОАО «Рембыттехника» Юрий Зайцев не скрывает, что ситуация оставляет желать лучшего, но повторения «могилевского сценария» в Бобруйске собственники общества не допустят. В настоящее время рассматриваются варианты реформирования предприятия.
— Юрий Максимович, если ли связь между банкротством «Могилеврембыттехники» и непростым финансовым положением бобруйской «Рембыттехники»?
Юрий Максимович Зайцев, директор ОАО «Рембыттехника».
— Вся эта история с «Могилеврембыттехникой» и возбуждением уголовного дела против руководителей тянется уже не один год, она растиражирована во всех средствах массовой информации. Конечно же, это сказалось и на работе нашего предприятия, ведь никто особо не разбирается, о каком именно акционерном обществе идет речь. Я сужу по тому, насколько сократилось количество обращений и заявок на оказание услуг. Все это действительно так, хотя юридически мы — самостоятельная организация, которая не имеет отношения к ОАО «Могилеврембыттехника».
— Но ведь это не единственная причина, по которой предприятие с 1 апреля отказалось от профильного направления своей деятельности — ремонта бытовой техники?
— Я работаю в сфере бытового обслуживания с 1983-го года, начинал на этом предприятии главным инженером. С тех пор много чего изменилось. Начнем хотя бы с того, что раньше это было государственное предприятие, которое подчинялось Министерству бытового обслуживания и имело развитую инфраструктуру. Только в Могилевской области на тот момент в сфере бытового обслуживания было занято 22 тысячи 800 человек. В Бобруйске действовали фабрики индивидуального пошива одежды, обуви, трикотажная фабрика, автобаза УБОН и ряд других предприятий сферы услуг, которых сейчас не существует.
Развал начался в 1991-м году, когда в «Советской Белоруссии» была опубликована статья под названием «Зачем парикмахеру министр?». Страшного в том, что этот вопрос все же был поднят, нет. Ведь сфера бытового обслуживания требовала реформирования, в основе которого должны лежать рыночные отношения.
В январе текущего года наше предприятие вошло в состав созданного холдинга «Могилевбытсервис», который является координирующим органом в сфере бытового обслуживания региона. Предполагается, что к концу года он объединит все профильные предприятия Могилевской области, и будет выработана стратегия развития отрасли на ближайшие годы. На сегодняшний день принято решение отказаться от убыточных видов услуг, оказываемых обществом, с передачей этих видов индивидуальным предпринимателям. Вообще, ремонт бытовой техники является убыточным видом деятельности на протяжении многих лет. Даже в советские времена он дотировался государством. В последние годы мы были поставлены в такие условия, когда вынуждены перекрывать убытки за счет других видов деятельности. В первую очередь, это касается гарантийного обслуживания техники — тот же «Атлант» более двух лет не повышает тарифы на этот вид деятельности, хотя затраты растут каждый месяц, и за этот период удвоились.
Одно время мы выживали за счет торговли теми же холодильниками, но когда в 2006-м году в город пришли крупные торговые сети, то они просто «выбили» нас из товарооборота — торговля начала работать с нулевой прибылью. В итоге в январе 2014-го мы закрыли наш магазин — перекрывать убытки стало нечем.
— Но ведь частные предприниматели вполне успешно освоили эту нишу и даже неплохо зарабатывают на оказании подобных услуг?
— У нас неравные конкурентные условия. Здание предприятия было построено в 1980-х годах с расчетом под объемы работы того времени. Если тогда мы ремонтировали примерно 50-70 холодильников в день, то сегодня это — 3-5 единиц. Соответственно, ранее созданная инфраструктура не используется. Ее нужно либо использовать под другие виды деятельности, либо сокращать. Но разделить целое здание на несколько частей невозможно.
Есть еще один важный момент — в условиях мастерской деятельность по ремонту бытовой техники должна быть сертифицирована. Это подразумевает наличие специализированного оборудования, которое регулярно проходит поверку, создание рабочих мест с соблюдением всех требований, что также подразумевает финансовые затраты. Предприниматели же работают с выездом на дом, им сертификация не требуется. Плюс ко всему, ИП более мобильны, они могут выехать к заказчику и поздно вечером, и рано утром. Мы же должны четко соблюдать график рабочего дня. Вот и получается, что эта сфера деятельности сегодня полностью сосредоточена в руках частников.
— Однако на сегодняшний день предприниматели не выполняют работы, связанные с гарантийным обслуживанием бытовой техники...
— Я с вами не соглашусь. Предприниматели, которые думают о завтрашнем дне и развиваются, берутся за выполнение и гарантийного ремонта, к примеру наш бывший работник ИП Акушевич Д.Н. и другие успешно работают по сервису продукции ЗАО «Атлант».
Модельный ряд техники меняется настолько быстро, что, вот, приходит к нам человек что-то отремонтировать, а устройство уже снято с производства, и деталей для него достать невозможно. Ответственность за гарантийный ремонт и сервисное обслуживание несут производители техники или первый импортер.
— Если предприниматели ремонтируют технику на дому, без использования специализированного оборудования, то можно ли вести речь о качестве выполнения таких работ? Не пострадают ли, в первую очередь, рядовые бобруйчане от того, что «Рембыттехника» отказалась от предоставления подобных услуг?
— Думаю, что существенно не пострадают. Хотя пенсионеров, которые приносили нам на ремонт старенький утюг или бритву «Харьков», это наверняка коснется. Что касается ремонта современной бытовой техники, то раньше ведь было как? Относительно легкую и прибыльную работу о замене, например, двигателя в холодильнике, частники выполняли с радостью. И даже придумали такой маркетинговый ход — предлагали клиенту позвонить в «Рембыттехнику», узнать, сколько стоит выполнение такой работы у нас, а после от озвученной суммы делали скидку. Что касается сложных случаев, с которыми предпринимателям накладно возиться, то таких заказчиков они до недавнего времени отправляли к нам. Но рынок диктует свои условия, и мы также не можем оказывать подобные услуги себе в убыток.
— Есть ли шанс реанимировать ОАО «Рембыттехника»?
— Как я уже говорил, холдинг «Могилевбытсервис» сейчас разрабатывает стратегию развития отрасли с перераспределением основных фондов и развитием прибыльных видов услуг за счет внутренних инвестиций.
У нас достаточно хорошо работает участок по изготовлению и ремонту ювелирных изделий из золотого лома заказчика по улице К. Маркса, 50, за первый квартал текущего года оказано услуг с темпом роста 118% к уровню прошлого года, в этом году запланированы значительные инвестиции в развитие этого вида деятельности.
Сфера услуг очень динамична, и чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, необходимо всегда быть готовым к серьезным переменам и постоянно развиваться.