Генеральный директор ОАО «Белшина» — о том, что сегодня самое главное

7581
Валерий ЗИНОВСКИЙ, редактор газеты «Шинник». Фото автора
Обычно новому руководителю журналисты дают 100 дней для того, чтобы он вошел в курс дела. Но сейчас жизнь настолько стремительна, что у нового генерального директора «Белшины» нет этих ста дней для знакомства с потенциалом и проблемами комбината…

Генеральный директор ОАО «Белшина» Алексей Яковлев приступил к выполнению своих обязанностей 29 декабря прошлого года.Генеральный директор ОАО «Белшина» Алексей Яковлев приступил к выполнению своих обязанностей 29 декабря прошлого года.

Не дожидаясь истечения пресловутых ста дней, мы обратились к Алексею Яковлеву с просьбой прокомментировать наиболее важные проблемы и назвать задачи, стоящие сегодня перед коллективом акционерного общества. А начался разговор с недавних командировок руководителя.

— Год предыдущий был сложным, — считает Алексей Владимирович. — И главным образом из-за резких колебаний и изменений в России — на нашем традиционном рынке, доля которого в экспорте предприятия составляет порядка 60 процентов. Поэтому самое главное сегодня — выход на новые рынки и увеличение продаж наших шин, которые себя уже неплохо зарекомендовали, в чем большая заслуга технологов, конструкторов, сумевших найти и устранить слабые места и недочеты, ранее мешавшие продвижению продукции.
Да, сегодня нашу шину знают, но, к сожалению, изменилась глобальная ситуация на рынке. И согласно графику, утвержденному концерном еще до моего прихода на предприятие, я направился в командировки, чтобы быстрее начать диверсифицировать рынок наших продаж. Конечно, поездки в Сербию, Македонию и Туркменистан — это капля в море. Да, это рынки относительно большие. Да, у нас там есть свои дилеры, но, на мой взгляд, они недостаточно активны.

Из поездок я привез новые контакты. Даже, возможно, они послужат расширению дилерских соглашений по объемам поставок на эти рынки. И такую работу надо продолжать, она должна быть беспрерывной. И я, конечно, должен проехать везде, где есть наши дилеры, познакомиться с ними, услышать их претензии и нарекания. Конечно же, где-то чем-то они недовольны, о каких-то из их проблем, предложений, рабочих моментах здесь, на комбинате, замалчивают, не хотят говорить руководству, мол, авось, эта информация «не добежит» до директора. И даже во время этих первых поездок такие моменты проскальзывали. Но в целом, должен сказать, я увидел позитивное отношение к «Белшине». И то, что только-только назначенный директор сразу же поехал знакомиться с дилерами, должно в их глазах послужить укреплению имиджа предприятия.
Кроме того, хотя они и выполняют наши с ними договоры, я попросил о дополнительном увеличении объемов поставок по ранее заключенным соглашениям. Я им сказал: «Уважаемые господа, хотя вы перед нами юридически чисты и выполняете контрактные обязательства, сегодня тех объемов, которые были ранее, уже недостаточно. Нужно, чтобы вы помогли нам и увеличили объемы. Вы — наши дилеры, мы вам даем эксклюзивные права на продажу нашей продукции, даем выгодные для вас цены, а вы — увеличьте объемы продаж».

— Этой же проблеме было посвящено и недавнее последнее совещание с директорами торговых домов?

— Совершенно верно. Я собрал всех директоров наших торговых домов, и мы проработали с ними практически весь день. И этого еще мало. Они хотели говорить больше, хотели больше рассказать о своих проблемах. Но сегодня говорить о причинах, о том, почему что-то не смогли, почему что-то не получилось, не надо: это уже история, она состоялась. Сегодня надо смотреть вперед и думать, что будем делать дальше.
Пережив сложный 2014-й год, большинство наших трейдеров, руководителей торговых домов поняли, что не стоит оглядываться на прежние условия, нужно работать в сегодняшних реалиях, и сделали определенные оргвыводы. Выход из сложной ситуации только один — подстраиваться под новые условия и находить способы выживать в них экономически эффективно. Главное — найти инструменты и методы, чтобы увеличить свою долю на рынке, повысить эффективность продаж, уйти от убытков и дебиторской задолженности. Это вообще нонсенс, когда наши торговые дома нам же еще и должны.

— А большая ли эта задолженность?

— Размеры разные, но суммарно задолженность очень большая, примерно, по памяти, на уровне миллиарда российских рублей. И их необходимо крайне быстро возвратить в оборот, чтобы нам не привлекать кредитных ресурсов, за которыми сегодня вынуждены обращаться. А кредиты дорогие. И эта цепочка зависимости порождает убыточную работу предприятия. Поэтому еще одна главная задача сегодня — вернуть максимум денег, уйти от лишних и ненужных кредитов. На это нацелен и наш бизнес-план, который мы защитили месяц назад. И хотя меняются условия и валютный курс, у нас есть все предпосылки к тому, чтобы уже к концу первого квартала по объему производства превысить показатели аналогичного периода прошлого года и, конечно же, выйти на прибыльную работу. И я думаю, если мы выдержим, а мы должны выдержать февраль, в марте увеличим темп и выйдем на безубыточную работу.
К тому же, и это важно, и я хочу, чтобы это знали все, — наше предприятие концовку года вытянуло и закончило 2014-й без убытков. То есть, в последние дни уходящего года мы собрали, как говорится, все усилия, и в части реализации продукции, и в производстве, и сделали рывок. Да, прибыль практически нулевая, мизерная, на уровне нескольких миллионов рублей, но главное — сам факт.

— А что вы скажете о модернизации «Белшины»?

— Это второе ключевое, после реализации продукции, а может быть, даже первое по значимости направление в работе. Вообще-то модернизация — процесс непрерывный и понятие комплексное. Это не просто покупка «железа», которое качественно производит продукцию. Это еще и оптимизация организационных действий, персонала, логистики, что мы и делаем. Завтра мы сможем на равных конкурировать с остальными производителями шин если не по количеству, то уж по качеству и популярности бренда в мире. Сегодня у нас есть к этому все предпосылки.

На заводе КГШ этот процесс идет полным ходом. На ЗМШ запланированное техперевооружение подходит к завершающему этапу. Наш самый брендовый участок, самая знаменитая сверхкрупногабаритная шина тоже обретает новое воплощение в радиальной цельнометаллокордной конструкции. По графикам, в конце следующего года должны получить новую шину на 63 дюйма.

Нам здорово помогает концерн «Белнефтехим» в финансировании проектов по реконструкции. Там, где концерн может, он выделяет средства и будет выделять. А где не может, там ходатайствует перед банками, в частности, Банком развития, о выделении средств.
А третье, и очень важное направление, на которое я сейчас делаю ставку, — это кадры, коллектив. Важно, во-первых, сохранить работников, во-вторых, найти способы и методы растить новых грамотных и знающих специалистов — технологов, конструкторов по шинам и, конечно же, специалистов по продажам, креативных маркетологов. Ведь время, когда за шинами выстраивалась очередь, давно прошло, и важно уже не только качественно и эффективно произвести шины, но и продать их. Сегодня в мире работает около тысячи шинных заводов, из них около 400 находится в Китае. То есть, мы конкурируем с сильнейшими экономиками… И мы должны иметь самых яростных, с горящими глазами, самых сильных и опытных работников, чтобы наша компания обрела новое дыхание. Чтобы даже не было, как когда-то, такого понятия — «отпускать продукцию». Нужно продавать. И продавать нужно уметь. Уметь заинтересовывать покупателя, и не только перед продажей товара, но и после. Каким-то образом подавать ему знаки, что мы помним о нем. Пускай это будет даже несколько формально, но, тем не менее, он будет понимать и ценить это внимание. И надолго его запомнит, если, скажем, простой потребитель через полгода после того, как купил наши шины, на Новый год получит открытку, в которой «Белшина» поздравит его с праздником. Какая будет реакция, как вы думаете? Я думаю — самая положительная.

— Можно сказать, что в этом ключе были организованы и недавние трековые автогонки на льду под Минском…

— Точно.

— … А вы знаете, несколько лет назад у нас в пригороде проходили экстремальные автогонки по джип-триалу или, как их называли, «Кэмел-трофи по-бобруйски». Может быть, есть резон «Белшине» возродить эти гонки, выступить их организатором и спонсором?

— «Кэмел-трофи» по-бобруйски? Для меня это новинка и… в этом что-то есть. Я подумаю над вашей подсказкой. Но сегодня нам главное заработать достаточно прибыли, которую сможем направить на нужды коллектива, на укрепление имиджа предприятия и затратить на такого рода мероприятия.

— По предприятию и городу недоброжелатели распускают слухи, что, мол, скоро вместо зарплаты шинники будут получать потребительскую корзинку. Что вы скажете на это?

— Президент Беларуси неоднократно говорил, в том числе и во время недавней пресс-конференции, что ситуация тяжелая, но не катастрофичная. То же скажу и я. Да, положение у нас тяжелое, но не критичное. И ни о какой потребительской корзинке даже речи нет.
Но сегодня важно, чтобы каждый на рабочем месте качественно выполнял то, что ему предписывается. И раньше это должны были делать. Но в силу нашего менталитета, легкой расслабленности, когда все идет хорошо, мягко говоря, не все очень старались и торопились хорошо работать…

Хочу заверить всех работников предприятия, что администрация день и ночь занимается решением этой проблемы. Мы понимаем, какая на нас лежит огромная ответственность за трудовой коллектив. И мы даже мысли не допускаем о том, чтобы понизить зарплату или выплатить ее не вовремя. Да, прошлый год был далеко не самым лучшим. Да, у нас и сегодня не стопроцентная загрузка мощностей. Но это оптимальная загрузка, позволяющая работать без убытков, производить продукцию, получать зарплату. Дай Бог, стабилизируется финансово-экономическая ситуация в России, и мы сможем поднять цену, чтобы увеличить прибыль. А больше прибыль — больше заработная плата. В этом году мы обязательно, и я думаю, даже не один раз, вернемся к вопросу поднятия зарплаты. Но для этого нужны экономические предпосылки и чуть-чуть времени...