Педальный двигатель прогресса

3714
Александр ЧУГУЕВ. Фото автора. А также использованы материалы Минского велосипедного общества и сайта «Зеленый портал».
Уже первые теплые мартовские денечки наглядно показали, что прошлогодний взрывной рост количества велосипедов на бобруйских улицах был только репетицией.

Велосипедная критическая масса у «Короны» летом 2014 года.Велосипедная критическая масса у «Короны» летом 2014 года.

Наступающий сезон обещает стать поистине революционным для двухколесного транспорта. Верный признак того – молодые девушки, массово оседлавшие «железных коней». Спортивная фигура – не только объект внимания парней, но и предмет зависти подруг. И хороший пример для подражания. Безусловно, в четырех из пяти случаев это дань моде, но здесь как раз та ситуация, когда ее веяния нельзя не приветствовать.

ФАКТЫ
• Велосипед проезжает 550 километров на количестве энергии, содержащемся в 1 литре условного топлива.
• В Нидерландах на развитие велосипедной инфраструктуры отдано 10% всех расходов на наземный транспорт.
• Общая протяженность велодорожек в Нидерландах – 15 000 км.
• Средний датчанин проезжает за год на велосипеде 893 км.
• В Копенгагене 1000 муниципальных велосипедов, бесплатно предоставляемых гражданам для поездок по городу. • EuroVelo, проект Европейской федерации велосипедистов (ECF) уже сегодня предлагает 14 трансконтинентальных велодорожек, соединяющих все уголки Старого Света.

Рассуждения о пользе велосипеда для здоровья и экологии давно стали общим местом. Вроде бы спорить уже не о чем. Тем не менее зарождение новой городской субкультуры выявило сразу несколько серьезных проблем. Как выяснилось, наш любимый город для передвижения на «велике» абсолютно не приспособлен. Но почему?

Пункт 148 «Правил дорожного движения Республики Беларусь» предписывает велосипедисту двигаться «по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов». Велосипедных дорожек в Бобруйске – ровно одна. Да и та проходит на окраине, вдоль Минского шоссе. Для сравнения, по соседству в маленьком Кировске велодорожка имеет в длину несколько километров и тянется вдоль всей магистральной улицы Гагарина. Что уж говорить о таких традиционно «велосипедных» городах, как Стокгольм, Амстердам, Мюнстер, Хельсинки… В одном только Копенгагене 300 километров велодорожек! И проходят они по всем городским улицам.

За неимением велодорожек бобруйские велосипедисты, передвигаются по тротуарам, как предписывает закон. Да вот беда, проектировщики и дорожные строители будто и слыхом не слыхивали о двухколесном транспорте. На перекрестках наворотили высоченные бордюры – с запасом под будущие слои асфальта, не иначе. С такого и спрыгнуть­то страшно, ну, а запрыгнуть и вовсе нереально. А ведь в Беларуси действует Государственный стандарт СТБ 2030­2010, предусматривающий, что перепад высот бортового камня и асфальта в местах пересечения тротуара с проезжей частью не допускается, а съезды с тротуаров на проезжую часть улиц должны выполняться под уклоном не более 10%.

Справедливости ради стоит сказать, что в течение двух последних лет эта проблема в нашем городе худо­бедно решается. Коммунальные службы понижают бордюры и устраивают пандусы на пешеходных переходах. Но благодарить за это нужно не их, а одного конкретного человека – бобруйского инвалида­-колясочника Сергея Мацкевича, который с отвагой Дон Кихота ведет свою собственную войну за безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями. От его побед выигрывают все. Ведь высокие бордюры становятся препятствием не только для инвалидных колясок, но и для обычных колясок с детьми. А уж велосипедисты Сергею особенно признательны.

Загородная велопрогулка. Начало маршрута – на перекрестке улиц Гагарина и Ульяновской, у Бобруйской центральной больницы.Загородная велопрогулка. Начало маршрута – на перекрестке улиц Гагарина и Ульяновской, у Бобруйской центральной больницы.

Но даже при отсутствии бордюров особо не разгонишься. Те же «Правила дорожного движения» в пункте 151 предписывают велосипедисту на пешеходном переходе спешиваться и вести велосипед рядом, то есть фактически превращают его в пешехода. Получается, что по правилам относительно беспрепятственно в городе можно перемещаться лишь «короткими перебежками» – от перекрестка до перекрестка – при этом регулярно выпрыгивая из седла. Как думаете, будут ли неукоснительно выполняться подобные требования ПДД?

Дискриминационный в отношении велосипедистов характер отечественных законов вполне объясним. Гораздо проще запретить то, что не можешь отрегулировать. Ведь для обустройства велосипедной инфраструктуры в городах нужны огромные средства, которых у государства нет. По нынешним временам просто ровный асфальт без ям и выбоин – уже достижение и предмет для гордости. Ну, а раз нет велодорожек – сделаем вид, что нет и велосипедов. Запретим им двигаться по проезжей части и отправим на тротуары. Пусть там воюют с пешеходами, как хотят. А в закон добавим лукавую оговорку «не создавая препятствия…» В результате получим движение объектов на узком пространстве со скоростью, различающейся в четыре раза (!), никак не разделенных по потокам и направлениям. Но ведь так и до беды недалеко.

ОФИЦИАЛЬНО
Михаил Свистунов: «Велодорожки – это наша боль»
Заместитель начальника управления образования, спорта и туризма горисполкома Михаил Свистунов:
– Отсутствие велодорожек в городе – это наша боль. Велосипедное движение становится все популярнее, а вопрос, где ездить велосипедистам, остается открытым. Но есть и положительные изменения. Достигнуто понимание с архитектурным бюро и УКСом, и проект реконструкции улицы Бахарова, например, включает в себя пространство для велодорожки.
Михаил Михайлович также отметил, что в таком большом городе, как Бобруйск, необходимо гораздо больше велодорожек:
– Ведь не съезжать же всем велосипедистам разных возрастов на дорогу. Надеюсь, что со временем количество велодорожек будет расти.
Анастасия КАСТРИЦА.

В той же Германии движение по тротуарам строго запрещено всем велосипедистам, кроме детей до 10 лет. И даже если ребенок едет не один, сопровождающий его взрослый обязан двигаться по параллельной велодорожке, либо идти рядом по тротуару пешком. Все немецкие велодорожки четко выделены специальной разметкой и красным цветом покрытия. Пешеходам ступать на них нельзя. С нарушителями велосипедисты не церемонятся: можно запросто получить сзади колесом по мягкому месту.

Аналогичные правила дорожного движения и в других европейских странах. Никаких тротуаров! Более того, с недавнего времени в Польше велосипедисты получили еще больше свобод. Теперь они могут обгонять справа медленно идущий (!) транспорт, а на светофоре они должны останавливаться впереди всех автомобилей на специальной велосипедной стоп­линии, чтобы быть заметными для участников движения и первыми покинуть перекресток. Водителям автомобилей предписывается оставлять справа пространство для велосипедистов, а при высадке пассажиров убедиться, что в открывшуюся дверцу не въедет сзади зазевавшийся «ровэжыста».

В этом месте так и слышится праведное негодование отечественных автомобилистов. «Еще чего?! Прочь с проезжей части, хрустики! В гетто! На тротуары!» У нас ведь что ни водитель, то «король дороги». Им и самим­то места мало. Все им мешают: «тошноты» тошнят, «спешуны» спешат, «учителя» учат. Градус взаимного неуважения зашкаливает. Кто ездит, тот знает. Какие уж тут велосипедисты? Проистекает вся эта ситуация из общего бескультурья, помноженного на запредельное чувство собственной важности. И не только на дороге, но и в жизни в целом.

Сами велосипедисты тоже далеко не ангелы. Оказавшись «на узкой дорожке» с пешеходами, иные не преминут продемонстрировать свое скоростное превосходство: стремительно пронесутся мимо «впритирочку», заставляя «пешиков» испуганно шарахаться в сторону. Все прошлое лето отвязная компания человек в двадцать на велосипедах по вечерам носилась вперед-­назад по Минской с иллюминацией и диким улюлюканьем, распугивая прохожих. Молодым людям было весело, а вот пешеходам не очень. Да и цель у «катафотов» (как они сами себя называли) была самая что ни на есть «высокая» – собраться вместе, доехать до «Бобруйск-­Арены» и там пивка попить. Ребята, поезжайте уже за город, наконец!

В свою очередь, для многих пешеходов присутствие велосипедиста на тротуаре становится неприятным открытием. Большинство убеждены, что место велосипеда – на дороге. Как бы не так! Будучи в полной уверенности относительно своей безопасности вне проезжей части, пешеходы и не думают смотреть по сторонам. Их передвижения хаотичны и непредсказуемы. Особенно на остановках общественного транспорта, когда из дверей прибывшего троллейбуса или автобуса вываливает толпа. Отдельная категория – гуляющие мамаши с колясками и подвыпившие компании. И те, и другие уверены в своем исключительном праве занимать всю ширину тротуара, и велосипедный звонок воспринимают как вопиющее покушение на свои конституционные права.

* * *

Как же со всем этим быть? Можно ли ввести процесс в цивилизованное русло? Нужно ли изобретать свой собственный белорусский велосипед? К счастью, ответы на все эти вопросы уже есть.

В сентябре 2014 года по инициативе Минского велосипедного общества и товарищества «Зеленая сеть» впервые прошел специализированный семинар на тему «Как спроектировать удобную велосипедную инфраструктуру в городе». В нем приняли участие велоактивисты из различных городов Беларуси, представители Госавтоинспекции, проектировщики­градостроители и эксперты. Основной частью семинара стала презентация польского эксперта по созданию велосипедной инфраструктуры, члена польской ассоциации «Miasta dla Rowerow» Бартоша Скоршевского. Специалист привел примеры проектирования велоинфраструктуры, характерные для европейcких городов, которые можно адаптировать для Беларуси, указал на типичные ошибки проектировщиков, которых следует избегать. И это именно тот случай, когда не грех воспользоваться чужими наработками, проверенными практикой.

Для европейцев велосипед является полноценным видом транспорта. По статистике, в Германии, стране с населением 81 миллион человек, насчитывается 62 миллиона велосипедов (75,8%). Еще больше этот показатель в Дании и Голландии – 80,1% и 99,1%, соответственно. В стране тюльпанов 27% всех поездок и 25% поездок на работу осуществляется на велосипеде. Здесь никого не удивляет вид солидного клерка в костюме и галстуке, крутящего педали по пути в офис. Экономить деньги и заботиться о здоровье таким образом здесь престижно. Кроме того, пересаживаясь за руль автомобиля, этот же человек будет не в пример уважительнее относиться к двухколесным собратьям, ведь он и сам регулярно оказывается на их месте.

«В Щетине сейчас 170 км велодорожек на 400 тысяч жителей. Практически все это было создано за последние пять лет, – рассказывает Бартош Скоршевски. – А началось все с группы активистов, которым пришло в голову сделать лучше условия жизни в городе. У вас есть прекрасная возможность сделать город удобным для всех. Не нужно ждать, когда на тротуарах и на дорогах появятся толпы велосипедистов и тогда строить инфраструктуру. Делайте инфраструктуру – и ей станут пользоваться толпы велосипедистов, не портя жизнь при этом ни пешеходам, ни автомобилистам».

Данный призыв особенно актуален сейчас, когда Белорусский научно-­исследовательский институт транспорта «Транстехника» приступил к созданию плана мероприятий по развитию велосипедного движения в Республике Беларусь в 2015-­2016 годах и приглашает всех заинтересованных лиц к его обсуждению.

Велосипедная дорожка в Бремене (Германия).Велосипедная дорожка в Бремене (Германия).