Директор тайм-клуба «13:87» Наталья Халанская: «Экономлю на своей зарплате»

4660
Анастасия КАСТРИЦА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
«Вечерка» продолжает публикацию интервью с руководителями о том, как выжить в нынешний кризис большим и малым предприятиям и обычным людям.

Наталья Халанская.Наталья Халанская.

19 октября в Бобруйске на ул. Советской, 73 состоялось открытие антикафе под названием «13:87». Пять месяцев спустя мы беседуем с его директором Натальей Халанской о том, что получилось, что — нет, и как выживает этот необычный вид бизнеса в сегодняшнее кризисное время.

— Наталья, получилось ли, как изначально планировалось, сделать настоящее антикафе?

— Напомню, что антикафе, тайм-клуб — это заведение для общения и встреч по интересам. В каждом городе тайм-клуб может выглядеть по-своему, и я была к этому готова. Зависит это, в первую очередь, от людей. В Минске, я замечала, в такие заведения люди приходят поиграть в настольные игры уже компанией, а в Бобруйске компания собирается из тех, кто пришел. Возраст посетителей антикафе в столице — в среднем студенты до 25-ти лет, а у нас в большинство — 23 плюс... То есть, в основном мое заведение посещают молодые специалисты, приехавшие по распределению или вернувшиеся домой после обучения в вузах, попробовавшие в большом городе вот такой интересной культурной жизни. И они получают ее здесь, в антикафе, где не выпивают спиртных напитков, не курят, а общаются, играют в настольные, ролевые, интеллектуальные игры, обмениваются знаниями и опытом, а также просто пьют чай или кофе с печеньем. Кроме того, я пробую развить на базе «13:87» коворкинг — это свободное пространство и удобные места для работы для фрилансеров, самозанятых специалистов и предпринимателей, которые не привязаны к офису. Дизайнеры, программисты, журналисты, фотографы и люди других профессий могут поработать у нас в антикафе, а также познакомиться, поделиться опытом друг с другом и даже запустить какие-то совместные проекты. В тайм-клубе можно также проводить деловые встречи за столиком с чашечкой кофе. А еще отмечать дни рождения (безалкогольные). Как видите, функциональность антикафе широка.

— Сколько людей должно приходить в антикафе ежедневно, чтобы дело было прибыльным, и сколько реально приходит?

Анонсы мероприятий антикафе «13:87» постоянно обновляются в нашей Афише

— Прежде чем запускать этот бизнес, я долго работала над денежным потоком, рассчитывала и необходимое количество посетителей, и стоимость услуги. Самая большая статья расходов у меня — аренда помещения, далее — коммунальные услуги, зарплата администраторам, налоги и затраты на расходные материалы. Чтобы окупить те расходы, которые у меня на данный момент есть, нужно от 30 до 40 посетителей в день, которые проведут в заведении минимум один час. К сожалению, не всегда получается выполнять план. Понедельник — самый неприбыльный день. А в идеале у нас 30 посадочных мест, так что количество посетителей в день может достигать трехсот человек, при условии, что все приходят на час.

— Сколько человек у вас работает в антикафе?

— Я плюс еще два наемных работника — администраторы. Кроме обычных стандартных обязанностей по обслуживанию клиентов, в обязанности администраторов тайм-клуба входит умение играть во все наши настольные игры. Однако своим работникам я пока могу платить только минимальную заработную плату.

— Можно ли вообще заработать таким бизнесом?

— Да, можно, но немного. Скорее, это не бизнес, а просто рабочее место со средней зарплатой, где я сама себе начальник. Как я уже говорила, основную часть выручки я трачу на аренду помещения. В идеале такой бизнес будет успешен при наличии помещения в собственности. Еще одна из статей затрат, с которыми я столкнулась, но была к этому не готова — это износ карточных игр. Одна из самых популярных настольных игр — «Свинтус», придется покупать новую. Все игры стоят в среднем 200-400 тысяч рублей. Есть и намного дороже — от 1.500.000.

— А почему вы вообще решились на открытие такого бизнеса, который «золотых гор» не принесет?

— Я долго жила в Минске, путешествовала по Европе. А когда решила вернуться в Бобруйск, стал вопрос, а чем я буду здесь заниматься. Лично мне очень не хватало такой площадки, места, где можно было бы собраться и провести что-то свое, пообщаться с единомышленниками, найти друзей по интересам. Началось все с поиска помещения для проведения курсов по журналистике. Так что, я решилась создать такую площадку, в первую очередь, для себя. Я продала машину, этот стартовый капитал вложила в тайм-клуб, получив взамен, может быть, и не прибыльное дело, но любимое. На базе моего антикафе встречается группа поддержки онкопациентов, в этом месте созданы условия для людей с разными формами инвалидности. Я могу позволить поддержать такие некоммерческие встречи, как «Фотосушка». Мне мой бизнес нравится.

Развиваться тайм-клубу «13:87» помогают сами бобруйчане, иногда в шуточной форме. Как-то зашел парень поработать и сидит в уголке с ноутбуком без света. Компании в центре кафе не хватало человек для игры. Подойдя к работающему, любитель настолок спросил: «Чем занимаешься?». Парень ответил: «У меня коворкинг». Игроман покачал головой и сказал «Нет, ни коворкинг у тебя тут, а коморкинг — новый тариф без света, без чая, без вайфая»! Также тайм-клуб предлагает тариф «Дреминг». Он шикарен для тех, кто не прочь после или вместо обеда поваляться на диване до продолжения рабочего дня. Это все шутки, но именно они создают позитивную атмосферу...

— Как думаете, бобруйчанам ближе ночная клубная жизнь с элементами стриптиза или же формат посиделок в антикафе?

— Мои посетители могут зайти и в ночной клуб, причем сразу после мероприятия тайм-клуба «13:87». Так что, думаю, нужно и то, и другое.

— В Бобруйске уже есть антикафе «Компас», вы не конкурируете?

— «Компас» расположен ближе ко Дворцу искусств, я же — на площади Победы. Мы предлагаем одинаковые услуги, у нас похожий набор встреч для посетителей. Однако именно конкуренция помогает развиваться бизнесу, становиться более ориентированным на клиента. На мой взгляд, в Бобруйске легко можно открыть еще одно заведение подобного плана, и оно также имеет шанс стать успешным и прибыльным.

— Тематика ваших вечеров — кто ее выбирает?

— Тематику вечеров также диктуют посетители. Бобруйчане просто приходят и говорят: «Мы хотим провести у вас поэтический вечер». Или акустический, или игровой, или образовательный… Один библиотекарь проводит вечера, на которых рассказывает о литературе разных стран и эпох, весьма интересно и популярно. Как и вечер поэзии, которые проводят несколько молодых бобруйчан, читая свои стихи и произведения классиков. Не думала, что артхаусное кино станет таким популярным, но все любят собираться и обсуждать старые черно-белые ленты. А на интеллектуальную игру «Мозгобойня» советую приходить всем и всей семьей. Кроме того, у нас в тайм-клубе можно посетить курсы по управлению собственным временем, научиться графическому дизайну, английскому языку и даже финансовой грамотности. Бобруйчане в антикафе больше любят приходить вот на такие «квартирники» и посиделки.

— Что, по-вашему, сейчас, в кризис, нужно бобруйчанам?

— Если ориентироваться по пирамиде потребностей Маслоу, то антикафе — где-то на дальних позициях. Но, вспомнив знаменитое «хлеба и зрелищ», думаю, что мы в нужном месте и в нужное время. Также я читала международное исследование, что цены не должны подниматься в год более чем на 7 процентов. Иначе у людей будет стресс. Ну, а мы, мне кажется, живем в постоянном состоянии стресса. Поэтому я стараюсь делать как можно больше скидок.

— Однако в первые месяцы работы первый час в антикафе «13:87» стоил 27 тысяч рублей. А сегодня — уже 30 тысяч…

— 30 тысяч стоит первый час нахождения в клубе после 17.00 и в выходные, со второго часа дешевле, а после 4-х часов время останавливается. Цены в январе выросли, но незначительно, кроме того, придя на коворкинг, вы заплатите 24 тысячи за час, а не 30. Наши развлечения не дорогие, если сравнивать с вечером в кафе, баре, клубе.

Бесплатно проходят те встречи, которые, на мой взгляд, важны и нужны бобруйчанам для развития нашего сообщества. Был у нас и спектакль по методике форум-театра, проходят у нас и модные курсы белорусского языка «Мова Нанова», и разнообразные обучающие тренинги.

— А организаторы этих посиделок на своем энтузиазме что-нибудь зарабатывают?

— Нет, для них я могу сделать только свободный вход, дарю бесплатные часы для посещения других встреч. Что касается акустических вечеров, то многие начинающие музыканты проезжают целый тур по белорусским антикафе, не чтобы заработать деньги, а чтобы рассказать о себе, найти своих поклонников.

— В кризис многие экономят. А вы сами на чем-нибудь стали экономить?

— Лично я экономлю на своей зарплате (смеется — авт.), хотя это и не правильно. Конечно, можно работать без администраторов, но тогда совсем не будет времени на личную жизнь, на семью, на ребенка, на отдых. На этом экономить я не готова. Я это понимаю, но все равно сначала выплачиваю аренду, зарплату своим администраторам, и если что-то остается, то себе. Но последние три месяца мне ничего не остается. А в январе я вообще ушла в минус, и была вынуждена перекрывать расходы своими личными деньгами.

— Наталья, в каком направлении, по-вашему, будет развиваться антикафе как бизнес? Есть у него шансы в таком городе, как наш, не просто работать без минусов, а еще и с прибылью?

— Грамотная рекламная компания, забота о клиентах и снижение расходов на аренду — это одни из моих целей на сегодня. Шанс есть, но мы узнаем это только со временем. Вскоре антикафе немного изменится, но также не хотелось бы говорить заранее.