«Многие объекты так и остались «памятниками» неразумной хозяйственной деятельности…»

3414
Воспоминания ветерана Бобруйского стройтреста №13 накануне 70-летия предприятия

Василий Петрович Шумилов, бывший главный геодезист стройтреста №13.Василий Петрович Шумилов, бывший главный геодезист стройтреста №13.

4 ноября этого года Бобруйскому стройтресту №13 исполнилось 70 лет. Я проработал в тресте на различных должностях 37 лет и 6 месяцев. Но более всего, почти 30 лет — в качестве геодезиста.

Прежде чем построить здание, необходимо выполнить разбивочные работы, то есть, произвести вынос габаритов здания в натуру, строго по координатам и высоте. В дальнейшем, в процессе строительства, необходимо осуществлять поэтапный геодезический контроль соблюдения геометрических параметров здания, согласно проекту, с помощью геодезических приборов, теодолита и нивелира. По завершении строительства необходимо выполнить исполнительную геодезическую съемку объекта со всеми инженерными сетями. Вот эту точную, кропотливую работу я и осуществлял все эти годы.

60-е, 70-е и первая половина 80-х годов прошлого столетия — это годы бурного развития строительства в Бобруйске. Буквально на каждом квартале стоял башенный кран. Именно в эти годы преобразились, стали современными улицы Интернациональная, Минская, Социалистическая, Октябрьская. Ранее это были улицы с преобладанием частных, деревянных домов. Молодому поколению трудно представить себе, что на углу улиц Минской и Октябрьской, по нечетной стороне, стояли деревянные бараки. Мощение улиц было из булыжника. Ширина проезжей части Минской была 6 м. Строителям пришлось выполнить огромный объем работ, чтобы к ноябрьским праздникам 1977 года  пошел по улицам города долгожданный троллейбус №1. Ведь добраться тогда до объектов шинного комбината было не так просто. Автобус №8, всегда переполненный, ходил только до остановки «Кожзавод».

Мне приятно сегодня ходить по улицам Бобруйска и Осиповичей. Нет в этих городах улиц, где бы я ни работал. Невозможно перечислить все объекты, все здания, вынос которых в натуру мне пришлось выполнять. Их сотни.

Это первые 48-квартирные жилых дома ЖСК-1 и ЖСК-2 на углу улиц Пролетарской и Октябрьской (1964 г.). Это первые крупнопанельные 80-квартирные дома по ул. Октябрьской, 155 и 157 (1965-1966 гг.). Дом №157 строили минские строители. Строители треста работали вместе с ними как ученики. А уже следующий дом №155 строили самостоятельно.

Это объекты: школа по ул. Луговой, санаторий им. Ленина, роддом, спортзал стадиона «Спартак» (1966 г.) и северные трибуны (2004 г.), административное здание горисполкома, автовокзал с автомобильными развязками через мост, столовая техникума в Жиличах. Это промышленные предприятия: стеклозавод «Октябрь» в п. Елизово, пивзавод, завод КПД, «Бобруйскферммаш», завод тракторных деталей и агрегатов.

Это объекты в Осиповичах: мелькомбинат, гостиница и универмаг по ул. Сумченко, школа-интернат, 4-я школа.

Это поселок на 50 домов в д. Дворец, Рогачевского района, для переселенцев из Чернобыльской зоны. Дома построены ударными темпами, за три месяца. Поселок на 200 домов со школой, больницей, котельной (1986 г.) в д. Заелица Глусского района. Тоже для переселенцев из Чернобыльской зоны. Первая половина 90-х годов.

Я горжусь тем, что первый  колышек по строительству шинного комбината, здания бытового корпуса блока мехпроизводств был забит 4 ноября 1965 г. под моим руководством рабочими СУ-82 во главе с бригадиром Суриновым Владимиром Ивановичем.

В последующее время были выполнены геодезические работы еще более 20 объектов по строительству шинного комбината: блок складов, клеевой цех, техникум, профтехучилище, поликлиника, аэропорт Сычково… Кстати, из Сычково летал самолет в Москву (в аэропорт Быково).

Мне довелось с 1.07.1984 г. ровно полгода работать на заводе СКГШ с японскими инженерами по установке форматоров. Требования проектной документации к точности установки не должны были превышать 1 мм.

Бригадирам, мастерам, прорабам стройтреста было где учиться, набираться опыта. Бригадиры становились мастерами, прорабы становились начальниками СУ. Так стали начальниками СУ Иванович Федор Спиридонович, Деревянченко Николай Петрович, Борозна Анатолий Григорьевич, Ряжницев Дмитрий Павлович, Павлов Виктор Федорович и другие.

Прораб Михейчик Александр Николаевич стал гл. инженером треста, а затем его управляющим. Борозна впоследствии стал председателем Бобруйского горисполкома. Клецкий Мечислав Аркадьевич стал зам. управляющего по материально-техническому снабжению. Если в 1945 г. в тресте работало 323 человек, то в 1960 г. — 1.500, а в 1967 г. — уже 3.579 человек.

У строителей тех лет было по 25-30 объектов в каждом СУ. Была одна проблема: как освоить доведенные задания по их строительству, как их сдать в срок. Деньги на строительство объектов практически всегда были.

Строители часто работали в две смены. Никто не считался с личным временем.

Летом 1946 г. трест получил задание  восстановить к 29-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции кинотеатр «Товарищ». Чтобы выполнить задание в срок, был организован 10-часовой день, а на некоторых более трудоемких участках работали в две смены. И объект был сдан в назначенное время.

Орденами Ленина были награждены бригадир штукатуров СУ-23 Аниховский Игорь Стефанович, бригадир каменщиков СУ-89 Коженец Николай Александрович, прораб СУ-27 Савицкий Евгений Федорович, бригадир плотников-бетонщиков СУ135 Филипчик Алексей Иванович.

Орденом трудового Красного Знамени был награжден управляющий трестом Литвинко Александр Николаевич. Бригадир штукатуров СУ-27 Петренко Нина Тарасовна стала Кавалером ордена «Славы» трех степеней.

Трем лучшим строителям, Макарову Тарасу Мартьяновичу, Савицкому Евгению Федоровичу и Величко Генриху Антоновичу присвоены почетные звания «Заслуженный строитель БССР.

В истории треста за прошедшие 70 лет были разные периоды: и годы ежедневного наращивания строительного производства, и годы его падения.

И тут нагрянула так называемая «перестройка». Вдруг прекратилось финансирование многих объектов. По тресту в долгострои перешло более 40 объектов. Если такие объекты, как дворец культуры шинного комбината, 7-я поликлиника, жилые дома в п. Черепичный, здание ГАИ по ул. Минской (выкуплено потом Бобруйскими теплосетями) были через 15 и более лет достроены, то многие объекты так и остались «памятниками» неразумной хозяйственной деятельности.

Например, выполнено было строительство здания тяговой электроподстанции по ул. Ленина, возле гидролизного завода. Подстанция предназначалась для троллейбусной линии от «Бобруйскферммаша» по ул. Ленина, Октябрьской, с выходом на Минскую. По Ульяновской уже натягивались провода троллейбусной линии…

Не буду утомлять читателей упоминанием о других таких «памятниках». Они до сих пор «украшают» наш город. Большие денежные средства были просто закопаны в землю. Вины строителей в этом как бы нет. Но неприятный осадок в душе, недопонимание осталось на всю жизнь.

 Василий ШУМИЛОВ, бывший главный геодезист треста

Фото автора материала - Юрий ЛИТВИНОВ.

Другие фото из архива редакции.

Ветераны треста (слева направо): Владимир Иванович Суринов, Любовь Евдокимовна Шатило, Лариса Владимировна Корсак, Иван Кириллович Луканович наВетераны треста (слева направо): Владимир Иванович Суринов, Любовь Евдокимовна Шатило, Лариса Владимировна Корсак, Иван Кириллович Луканович на фоне здания горисполкома, также построенного руками строителей треста.

Дела рук строителей треста №13: больница имени В.О. Морзона, построенная в 1972 году.Дела рук строителей треста №13: больница имени В.О. Морзона, построенная в 1972 году.

Дела рук строителей треста №13: бывшая гостиница «Бобруйск».Дела рук строителей треста №13: бывшая гостиница «Бобруйск».

Дела рук строителей треста №13: ОАО «Белшина».Дела рук строителей треста №13: ОАО «Белшина».

Дела рук строителей треста №13: Дворец искусств.Дела рук строителей треста №13: Дворец искусств.