40-летняя бобруйчанка заказала шкаф-купе по объявлению, внесла предоплату, а обещанной мебели так и не дождалась…

3697
Ирина РЯБОВА. Фото автора.
В редакцию «Вечерки» позвонила Елена И. и рассказала свою историю: «Я заказала шкаф-купе у частника. Объявление было наклеено на двери нашего дома: «Кухни. Шкафы-купе по индивидуальному заказу. Недорого». Позвонила, в тот же день приехал мужчина, замерил, нарисовал, рассчитал...

...Никаких подозрений по поводу его серьезности не возникло: мужчина давал рекомендации со знанием дела, при нем были образцы материала, каталог, составили договор, показал свой паспорт. Я внесла предоплату — 5 с половиной миллионов рублей (общая стоимость заказа — 8 миллионов 200 тысяч рублей). В договоре был оговорен срок его исполнения. Но даже в день «пи» никто мне не перезвонил, позвонила сама. Мне ответили: «Сломалась машина, приеду через два дня». Но и через два дня никого не дождалась. Снова позвонила, в очередной раз назначили крайний срок: через пару дней. И так длится уже три недели... Человек не отключает телефон, не исчезает, но все «потом-потом». Я уже не на шутку волнуюсь. Как мне следует поступить? Как узнать, не попала ли я на «удочку» мошенника?».

Корреспондент «Вечерки» попыталась разобраться, где искать помощи потребителю.

«На этого предпринимателя в управление торговли за два месяца пожаловались семеро»

Главный специалист, уполномоченный по защите прав потребителей, управления торговли и услуг Бобруйского горисполкома Наталья Петухова рассказала, что сегодня жалобы со стороны потребителей на нерадивых изготовителей мебели и окон — не редкость. Уже с начала этого года в управление торговли и услуг таковых поступило около 40, в основном, они касаются несоблюдения сроков выполнения заказов, некачественного выполнения работ.

Тот самый шкаф... Дверцу к нему, по всей видимости, еще делают.Тот самый шкаф... Дверцу к нему, по всей видимости, еще делают.

— Разъясняем людям их права с точки зрения закона, — рассказывает Наталья Николаевна. — Можем «пробить» по базе нерадивого исполнителя и узнать, числится ли такой среди ИП или частных предприятий. Так, например, на указанного вами индивидуального предпринимателя К. за последние два месяца пожаловались уже семеро человек! Этот изготовитель кухонь и шкафов-купе принимает заказы от людей, берет предоплату и исчезает. В устном разговоре с заказчиками он обещает выполнить все работы в двухнедельный срок. Люди терпеливо ждут, потом начинают беспокоиться, звонят ему, но трубку он не берет. Тогда уже многие обращаются к нам. Оказывается, в договоре очень маленькими буквочками этот ИП указывает несколько иной срок выполенния заказа — от 2-х до 10-ти недель. Кроме того, в договоре даже нет его юридического адреса, реквизитов, а люди не обращают на это внимания. Наши звонки и просьбы разобраться им также игнорируются. Сейчас на этого предпринимателя готовятся два иска в суд. Возникают сомнения по поводу законности его деятельности.

Совет
Если уж вы «влипли» в неприятности, действовать стоит по следующему алгоритму:
1. Первые двери, в которые нужно «стучаться» за помощью — управление торговли и услуг горисполкома, к главному специалисту, уполномоченному по защите прав потребителей. Это вам даст еще один шанс решить конфликт мирным путем.
2. Шаг второй: обращение в суд Бобруйского района и Бобруйска, либо в ОБЭП (если ваш нарушитель оказался «серийным»).

Как правило, предпринимателей, на которых поступают подобные жалобы, мы приглашаем к себе, объясняем, пытаемся найти компромисс. Если уж решить вопрос мирным путем никак не удается, рекомендуем потребителю обратиться за защитой своих прав в суд, при необходимости  помогаем составить иск о расторжении договора и письменную претензию исполнителю. Если жалобы на одно лицо поступают серийно, тогда уже советуем людям обратиться в милицию, чтобы проверкой занялся ОБЭП.

В большинстве случаев конфликт удается решить в досудебном порядке. Часто причиной возникновения конфликта является нежелание предпринимателя контактировать с заказчиком, он просто «уходит в тень». И напрасно. Хотя бы приди, объясни, предложи выплатить неустойку, большинство людей отнесутся с пониманием.

Суд конфисковал у ИП машину, чтобы отдавать деньги обиженным

Как часто такие дела доходят до суда? Об этом рассказывает и. о. заместителя председателя суда Бобруйского района и города Бобруйска Татьяна Титкова.

— У нас довольно много таких дел, — говорит Татьяна Васильевна. — Хотя обращение в суд по этим вопросам — крайняя мера. В 2014-м году по спорам, связанным с защитой прав потребителей, в суд поступило 95 исков, из них рассмотрено 49, удовлетворено 38. 30 дел прекращено, частично в связи с заключением мирового соглашения. Очень важный момент, который нужно знать всем, кто планирует обратиться с таким иском в суд: существует досудебный порядок, согласно которому потребитель предварительно должен направить письменную претензию исполнителю.

— Если дело все же дошло до суда, то чем оно может закончиться?

— Существует несколько вариантов. Самые распространенные — расторжение договора и возврат денег, включая компенсацию морального вреда.

— Можете привести примеры из практики?

— Несколько лет назад иск в суд подал Бобруйский горисполком в интересах гражданки Н. Она обратилась к ним с претензией по поводу мебели: кухни и шкафа-купе. Заказала все у индивидуального предпринимателя М. Между ними был составлен договор, произведены замеры, нарисован эскиз изделий, переданы деньги в полном объеме. В результате он ей привез только кухню, причем, незавершенную, и исчез. Помимо того, в установленной мебели был обнаружен целый ряд дефектов. Что касается кухни, мы обязали виновного устранить недостатки выполненной работы, а договор в части шкафа-купе расторгли, предприниматель вернул потребителю все деньги, неустойки и уплатил штраф. Сейчас у нас на рассмотрении дело в отношении одного из ООО. Дама почтенного возраста в августе прошлого года заказала у них навесные кухонные шкафчики. Внесла 1 миллион предоплаты. Срок исполнения, согласно договору — 40-60 рабочих дней. Однако шкафчики они ей не привезли вовсе и на контакт не шли. Суд помог истцу расторгнуть договор с ответчиком, взыскали с последнего всю сумму — этот миллион, плюс проценты за неустойку в размере 920 тысяч рублей, плюс компенсация морального вреда — 1 миллион, госпошлина в доход государства и штраф в местный бюджет.

Среди ответчиков была у нас и известная мебельная фабрика, истец была не удовлетворена качеством ее товара. Правда, вопрос решился быстро — они признали все требования покупателя, вернули деньги.

Несколько лет назад проходила у нас организация, от действий которой пострадало очень много людей. Они рекламировали себя в Интернете, реклама была потрясающе красивая, люди на это «покупались», даже из других городов. Заказывали много, проплачивали всю сумму сразу. И с договором там все было в порядке, придраться не к чему. Но… заказов они не выполняли, даже необходимой для этого базы у них не было. Обманутых заказчиков было множество. Суд взыскал с виновного предпринимателя все причитающееся.
Иногда в качестве способа обеспечения исполнения решения суда применяем арест имущества. Предприниматель З. должен был вернуть людям большую сумму денег. Конфисковали у него машину, а деньги раздали людям.

Обиженные потребители обращаются и в милицию

Как рассказал корреспонденту «Вечерки» начальник ОБЭП УВД Бобруйского горисполкома, майор Андрей Гузов, в милицию также нередко поступают заявления по поводу неисполнения договорных обязательств, в частности, по изготовлению мебели:

— Был у нас такой прецедент в прошлом году, когда в отношении изготовителя мебели возбуждалось уголовное дело по статье 209-4 УК РБ «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере». Индивидуальный предприниматель денежные средства от людей принимал, а заказы фактически не выполнял. Но такие ситуации единичны. В большинстве случаев заказчик при заключении договора не смотрит на договорные обязательства, а потом возникают различного рода проблемы.

И хотелось бы напомнить один важный момент. Сейчас действует Указ Президента №49, согласно которому ни в коем случае нельзя вносить оплату либо предоплату в иностранной валюте. За это предусмотрены очень строгие санкции — штраф плюс конфискация предмета сделки. Таким образом заказчик может лишиться и своих сбережений и мебели.

Как избежать неприятных моментов?

Из бесед с представителями всех упомянутых инстанций нарисовалась такая памятка потребителю, желающему заказать новую мебель и избежать при этом неприятных моментов:

- к выбору изготовителя стоит отнестись со всей серьезностью. Не стоит доверять объявлениям на подъездах, остановках. Предпочтение лучше отдать государственным организациям, магазинам, объявлениям на серьезных сайтах и в изданиях;

- первым делом убедитесь, что у лица, предлагающего услуги, имеется свидетельство о государственной регистрации и разрешение на оказываемый вид деятельности. Выясните, ИП или предприятие сами являются производителем, либо выполняет посреднические услуги;

- ни под каким предлогом не отдавайте денег никому до момента заключения договора. Должно насторожить требование внести предоплату в размере более 50%, тем более всю сумму. Это может свидетельствовать о том, что у человека нет оборотных средств, и он решил за ваш счет их пополнить;

- следует соблюдать внимательность и осторожность при заключении договоров. Читать нужно каждую строчку, не стесняться обсуждать условия. В договоре четко должны быть прописаны срок выполнения работ, их стоимость, ответственность изготовителя за несвоевременное и некачественное выполнение работ. Так же четко должна быть прописана спецификация мебели: размеры, цвет, комплектующие и пр.;

- если предприниматель или организация предлагают изготовление мебели по цене в разы дешевле, чем другие, это тоже должно насторожить.

Буквой закона

Закон РБ «О защите прав потребителей» гласит:

Статья 29:

Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный договором, если иное не предусмотрено законодательством. Срок выполнения работы (оказания услуги) определяется датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги), и (или) датой (периодом), с которой исполнитель должен приступит к выполнению работы (оказанию услуги). По соглашению сторон в договоре могут  быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных этапов выполнения работы (оказания услуги).

Статья 30

Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы, отдельных этапов выполнения работы, а также иные сроки, предусомтренные договором, или во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель вправе по своему выбору:

- назначить исполнителю новый срок;

- поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

- потребовать соразмерного уменьшения установленной цены за выполнение работы;

- расторгнуть договор о выполнении работы.

За нарушение сроков выполнения работы исполнитель обязан уплатить неустойку в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки.

Согласно статье 257 Налогового Кодекса РБ истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, по искам о нарушении прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.