Дмитрий Владимирович Щелкунов, директор ОАО «Легпромразвитие».
Нынешний финансовый кризис, пожалуй, является одним из наиболее тяжелых за последние несколько десятилетий. Он затронул не только различные сферы промышленного производства, но и негативно отразился на кошельках рядовых бобруйчан — многие из нас сегодня довольствуются зарплатами, которые даже без учета инфляции стали гораздо ниже, чем, к примеру, год назад…
— Дмитрий Владимирович, в чем, по-вашему, причина такого затяжного экономического падения?
— Причин несколько. Но есть глобальная — это реально очень низкая конкурентоспособность нашей экономики, которая базируется на перепродаже российских нефтепродуктов. Любые колебания на этом рынке могут привести к подобным негативным последствиям. Усугубили кризис и события, которые сегодня происходят на Украине — мы фактически утратили этот рынок реализации белорусской продукции.
— Для Беларуси этот кризис является знаковым в том плане, что многие экспортно ориентированные предприятия вынуждены уходить и с российского рынка, куда поставляли основную часть своей продукции. Что можно предпринять в такой ситуации?
— Я не являюсь экспертом в других областях, но в том, что касается нашего предприятия, убежден: мы должны очень быстро действовать в поисках новых рынков, расширять ассортимент товара, который будет востребован. Я недавно побывал в США и пришел к выводу, что мы можем выпускать любую продукцию. Вопрос только в том, будет ли она пользоваться спросом.
Для справки
ОАО «Легпромразвитие» создано в 1991 году. Около 85% продукции реализует за пределами Беларуси. Это пластиковая посуда и аксессуары для ванных комнат торговой марки Berossi, спецобувь и спецодежда, пресс-формы и всевозможные штампы под маркой «Белформ», а также системы водоотвода и спортивные покрытия Ecoteck.
У нас же все происходит, как в замедленном кино: когда другие его уже посмотрели и забыли, мы только начинаем вникать в смысл происходящего. Нужно четко ставить перед собой цели, повышать точность действий и их быстроту. К сожалению, мы часто не понимаем, чего же хотим.
— Сегодня все мы поставлены перед фактом: кризис произошел. Можно ли минимизировать его последствия?
— У нас есть институт банкротства. Это не уничтожение компании, как некоторые считают, а смена менеджмента с целью повышения эффективности управления. И еще следует учитывать, что в Беларуси существует большой потенциал человеческих ресурсов — недорогих и очень хорошо образованных. Поэтому нужно пересматривать требования к человеческому потенциалу, стараться использовать его по максимуму.
— Попытки «заморозить» заработную плату и цены могут стабилизировать экономическую ситуацию?
— В экономике нет односторонних позитивных или же негативных решений. Если предприятие не может продавать свою продукцию из-за того, что ее себестоимость слишком высока, то нет смысла повышать на нее цену — все равно никто не купит. Соответственно, и о росте зарплат в этом случае не может быть и речи. Но если предприятие работает нормально, но под видом кризиса срезает зарплаты, то это недопустимо. Люди ведь все видят и все понимают. Такой подход приводит лишь к нагнетанию обстановки в коллективах, где растет недовольство.
— С финансовыми проблемами столкнулись не только субъекты хозяйствования, но и обычные люди. Действительно, урезание зарплат, сокращение рабочей недели наблюдается на многих предприятиях. Как выжить простым бобруйчанам?
— В трудные времена здравый смысл лично мне подсказывает пересматривать свои привычки и ужиматься в тратах. Золотой закон экономики — живи по средствам. Нужно быть осторожным не только с расходами, но и с кредитами. Ведь сегодня банковские проценты настолько высоки, что это может загнать любого заемщика в кабалу. Должен быть постоянный контроль за и без того скромным бюджетом. Ну, и если, конечно, есть такая возможность, стоит подумать о смене работы и подыскать более высокооплачиваемый вариант.
— Если у человека есть какие-то сбережения, то где и в чем их, по-вашему, лучше всего хранить?
— Сбережения могут быть различными. Например, кто-то копит деньги на конкретную покупку и опасается инфляции. У других нет определенных целей — те же пенсионеры просто хотят обеспечить себе финансовую стабильность. Что касается первого варианта накоплений, то практика показывает: ставки по депозитам в банках сегодня полностью обеспечивают сохранность краткосрочных вкладов. Если вести речь о длительном хранении средств, то вряд ли люди настолько доверяют банкам, чтобы держать их на счетах в белорусских рублях. За последние 20 лет инфляция достигла просто невероятных размеров, поэтому я свои сбережения храню в долларах США. И не хочу скрывать, что на сегодняшний день эта валюта является наиболее стабильной.