26 октября — День автомобилиста. «Бобруйск АТЭП»: храня традиции, учимся работать в новых условиях

4212
«Бобруйск АТЭП» является одним из старейших автоперевозчиков в республике. Чем живет это автотранспортное предприятие сегодня?

Сегодня День автомобилиста — профессиональный праздник работников автомобильного транспорта

Когда-то, еще во времена большой страны, это автотранспортное предприятие было на слуху в Бобруйске. АТЭП привлекало прежде всего водителей возможностью стать «дальнобойщиком» и хорошо заработать. В свое время оно осуществляло контейнерную доставку грузов по всему Советскому Союзу. Из различных точек страны сюда поставлялись металлические контейнеры с различной продукцией, потом они сортировались, обрабатывались и развозились дальше по Беларуси. После развала Союза налаженная система контейнерных перевозок развалилась, и предприятие переориентировалось на международные перевозки.

Директор «Бобруйск АТЭП» Сергей Макаренок родом из Кировского района. По образованию инженер-землеустроитель, окончил Белорусскую сельскохозяйственную академию в 1980 году. 10 лет занимался геодезией, работая в различных точках СССР. В 1991 году занялся международными перевозками, руководил совместным автотранспортным предприятием в Минске. С 9 августа 2012 года работает в Бобруйске. Живет в Минске, имеет пятерых детей и внука.

— Наше предприятие и по сей день является одним из старейших автоперевозчиков в республике, — говорит директор открытого акционерного общества «Бобруйск АТЭП» Сергей Макаренок.

— Но в связи с кризисом в Европе в последнее время стало невыгодно работать. Начиная с 2013 года, международные перевозки начали сокращаться, уменьшились ставки на них. Потому мы немного поменяли ориентацию — возим грузы в основном по Беларуси и в Российскую Федерацию. Например, обслуживаем ОАО «Белшина», доставляя шины в различные регионы России, и это пока у нас основной партнер. Обслуживаем также машиностроительный завод, ОАО «Завод ТДиА», «ТАиМ» и другие крупные предприятия — те, кто закажет наши услуги и платежеспособен. Связан спад работы и в связи с введением санкций между странами. Конкуренция на белорусском рынке возросла в разы. Едет за рубеж тот, кто предложит самую низкую цену на перевозки. А это ведь умирание…

Сергей Григорьевич, а какую базу имеет сегодня АТЭП, не развалилась ли она после «развала 90-х»?

— У нас самая современная автомобильная база в Бобруйске. Конечно, она сократилась за последнее время, но не развалилась, и даже кое-чем приросла. В 1998 году у нас было 120 машин, сейчас осталось 27, но они востребованы. В нашем автопарке автомобили «МАЗ», «Мерседес-Бенц», «Рено», «Вольво», «МАЗ-МАН», «КамАЗ». Кроме того, мы ремонтируем технику других предприятий, у которых нет для этого возможностей — для этого в АТЭП есть технические средства и хорошие специалисты.

А вам помогает работать в сложных условиях диагностическая станция?

— Да, несомненно. Это была первая такая станция, созданная в Бобруйске. Она большая, мы можем проводить одновременно техосмотр десяти легковых автомобилей либо четыре большегрузных, чего не могут позволить себе другие станции. Чтобы было удобно людям, мы организовали ее работу без выходных — с восьми часов утра до восьми вечера. И это сказалось на доходах предприятия. Если раньше станция приносила 30-40 миллионов рублей прибыли в месяц, то сейчас дает в среднем около 200 миллионов. Она себя вполне окупает. Например, с начала года станция диагностики №93 заработала 1 миллиард 190 миллионов рублей, мы произвели техосмотр более 8 тысяч 600 автомобилей.

Водители-дальнобойщики Сергей Суков, Владимир Овсянников, Евгений Герасимович.Водители-дальнобойщики Сергей Суков, Владимир Овсянников, Евгений Герасимович.

А вообще, каково сейчас положение предприятия, как вы работаете во время кризиса международных перевозок?

— Положение не смертельное, но тяжелое. Автомобильный транспорт, который должен приносить прибыль, загнан в тупик. Раньше предприятия могли привозить из-за рубежа различную технику без таможенных пошлин и НДС, а с введением новых требований стоимость закупаемых товаров увеличилась в три-четыре раза. Кстати, возможность закупать с минимальными пошлинами технику нам не была предоставлена, и в итоге мы получили конкурентов в виде большого количества автомобилей на частных предприятиях, обслуживающих рынок, на котором работаем и мы. Например, мы возим пиво с завода «Хайнекен» в Минск. Стоимость одной перевозки в 2013 году была 2 миллиона 800 тысяч рублей, а в 2014 ставка упала до 1 миллиона 200 тысяч. Частнику нормально: у него нет больших территорий, штата и т. д. А мы должны заплатить налог на недвижимость, который частник не платит, выполнить задание по зарплате, вовремя отдать большие налоги. Естественно, у нас на много большие расходы, чем у частника.

То, что не используем для себя, мы сдали в аренду. В свободных помещениях АТЭП разместились автошкола, несколько магазинов по продаже запчастей, зубопротезная мастерская, фирмы по установке видеонаблюдения, торговле стройматериалами. Индивидуальные предприниматели , не имеющие своей базы, пользуются услугами нашей автостоянки.

У нас в штате осталось порядка 70 человек, в прошлом году провели сокращения. А когда на предприятии было большое количество автомобилей, работало здесь и 300 человек. Средняя зарплата сейчас составляет порядка 3 миллиона 600 тысяч рублей. Но это в среднем. Водители, которые работают на дальние расстояния, получают и 10, и 15 миллионов рублей. Кстати, проблем с кадрами водителей у нас нет, мы уважаем их тяжелый труд и стараемся платить достойно.

Предприятие является учебной базой для Бобруйского государственного автотраспортного колледжа. Начальник авторемонтной мастерской Александр Ермолаев беседует с учащимися.Предприятие является учебной базой для Бобруйского государственного автотраспортного колледжа. Начальник авторемонтной мастерской Александр Ермолаев беседует с учащимися.

Есть ли перспективы у предприятия?

— Сейчас идет процесс передачи ОАО «Бобруйск АТЭП» из республиканской собственности в городскую, и у нас разработан проект по реорганизации предприятия. Своими силами планируем приобрести до конца года 3-4 единицы новой техники. Это, скорее всего, будут самосвалы. На сегодняшний день самая доходная часть техники — это землеройная и самосвальная. Три самосвала мы уже приобрели два года назад, и они нам помогают выживать, работая на различных городских предприятиях. Думаем задействовать новые самосвалы для работы в Российской Федерации, чтобы зарабатывать валюту. На территории АТЭП будет создан сервисный центр по обслуживанию белорусско-китайских автомобилей «Джили», сейчас для этого проводим сертификацию оборудования, помещений, чтобы получить разрешение на такое обслуживание, готовим людей. А еще планируем заняться ремонтом легковых автомобилей других марок.

Александр ИВАНОВ. Фото Александра ЧУГУЕВА.

Станция диагностики. Инженер по техническому осмотру транспортных средств Николай Веревкин.Станция диагностики. Инженер по техническому осмотру транспортных средств Николай Веревкин.

Автослесарь Василий Смыков и моторист Валентин Кричко.Автослесарь Василий Смыков и моторист Валентин Кричко.

Кузнец Михаил Шапоткин охотно делится секретами мастерства с учащимися Бобруйского государственного автотранспортного колледжа.Кузнец Михаил Шапоткин охотно делится секретами мастерства с учащимися Бобруйского государственного автотранспортного колледжа.

Моторист Валентин Кричко.Моторист Валентин Кричко.

Контролер ОТК Александр Тарелко.Контролер ОТК Александр Тарелко.

Директор ОАО Директор ОАО "Бобруйск АТЭП" Сергей Макаренок и начальник авторемонтной мастерской Александр Ермолаев.