Игорь Жарский: «Прослушиваются все лифты»

3630
В последнее время нередко слышно о ЧП, связанных с лифтами, произошедших в разных городах Беларуси: лифты горели в Минске, Гомеле, Костюковичах… Как обстоят дела в Бобруйске с так называемым «вертикальным» транспортом? Что делать, если вдруг довелось стать участником или очевидцем происшествия в лифте? На эти и другие вопросы корреспондента «Вечерки» отвечает начальник Бобруйского участка ОАО «Могилевлифт» Игорь Жарский:

— К счастью, в Бобруйске таких происшествий давно не происходило. Лет 8-10 назад на Лынькова, 43 сгорел лифт — его поджигали трижды, 2 раза работникам МЧС удалось потушить его вовремя, а на третий раз все же лифт сгорел. По логике причиной пожара могут стать только внешние источники — не затушенная сигарета, целенаправленный поджог. Неисправность каких-то механизмов теоретически не исключена, но маловероятна. Все провода, которые подводятся к кабине лифта, располагаются извне, внутри ее ничего нет, только освещение. И даже если происходит какое-то короткое замыкание, то оно не может гореть в самом лифте.

А если вдруг такое, не дай Бог, произошло. Что делать?

— Если человек зашел, и почувствовал запах гари, то, конечно, лучше сразу выйти, и сообщить в соответствующие службы. Если возгорание произошло в то время, когда вы едете в лифте, следует нажать кнопку "вызов", и сообщить об этом по телефону "101", а также — диспетчеру. Находясь в движущемся лифте, не останавливайте его самостоятельно, а дождитесь остановки. Когда выйдите из кабины, поместите любой предмет между дверей, чтобы они не закрылись полностью, и другие пассажиры не оказались в опасности, и в любом случае позвоните по указанным телефонам.

Куда обращаться, если с лифтом проблемы?
45-84-98 и 45-83-88. Телефоны экстренной службы: 320-40-18 и 316-25-22 (Велком).

Возможен ли обрыв лифта?

— Практически невозможен. Там большой запас прочности всех канатов. Помимо несущих канатов есть еще ограничители скорости, а кабина садится на ловители. Я не помню, чтобы в Беларуси упал или оборвался лифт.

Игорь Валентинович, а часто ли случаются застревания пассажиров в лифтах? Как себя вести в этом случае?

— В среднем за смену аварийная команда выезжает до шести раз, бывает чаще или реже. Причинами застревания могут стать отключение электроэнергии, перегрузки, перегревание аппаратуры, неосторожное обращение с лифтом. Если такое вдруг произошло, следует отойти к задней стенке купе-кабины, нажать кнопку вызова, переговорить с персоналом, и подождать пока вас эвакуируют. Паниковать не стоит — купе-кабины устроены так, что воздуха там хватает, иногда от страха бывает чувство, что дышать тяжело. Если диспетчер не отвечает (иногда по функциональным обязанностям он может отлучиться), необходимо позвонить или отправить смс-сообщение по телефонам экстренной службы, на них оператор работает и ответит всегда.

Много ли в Бобруйске лифтов, работающих свыше нормативного срока эксплуатации? Сколько лифтов было заменено в этом году и где?

— На сегодняшний день 247 лифтов из 936 лифтов, обслуживаемых нашей организацией, работают свыше нормативного срока эксплуатации — 25 лет. Из этих 247 лифтов 78, которым за 30 лет. Но это не значит, что эти лифты представляют какую-то угрозу. После 25-летнего срока эксплуатации по правилам производится диагностическое обследование, и эксперты дают заключение — произвести соответствующий ремонт, и продлить срок эксплуатации, либо заменить на новый. В этом году заменено 10 лифтов по адресам: Интернациональная, 72 (2 лифта), ул. Октябрьская, 177, подъезд 3, ул. Горького, 40, подъезды 2, 3, 4, 5, Рокоссовского, 66а, подъезды 2, 3 и общежитие на 50 лет ВЛКСМ, 10. Сейчас производятся работы на Рокоссовского, 46, подъезды 1, 2. По графику в этом году планируется еще замена трех лифтов по адресам: Орджоникидзе, 42 и Октябрьская, 119. Но будет ли она произведена, зависит от различных причин, прежде всего от финансирования. Новый лифт стоит недешево — порядка 170-180 млн., плюс работы.

Сегодня на обслуживании Бобруйского участка ОАО «Могилевлифт» 932 лифта в Бобруйске, Осиповичах, Кличеве, Кировске, Глуске, Елизово, которые обслуживает 123 человека. Лифты имеют 186 организаций — ЖКХ, ЖСК, лечебные учреждения, предприятия. Есть предприятия, которые сами обслуживают свои лифты — ОАО «Белшина», ОАО «ТАиМ», БЗТДиА, фабрика «Славянка» и другие. Всего в городе двенадцать диспетчерских пунктов. Аварийная служба находится в переулке Профсоюзов, 3.

Чем современные лифты существенно отличаются от старых? Где вы их приобретаете?

— Во-первых, в современных лифтах еще больше внимания уделяется безопасности. Если старые щиты купе-кабины были из пластика, а это очень горючеопасный и легкоповреждаемый материал, то новые уже из металла. Новая серия лифтов намного экономичнее своих предшественников, выпускаемых в 80-ых годах. Раньше работала релейная станция, сейчас все на микроэлектронике. Современный лифт может отключиться автоматически, а включить его может только человек. В новых лифтах дверные проемы на пять сантиметров шире. Еще сейчас монтируется много лифтов грузоподъемностью 630 кг., в которых можно перевозить мебель, раньше максимальная грузоподъемность была 500 кг. Все новые дома серии КПД оснащены таким лифтами.

В основном в нашем городе все лифты Могилевского лифтостроительного завода, который является основным производителем лифтов в нашей стране.

Много ли сегодня в Бобруйске лифтов с видеонаблюдением, прослушиванием и прочими ноу-хау?

— Лифтов с видеонаблюдением у нас пока всего два — в кооперативных домах на Ульяновской, 53, и 31. Это очень удобная вещь, но из-за высокой стоимости устанавливают ее немногие. А прослушиваются лифты все, происходит это автоматически. Нам не нужна личная информация жильцов, но в целях их же безопасности. В случае необходимости на место выезжает милиция, и очень быстро.

Часто ли возникают проблемы вандализма, когда люди царапают, ломают лифты умышленно? Что грозит за подобное правонарушение?

— Все зависит от того, какой ущерб нанес человек. Бывали случаи, когда нарушителей брали с поличным, и им пришлось отвечать по всей строгости закона. Даже когда-то наших работников наградили за оказание помощи органам правопорядка — тогда была целая серия краж меди из машинных помещений, из-за чего было остановлено 59 лифтов. Некоторые не понимают, что лифты созданы для удобства людей, даже о ближних не думают. А ведь так много в городе пенсионеров, мам с колясками, для которых преодолеть 5 этажей без лифта — уже большая проблема.

Что делать, если какая-то вещь упала в шахту лифта?

— Находим в шахтах что угодно, даже уму иногда непостижимо — и птичек, и ключи, и даже зонты. Все, что находим, возвращаем владельцу, если он заявил о себе. Стараемся делать это при нем, чтобы не было потом претензий. То, что не забирают, остается на диспетчерском пульте.

Часто люди жалуются на то, что лифты не включают первый год. Например, такие жалобы поступали от жильцов общежития на Привокзальной площади, домов в микрорайоне №7. Неужели такое может быть и в первом бобруйском «небоскребе» на пересечении улиц Шинной и проспекта Строителей?

— Моя точка зрения — лифт должен начинать обслуживать с того момента, когда люди получают ключи от квартиры. Но, согласно правил, владелец лифта решает сам, когда ему включить данный лифт. Владельцем лифта является, к примеру, ЖСК в лице председателя кооператива. Основная масса говорит так: «Жильцы сделают ремонт, и включим». Первая причина этого — когда люди начинают делать ремонт, все строительный материал возятся на лифте, и он часто ломается. И не все жильцы делают ремонт одновременно, а когда лифт сломался, то кому платить? Даже если лифт находится в технически исправном состоянии, за него нужно платить, а те, кто еще не заселился, обычно платить не хотят. Обычно этот вопрос решается на собрании ЖСК. Во всех 14-этажках лифты заработали практически сразу. Жителям 18-этажки ключи еще не выдали, но лифты там уже находятся в рабочем состоянии. Не думаю, что они долго будут ходить пешком на 18 этаж. На Привокзальной площади тоже препятствий для того, чтобы лифт заработал, нет.  

И еще несколько конкретных вопросов читателей. Тамара Викентьевна Савицкая из дома №57 по улице Минской жалуется: «В нашем доме 5 лет назад поменяли лифт, в нем всегда включается кнопка «3 этаж», куда бы ты не ехал. А это потеря времени, расход электроэнергии. Я уже раз 5 звонила во все инстанции и организации, но никто не обратил внимания на мои слова».

— Во-первых, такого звонка ко мне не поступало ни разу. Обращайтесь по указанным телефонам в нашу службу. Туда поступают все сигналы, и без контроля не остаются. На данный момент данная исправность устранена. И лифт работает в нормальном режиме.

Пенсионерка Татьяна Аркадьевна в телефонном разговоре в редакцию возмутилась: «Недавно прочитала в вашей газете вопрос-ответ про лифт в доме 49 по ул. Ульяновской. Меня возмутил ответ чиновников. Как это так — срок эксплуатации лифта вышел, он постоянно ломается, дети боятся в нем ездить, а ответ: «Дорого. Ремонтируем». Ведь это просто опасно для жизни».

— Невозможно заменить все лифты, нужно поддерживать их в технически-исправном состоянии. Думаю, что этот вопрос касается 1 подъезда на Ульяновской, 49, где в 2014 году была проведена диагностика и продлена эксплуатация до 2016 года. Ломается этот лифт не так часто: с мая у него было 4 непредвиденных остановки в среднем по получаса, все остальные регламентные работы. Никто не позволит эксплуатировать лифт, если он представляет угрозу.

Ирина РЯБОВА. Фото автора.