Директор ОАО «Бобруйский завод растительных масел» Жанна Есипович: «В кризис нужно не экономить, а зарабатывать деньги»

6538
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Нестабильная экономическая ситуация «поставила на колени» многие бобруйские предприятия. Однако в любом кризисе есть и свои положительные аспекты, один из которых заключается в пересмотре приоритетов и выработке более эффективной стратегии развития.

Директор ОАО «Бобруйский завод растительных масел» Жанна Есипович.Директор ОАО «Бобруйский завод растительных масел» Жанна Есипович.

Именно этот путь выбрала директор открытого акционерного общества «Бобруйский завод растительных масел» Жанна Есипович, которая делится с читателями «Вечерки» секретами выживания в период очередной рецессии.

— Вы являетесь руководителем довольно крупного предприятия с богатой вековой историей. Естественно, во время кризиса возникает вопрос: как оптимизировать производство и обеспечить сотрудников достойной зарплатой?

— Нужно не останавливаться, продолжать работать — это самое главное условие. Да, приходится пересматривать все затраты и минимизировать их. За последние годы это уже третий экономический кризис, и он так быстро не закончится, как в 2008 или в 2011 году. Эта волна экономического спада будет продолжаться довольно долго, поэтому следует работать в тех условиях, которые существуют.

НАША СПРАВКА
Жанна Павловна Есипович — коренная бобруйчанка. Свою трудовую деятельность на заводе растительных масел начинала в 1980-х, работая простой лаборанткой и параллельно получая высшее образование в Белорусском государственном институте народного хозяйства. За 20 лет прошла путь до исполняющей обязанности директора предприятия. В 2000 году Жанна Есипович переехала в Минск, где возглавила частную коммерческую структуру. С июля 2014 года — директор ОАО «Бобруйский завод растительных масел».

Сегодня мы во многом зависим от поставщиков сырья, цена на которое напрямую влияет на стоимость конечного продукта. Поэтому хотелось бы, чтобы во время кризиса, да и в любой другой ситуации, каждый руководитель анализировал то, что происходит, не только в рамках своего предприятия, а более широко — в рамках области, всей страны. Чтобы проблемы, возникающие в нашей отрасли, решались на паритетных началах. Я считаю, что масло — это стратегический продукт, это наша «подушка безопасности». И я хочу обратиться ко всем руководителям предприятий-поставщиков сырья с просьбой пересмотреть политику ценообразования. Это — помощь друг другу и населению. Ну, а наш народ я хочу призвать  покупать продукцию белорусского производства, тем самым поддерживать экономику Беларуси.

— Но ведь сегодня рядовой потребитель стремится купить то, что подешевле…

— Да, это так. Однако не нужно забывать и о собственном здоровье. Знаете, сейчас вся Европа, Израиль, Канада и США употребляют в пищу рапсовое масло. Вот и я хочу приучить белорусский народ к этому продукту. Тем более что масло у нас действительно хорошее, оно сделано из  прессового рапсового нерафинированного масла, которое ни в какое сравнение не идет с экстракционным ни по вкусу, ни по качеству.

Также потребителям стоит подумать, кого именно они поддерживают и кормят. Сегодня многие предприятия продают сырье (масло рапсовое нерафинированное) на экспорт, которое стоит гораздо дешевле, чем готовая продукция. Наш завод занимается переработкой, и разница стоимости между сырьем и готовой продукцией остается у нас, в Беларуси. Пусть наше масло обходится на тысячу дороже, но ведь экономическая безопасность страны стоит гораздо больше.

— Экономический кризис — это своего рода лакмусовая бумажка, которая позволяет выявить недочеты в работе. Что бы вы сегодня изменили на предприятии?

— У нас сейчас идет модернизация. Она подразумевает наличие сырья. Речь идет, в первую очередь, о семенах рапса, на переработку которых сегодня ориентируется наше предприятие, чтобы увеличить переработку рапсового масла с 10 до 70 тонн в сутки. На сегодняшний день, мы продолжаем заниматься выпуском подсолнечного масла из сырья поставщиков, но в этом вопросе полностью от них зависим. Поэтому на подсолнухе за последние месяцы мы понесли огромные убытки, так как этот товар закупается за валюту.
Когда более трех лет назад начиналась модернизация, был составлен довольно перспективный бизнес-план. Мы пришли к выводу, что если оставить все как есть, то очень скоро завод исчерпает свои ресурсы. С учетом нынешней ситуации бизнес-план пересмотрен, и я могу сказать, что у нас есть все шансы работать очень хорошо. Так, чтобы предприятие процветало, а не стало банкротом. Но для этого нужно выполнить несколько условий, одно из которых — наличие собственного сырья. Поэтому очень хочется получить госзаказ на его поставку.

— Затраты можно было бы оптимизировать, создав полный цикл производства. Например, украинские масложировые комбинаты в свое время пошли даже на такой шаг, как аренда сельхозугодий для выращивания собственного подсолнечника. Возможно ли такое у нас?

— Все сырье, произведенное на территории страны, распределяется между предприятиями на государственном уровне. Вот в Гомельской области 2014 год был удачным на урожай подсолнечника, который, к тому же, оказался очень хорошего качества. Но его, естественно, не хватит на всех. В итоге облисполком принял решение отдать все сырье — и семена подсолнуха, и семена рапса, выращенные на полях региона, Гомельскому масложировому комбинату, обеспечив стабильную работу этого предприятия. Могу сказать, что если и мы будем работать на своем сырье, то будут и рентабельность, и прибыль.

— Затронул ли кризис интересы рядовых работников предприятия?

— Я переживаю, что зарплата у нас на заводе сегодня недостаточно высокая. До Нового года средняя зарплата на предприятии составляла 6,8 миллионов рублей — тогда это было примерно 700 долларов США. Сегодня в рублевом эквиваленте эта сумма осталась такой же, а в долларовом эквиваленте значительно упала. А вообще, я убеждена, что размеры заработной платы зависят от нас самих: никто не мешает сделать ее более высокой. В кризис можно и нужно зарабатывать деньги.

— Многие предприятия сегодня в целях экономии сокращают рабочую неделю…

— Если есть сырье и рынки сбыта, то зачем это делать? Думаю, что нас эта вынужденная мера не коснется. Ведь любая хозяйка в наши дни покупает масло для приготовления пищи, поэтому без работы мы не останемся. Да и останавливаться — это не мое. Лучше в такой ситуации искать новые рынки сбыта и продолжать работать.

— Жанна Павловна, а лично вас кризис коснулся? Если да, то как вы с ним боретесь?

— Естественно. Как и любой нормальный человек, я хожу по магазинам. И не вижу ничего страшного в том, чтобы немного урезать свои потребности. Хотя и убеждена в том, что сегодня надо не экономить, а больше зарабатывать.

— Вы на чем-то экономите?

— Если есть деньги — иду за покупками. Если нет — стараюсь их заработать. Вообще, что касается питания, то сегодня с учетом огромного выбора продуктов его совсем не сложно разнообразить при небольшом количестве затрат. На одежду я много не трачу, хотя, как любая женщина, люблю красиво одеваться. Но болезнь шоппинга у меня прошла, вместо этого предпочитаю путешествовать. Но с тех пор, как я стала директором предприятия, на это не хватает времени. Однако я все же надеюсь, что когда-нибудь мои сотрудники научатся работать так, чтобы полностью брать на себя ответственность за каждый шаг, и будут отпускать меня в такие поездки. Конечно, организовать работу подобным образом довольно сложно, но надежда есть.