Сто с лишним лет назад: Бобруйск и Париж на прямой связи

2070
Михаил РЫСЬКОВ, автор нескольких книг по истории Могилевщины, специально для «Вечернего Бобруйска».
К Первой мировой войне союзные державы Россия и Франция готовились заранее. Особенно важно было установить каналы устойчивой связи между их военным командованием...

После рассмотрения различных вариантов — военноголубиной почты, прокладки телеграфного кабеля по дну Балтийского моря и т.п. — в 1907 году пришли к решению об установлении радиотелеграфной связи между Парижем и Бобруйском, Бизертой и Севастополем.

В феврале 1909 года начальник русского Генерального штаба генерал В.А. Сухомлинов сообщил французскому генералу Брену об окончании строительства станций в Бобруйске и Севастополе и необходимости технического согласования работы русских и французских станций.

В мае того же года французский военный атташе в Петербурге полковник Маттон передал в русский Генштаб секретное письмо французского военного министерства с кодами и ключами для связи между военными ведомствами России и Франции. 3 июля 1909 года генерал Брен обратился к В.А.Сухомлинову с просьбой провести «опыты по опробованию установки радиосвязи». Для оценки работы станций была создана совместная комиссия в составе: с русской стороны — штабс-капитана Сокольцева и капитана 2-го ранга Кедрина, с французской — полковника Озиля, майора Ферье и капитана 2-го ранга Колена.

Данная союзная комиссия, работавшая в Бобруйске с 29 октября по 3 ноября 1911 года, доложила, что «связь между Парижем и Бобруйском можно считать устойчивой ночью во все времена года». Оборудование для радиостанции в Бобруйске поставила французская фирма «General Radiotelegraphigue». Канал связи, установленный усилиями генштабов России и Франции, был опробован и к началу войны мог обеспечить надежные контакты между военными ведомствами государств-участников Антанты.

«Алё, Бобруйск!»«Алё, Бобруйск!»