Сегодня День автомобилиста — профессиональный праздник работников автомобильного транспорта
Когда-то, еще во времена большой страны, это автотранспортное предприятие было на слуху в Бобруйске. АТЭП привлекало прежде всего водителей возможностью стать «дальнобойщиком» и хорошо заработать. В свое время оно осуществляло контейнерную доставку грузов по всему Советскому Союзу. Из различных точек страны сюда поставлялись металлические контейнеры с различной продукцией, потом они сортировались, обрабатывались и развозились дальше по Беларуси. После развала Союза налаженная система контейнерных перевозок развалилась, и предприятие переориентировалось на международные перевозки.
Директор «Бобруйск АТЭП» Сергей Макаренок родом из Кировского района. По образованию инженер-землеустроитель, окончил Белорусскую сельскохозяйственную академию в 1980 году. 10 лет занимался геодезией, работая в различных точках СССР. В 1991 году занялся международными перевозками, руководил совместным автотранспортным предприятием в Минске. С 9 августа 2012 года работает в Бобруйске. Живет в Минске, имеет пятерых детей и внука.
— Наше предприятие и по сей день является одним из старейших автоперевозчиков в республике, — говорит директор открытого акционерного общества «Бобруйск АТЭП» Сергей Макаренок.
— Но в связи с кризисом в Европе в последнее время стало невыгодно работать. Начиная с 2013 года, международные перевозки начали сокращаться, уменьшились ставки на них. Потому мы немного поменяли ориентацию — возим грузы в основном по Беларуси и в Российскую Федерацию. Например, обслуживаем ОАО «Белшина», доставляя шины в различные регионы России, и это пока у нас основной партнер. Обслуживаем также машиностроительный завод, ОАО «Завод ТДиА», «ТАиМ» и другие крупные предприятия — те, кто закажет наши услуги и платежеспособен. Связан спад работы и в связи с введением санкций между странами. Конкуренция на белорусском рынке возросла в разы. Едет за рубеж тот, кто предложит самую низкую цену на перевозки. А это ведь умирание…
— Сергей Григорьевич, а какую базу имеет сегодня АТЭП, не развалилась ли она после «развала 90-х»?
— У нас самая современная автомобильная база в Бобруйске. Конечно, она сократилась за последнее время, но не развалилась, и даже кое-чем приросла. В 1998 году у нас было 120 машин, сейчас осталось 27, но они востребованы. В нашем автопарке автомобили «МАЗ», «Мерседес-Бенц», «Рено», «Вольво», «МАЗ-МАН», «КамАЗ». Кроме того, мы ремонтируем технику других предприятий, у которых нет для этого возможностей — для этого в АТЭП есть технические средства и хорошие специалисты.
— А вам помогает работать в сложных условиях диагностическая станция?
— Да, несомненно. Это была первая такая станция, созданная в Бобруйске. Она большая, мы можем проводить одновременно техосмотр десяти легковых автомобилей либо четыре большегрузных, чего не могут позволить себе другие станции. Чтобы было удобно людям, мы организовали ее работу без выходных — с восьми часов утра до восьми вечера. И это сказалось на доходах предприятия. Если раньше станция приносила 30-40 миллионов рублей прибыли в месяц, то сейчас дает в среднем около 200 миллионов. Она себя вполне окупает. Например, с начала года станция диагностики №93 заработала 1 миллиард 190 миллионов рублей, мы произвели техосмотр более 8 тысяч 600 автомобилей.
Водители-дальнобойщики Сергей Суков, Владимир Овсянников, Евгений Герасимович.
— А вообще, каково сейчас положение предприятия, как вы работаете во время кризиса международных перевозок?
— Положение не смертельное, но тяжелое. Автомобильный транспорт, который должен приносить прибыль, загнан в тупик. Раньше предприятия могли привозить из-за рубежа различную технику без таможенных пошлин и НДС, а с введением новых требований стоимость закупаемых товаров увеличилась в три-четыре раза. Кстати, возможность закупать с минимальными пошлинами технику нам не была предоставлена, и в итоге мы получили конкурентов в виде большого количества автомобилей на частных предприятиях, обслуживающих рынок, на котором работаем и мы. Например, мы возим пиво с завода «Хайнекен» в Минск. Стоимость одной перевозки в 2013 году была 2 миллиона 800 тысяч рублей, а в 2014 ставка упала до 1 миллиона 200 тысяч. Частнику нормально: у него нет больших территорий, штата и т. д. А мы должны заплатить налог на недвижимость, который частник не платит, выполнить задание по зарплате, вовремя отдать большие налоги. Естественно, у нас на много большие расходы, чем у частника.
То, что не используем для себя, мы сдали в аренду. В свободных помещениях АТЭП разместились автошкола, несколько магазинов по продаже запчастей, зубопротезная мастерская, фирмы по установке видеонаблюдения, торговле стройматериалами. Индивидуальные предприниматели , не имеющие своей базы, пользуются услугами нашей автостоянки.
У нас в штате осталось порядка 70 человек, в прошлом году провели сокращения. А когда на предприятии было большое количество автомобилей, работало здесь и 300 человек. Средняя зарплата сейчас составляет порядка 3 миллиона 600 тысяч рублей. Но это в среднем. Водители, которые работают на дальние расстояния, получают и 10, и 15 миллионов рублей. Кстати, проблем с кадрами водителей у нас нет, мы уважаем их тяжелый труд и стараемся платить достойно.
Предприятие является учебной базой для Бобруйского государственного автотраспортного колледжа. Начальник авторемонтной мастерской Александр Ермолаев беседует с учащимися.
— Есть ли перспективы у предприятия?
— Сейчас идет процесс передачи ОАО «Бобруйск АТЭП» из республиканской собственности в городскую, и у нас разработан проект по реорганизации предприятия. Своими силами планируем приобрести до конца года 3-4 единицы новой техники. Это, скорее всего, будут самосвалы. На сегодняшний день самая доходная часть техники — это землеройная и самосвальная. Три самосвала мы уже приобрели два года назад, и они нам помогают выживать, работая на различных городских предприятиях. Думаем задействовать новые самосвалы для работы в Российской Федерации, чтобы зарабатывать валюту. На территории АТЭП будет создан сервисный центр по обслуживанию белорусско-китайских автомобилей «Джили», сейчас для этого проводим сертификацию оборудования, помещений, чтобы получить разрешение на такое обслуживание, готовим людей. А еще планируем заняться ремонтом легковых автомобилей других марок.
Александр ИВАНОВ. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Станция диагностики. Инженер по техническому осмотру транспортных средств Николай Веревкин.
Автослесарь Василий Смыков и моторист Валентин Кричко.
Кузнец Михаил Шапоткин охотно делится секретами мастерства с учащимися Бобруйского государственного автотранспортного колледжа.
Контролер ОТК Александр Тарелко.
Директор ОАО "Бобруйск АТЭП" Сергей Макаренок и начальник авторемонтной мастерской Александр Ермолаев.