Елена и Василий из Макеевки Донецкой области: «Там было страшно… Но нам выпала дорожная карта»

3263
Молодые в общем-то люди с дочерью-школьницей приехали в Бобруйск немногим более месяца назад. Покинуть родную Макеевку, где и сегодня взрывы загоняют людей в подвалы, а то и лишают жизни, заставило беспокойство за ребенка, на глазах терявшего детство. Сборы были недолги – город-спутник Донецка проводил тревожной канонадой.

Покинуть родную Макеевку Елену заставило беспокойство за ребенка, на глазах терявшего детство.Покинуть родную Макеевку Елену заставило беспокойство за ребенка, на глазах терявшего детство.

Елена:

– Мы ведь не думали никогда, что расстанемся с Украиной. А пришлось. В Макеевке становилось жутко, люди после обстрелов начинали заикаться. Снаряды падали прямо на трамвайные и троллейбусные остановки. У нашего дома на восемь подъездов рвануло так, что посыпались все окна. Это же просто дикость… В час, в три ночи слышишь – летит, воет. Выбегали во двор, как в фильмах ужасов показывают. Сил уже не было. Хотелось уехать куда-нибудь.

Все происходящее мы связываем с именем президента, которого не могу назвать нашим. Ведь не мы пошли в Киев, а они к нам. Мы работали на шахтах и заводах, а нас начали бомбить. За что? За то, что мы решили сказать о своем видении нашей жизни. За это нас уничтожает армия, национальная гвардия. Что же это за гвардия, если она воюет против народа? И что за национальная, если пользуется даже пайками американскими? У нас на озере стоял такой отряд, сама видела. Мы на лодке плывем по ставку, а мальчики с оружием окриком останавливают: до сих пор, дальше нельзя!

А там ведь родители, дедушки и бабушки остаются. И им ничего не платят. Многие бы еще уехали, но не могут, не за что. А изо дня в день бахает и бахает. Волонтеры ДНР, правда, ездят и самых обездоленных переселяют в общежития, помогают продуктами. Чувствуют люди и помощь из России, гуманитарные посылки получают. Насчет российских бойцов не скажу – все ж по-русски говорят, попробуй разберись. Защищают Донбасс в основном наши парни и девушки. Потому что это их родина.

НАША СПРАВКА

Макеевка (до 1917 года — Дмитриевка) — город областного подчинения в Донецкой области Украины. Город территориально практически слился с Донецком и фактически является его городом-спутником, хотя имеет свой ярко выраженный характер. Как и большинство шахтерских донбасских городов, Макеевка представляет собой конгломерат отдельных поселков, местами слившихся друг с другом. По численности населения входит в 15 крупнейших городов страны. Численность населения города (со всеми населенными пунктами горсовета) на 1 ноября 2013 года составляла 390 403 человек.

Родственница в Макеевке рассказывала, что у них во дворе упал снаряд пустой, не взорвался. Внутри записку нашли: «Чим змоглы, тым помоглы». На той стороне тоже нормальные, порядочные люди есть. Киев же считает нас сепаратистами, собирается «зачистить» Донбасс. И уже делает это. В нашем районе поймали мальчика, который ездил на велосипеде и устанавливал радиомаячки, по которым затем била артиллерия. Как правило, в места скопления людей…

Беларусь же нас встретила с пониманием. Первое, что почувствовали в Бобруйске, — спокойствие и радость. Дочь пошла в очень хорошую школу №27, так родители ребят из класса сразу собрали деньги, чтобы заплатить за питание нашей девочки, помогли школьными принадлежностями, вещами. У дочки уже подружки появились, пригласили на каток в Ледовый дворец. Спасибо огромное всем преподавателям, директору школы №27 Наталье Анатольевне Коноваловой.

 

Василий:

– Я тоже щиро благодарю руководство завода тракторных деталей и агрегатов во главе с Александром Георгиевичем Аграновичем за предоставление рабочего места, прекрасную атмосферу в трудовом коллективе. На предприятии встретили очень хорошо. Взяли меня мастером на сварочный участок цеха сборки тракторов. Ребята все хорошие, добросовестно относятся к работе. Мы делаем кабины, которыми комплектуются известные тракторы марки «Беларус». У нас на коксохимическом заводе, где я работал, тоже использовались тракторы «МТЗ», только более мощные. Теперь и я приложу мои знания и навыки к созданию таких гарных машин.

По всему видно, что перспективы у завода есть, значит будут и у меня. После школы я закончил с красным дипломом металлургический техникум в Макеевке, затем – институт в Донецке и академию в Краматорске. Начал работать с третьим разрядом, а потом полтора десятка лет был мастером – обслуживал краны, транспортеры, грохоты, дробилки на коксохимзаводе… Вообще, мы с супругой не против, чтобы остаться здесь, пустить корни. Может, и родители переедут. Беларусь ведь встретила нас с распростертыми объятиями: с жильем, школой, работой помогла. Страна ваша красивая: дороги ровные, дома большие, травка подстрижена. Но главное – люди добрые, работящие. В Украине похожие люди, но порядка меньше. У вас же пешеходы правила соблюдают и машины скорость не превышают. Все приближено к европейскому уровню.

 

… Разговор этот проходил под ласковыми лучами уходящего бабьего лета, напоминавшими изображение герба родной для Лены и Васи Макеевки. Только какие разные чувства вызывает этот символ жизни у моих собеседников: там солнечный свет, будто пророча смерть, то и дело затягивается черными дымами, здесь серебрящиеся паутинки золотой осени только подчеркивают радость бытия. Для скорейшего адаптирования на новом месте ребят провел некоторые параллели – Бобруйск, как и Макеевка, награжден орденом Трудового Красного Знамени, и здесь и там действуют храмы Святого Георгия Победоносца, работают областные театры… Так что, Елена и Василий, будьте как дома!

Александр КАЗАК. Фото автора.