О чем бойцы писали с фронта?

2110
Подготовил Александр КАЗАК. Фото: journal.tisbi.org
Треугольниками и почтовыми карточками, конвертами и пакетами летели весточки с фронта во все концы страны. Строгая военная цензура проверяла их и вымарывала порой, но все равно самой ожидаемой и желанной была эта корреспонденция у людей по ту сторону войны.

Из хранящихся в фондах Бобруйского районного краеведческого музея писем, фамилия автора которых не установлена:

«27 июня 1941 года, г. Смоленск.

Здравствуй, милая Ниночка. Вот и Смоленск. Сегодня утром прибыл сюда… Милая, хочется страсть видеть тебя. Но это невозможно. Может, как-то случайно увижу, если буду здесь несколько дней. Во всяком случае, хорошо, что я о себе весть послал из твоего родного города.

Вот что значит война. Теперь не надо убеждать, что пуля, бомба — лучшее средство агитации. Я теперь в таком состоянии, что если бы дали возможность, полетел бы на рейхстаг и самому Гитлеру сшиб бы голову 500-килограммовой бомбой.

Я уже много мест переменил. Знаешь, а не так страшно под пулями, как казалось. Да и зенитка не пугает. И своей головы нисколько не жалко. Впрочем, об этом рано. Ведь я обещал тебе жить долго… А погибнуть, так подороже голову свою отдать. Чтобы трусом не считаться, а как подобает…

Милая Ниночка, целую тебя крепко-крепко. Может, улечу сегодня и уже не будет возможности написать. Ты не огорчайся. Тебя не забуду нигде, и в бою. А если погибну, тогда ты моему сыну, если будет у нас сын, расскажи, что значит война. Научи его любить свою мать, любить свою Родину и любить свое дело до конца своей жизни… Твой до последнего дыхания, Павел».

«14.3.1943.

Здравствуй, моя милая, славная. Крепко, крепко целую тебя и дочурку. Вчера после боя получил твое письмо и сегодня решил ответить…

Я живу по-старому. Только что закончились жаркие бои. Повоевали мы неплохо. Фрицам досталось крепко…

Целую крепко-крепко тебя и дочурку. Всем нашим привет. Твой Павел».

Из хранящихся в фондах Бобруйского городского краеведческого музея писем Марии Иосифовны Глинской, уроженки Бобруйского района:

«24.07.1943 года.

Нюрочка! Вот я опять среди боевых товарищей. Мой приезд совпал с наступлением наших войск… Теперь, родная, мы идем вперед и вперед. Выкуриваем немцев со всех щелей, как паршивых тараканов…  Целую тебя крепко, крепко. Пиши. Мария»

«9.08.1943 года.

…Есть свободная минутка, стараюсь ее использовать и написать тебе пару слов. Прочли мы в газете, какой салют был в Москве в честь взятия Орла. Напиши, пожалуйста, свое впечатление.

Мы все идем и идем вперед. На сердце так радостно несмотря на горе, которое мы испытываем при потере товарищей. Только дикая злость еще более закипает в груди… Мария».

«21.08.1943 года.

Нюрочка! Сегодня тихий, спокойный вечер. Идет редкая артперестрелка. Я могу написать тебе, родная, пару слов, что пока я жива и здорова. Идем упорно вперед. Были горячие денечки. Под натиском наших войск враг медленно отходит на запад. Погода стоит хорошая. Настроение бойцов и командиров отличное…

Нюрочка, голубка, только не болей. Скоро настанут хорошие дни. Враг будет разбит. Мы все будем вместе и заживем на славу… Мария».

Из письма Николая Андреевича Изюмова, погибшего при освобождении Бобруйска и удостоенного звания Героя Советского Союза:

«31.12.1943 года.

Здравствуйте, мама, Тамара, Митя и Раиса!! Поздравляю вас с новым 1944 годом и шлю свой пламенный боевой привет. Вчера, прибыв из госпиталя, получил четыре письма от вас, которым я был очень рад. А как я был рад, когда узнал, что Митя приехал на побывку домой! Но, черт побери, когда же я буду дома – как я соскучился по вам, просто ужас.

Мама, декабрь я пробыл в госпитале, так как 28.11. был ранен. Сейчас чувствую себя хорошо, прибыл обратно в свою часть.

Пишите, что нового у вас, как встретили новый год… Николай».

Из письма нашего земляка, прославленного воздушного аса Ф.Ф. Архипенко:

«Декабрь 1944 года.

Здравствуйте, дорогая бабушка Наталья Сидоровна!

Пишет Вам Ваш внук Федор. Сообщаю, что я жив, здоров, чего и Вам, милая бабушка, желаю. В настоящее время нахожусь в рядах Красной Армии, гордым соколом нашей страны, так как в боях за честь Родины, за ее независимость имею 30 сбитых немецких самолетов и большое количество убитых солдат и офицеров противника. За что награжден орденами и медалями Советского Союза и представлен к правительственной награде Героя Советского Союза.

Милая бабушка, пишите, как жили, живете, где мои родные папа и мама, а также братья и сестры и наши родственники. Пишите все подробно, так как 8 лет ведь не виделись. Ведь я ушел от вас, когда мне пошел 16-й год, а сейчас уже 23 года мне, являюсь офицером Красной Армии, в звании капитана. Стал, бабушка, уже не тот Федя, а Федор Федорович Архипенко…».

Из письма Аркадия Петровича Прибыльского, нашего земляка, похороненного на площади Победы Бобруйска:

«19 марта 1945 года, г. Кольберг.

Здравствуйте, дорогие отец и мама, также жена и дочь Эличка, сестра и Валерик. Спешу сообщить, что нас постигло большое горе — мы остались вдвоем с Сашей, а Анатолий наш погиб в боях за город Кольберг. Дорогой папа и все родные, он умер на моих глазах, в госпитале. Был ранен в обе ноги и одна нога совсем оторвалась… Дорогой отец, пал он смертью храбрых и о нем будет жить в веках память польского народа… Обидно только, что он погиб в ту минуту, когда наша армия закончила боевые действия, погиб от последнего выстрела германского фашизма… Мы с сегодняшнего дня снимаемся и идем на оборону объектов…

Вечная слава брату, погибшему от рук германского фашизма».