Еще во времена Ильфа и Петрова о существовании города на Березине знал каждый уважающий себя человек. Прошло более 100 лет, и сегодня благодаря «антирекламе» из Интернета Бобруйск вновь на слуху у обывателей. Однако встретить на городских улицах туристические группы можно разве что в разгар фестиваля «Венок дружбы», когда бобруйчане принимают гостей из различных стран мира. Почему же в другие дни туристы не особенно торопятся познакомиться с бобруйскими достопримечательностями? Об этом мы расспросили руководителей туристических предприятий.
Туристическая компания «ОлАн-тур».
По мнению директора частного унитарного предприятия «ОлАн-тур» Анны Яковлевой (на фото вторая справа), в экскурсиях для приезжих совершенно не заинтересованы главные поставщики туристических услуг в городе — санатории имени Ленина и «Шинник». Именно здесь чаще всего останавливаются гости из других городов и стран, которые решили отдохнуть и оздоровиться в Бобруйске:
— Раньше мы занимались организацией экскурсий для отдыхающих, предлагая разнообразную программу. Однако санатории отказались от наших услуг, заявив: «Извините, мы в них не нуждаемся». В чем причина? Я затрудняюсь ответить на этот вопрос, ведь сами санатории не организовывают для отдыхающих экскурсии… К слову, они готовы заключать с нами договор на зимнее время, когда туристов практически нет. А вот летом квоты на обслуживание туристов нам не предоставляются.
Между тем, в Бобруйске действительно есть что посмотреть. Это и крепость, и синагога, и еврейские кварталы. Поэтому данное направление можно и нужно развивать обязательно! Сейчас мы пытаемся работать с российскими турфирмами и предприятиями, предлагаем 2-3-дневные экскурсии, но такие поездки нужно проводить комплексно, включая в них другие города — тот же Жлобин и Гомель, показывать туристам Красный Берег. Это все очень сложно организовать.
— Были ли случаи, когда гости Бобруйска обращались в «ОлАн-тур» с просьбой провести для них экскурсию в обход санаториев?
— Да, такое случается постоянно. Отдыхающие, которые приезжают в наши санатории не первый год, помнят, насколько интересными были такие экскурсии. Но проблема в том, что заказывать их в индивидуальном порядке слишком дорого, а с группами нам работать не дают. Поэтому с начала года мы не провели ни одной экскурсии по Бобруйску. Хотя, повторяюсь, в нашем городе действительно много достопримечательностей, которые смогли бы привлечь туристов.
Начальник отдела по туризму компании "Вираж-М" Ирина Мицкевич.
С определенными трудностями организации экскурсий по Бобруйску столкнулось и частное предприятие «Вираж-М», которому сегодня гораздо выгоднее отправить группу бобруйчан за границу, чем принять гостей в родном городе.
— Не так давно к нам обращалась за подобными услугами группа из России. Однако она забрала нашего экскурсовода и уехала с ним в Могилев, а потом в Брест. То есть, маршрут был уже заранее определен, — рассказала «ВБ» начальник отдела по туризму ЧП «Вираж-М» Ирина Мицкевич.
По ее словам, компания бы с радостью согласилась обслуживать туристов из других городов, знакомя их с культурным и историческим наследием города, но такие предложения от тех, кто приезжает в Бобруйск, поступают крайне редко.
— Мы пытались делать что-то самостоятельно и разработали очень интересный маршрут для школьников. А чтобы им действительно было весело, то совместили экскурсию с игрой в пейнтбол. Ее удалось провести только для учащейся одной из школ города, дети были в восторге. Но проблема в том, что учителя не хотят этим заниматься и не желают брать на себя ответственность. Поэтому бобруйские школьники в большинстве своем даже понятия не имеют об истории родного города.
— А с иностранными туристами вы пытались работать?
— Конечно, у минских турфирм в этом плане больше возможностей, и к ним обращаются за подобными услугами гораздо чаще, заказывая туры сразу по нескольким городам. Поэтому мы решили сосредоточиться только на Бобруйске и разработали очень необычный маршрут по еврейским местам, с анимацией. Думаю, он будет интересен не только гостям города, но и бобруйчанам. Он включает в себя весь комплекс туристических услуг, с питанием и, если нужно, с проживанием. Причем, такая экскурсия обойдется намного дешевле, чем та, которую предлагают столичные фирмы. Мы понимает, что большой прибыли эта услуга не принесет, но пытаемся что-то делать в этом направлении. Подобную экскурсию наша фирма готова провести даже для одного человека, лишь бы только заинтересовать отдыхающих.
Директор туристического агентства «Виаполь» Галина Потаева.
У столичных турагентств, как оказалось, возможностей привлечь туристов в Бобруйск намного больше. Возможно, подходы к организации работы в Минске несколько иные, или же туристы предпочитают иметь дело с фирмами, названия которых уже давно на слуху. Так или иначе, но столичная туристическая компания «Виаполь» с этого года предлагает всем желающим целых два тура, в которых значится знакомство с Бобруйском. И подобные предложения пользуются устойчивым спросом.
— Обычно новые маршруты не сразу становятся популярными. Должно пройти какое-то время, чтобы они оказались востребованными. С Бобруйском все получилось по-другому — нам сразу же удалось набрать группу, и теперь такие туры, рассчитанные на 1 и на 3 дня, мы проводим каждый месяц, — рассказала «ВБ» директор туристического агентства «Виаполь» Галина Потаева. — Раньше мы планировали, что будем возить туристов в Бобруйск только летом, но теперь решили оказывать такие услуги и в сентябре.
— Кто именно приезжает в Бобруйск на экскурсии?
— Примерно 70% туристов являются москвичами, 20% — жители других российских городов, 10% — белорусы. Из дальнего зарубежья желающих побывать в таком туре пока не было, ведь программа рассчитана на русскоговорящих туристов.
— Трехдневный тур с посещением Бобруйска стоит от 215 до 245 евро. Не отпугивают ли такие цены туристов?
— Нет. Качественный тур дешевле стоить попросту не может, ведь инфраструктура развита довольно слабо. Мы не можем привести наших туристов в Бобруйск и сказать: «Ищите сами, где покушать». Они попросту останутся голодными. Поэтому приходится заботиться и о ночлеге, и о питании, затраты на которые включены в стоимость экскурсии.
Записала Светлана ГОЛОВКИНА.
В ТЕМУ
Бобруйск, 12 июля 2014 года. Председатель Глушанского сельсовета Мария Сущенко (слева) награждает Дипломом Глушанского сельского Совета депутатов одну из победительниц конкурса на «Лучшее подворье-2014» — жительницу Дойничево Нелли Шило.
Ежегодно в конце сентября в Глуше проходит фестиваль ремесел «Глушанский хуторок». Праздник, идейным вдохновителем и организатором которого является председатель Глушанского сельского совета Мария Сущенко, как правило, привлекается немало гостей-горожан. А привлечь туристов из-за рубежа слабо? — спросили мы у Марии Леонидовны.
— «Глушанский хуторок» и был создан для того, чтобы привлечь туристов, — ответила М. Сущинская. — Сегодня могу с уверенностью сказать, нам это удалось. В этом году к нам приедут участники не только из Бобруйского района, но и из других областей Беларуси. О нашем «Глушанском хуторке» (благодаря и вашей газете) узнали повсюду, идут заявки. В этом году нашему фестивалю будет дан статус районного.
— В организации таких фестивалей «больной» вопрос — финансы, — признается Мария Леонидовна. — Попробуй их «выбить»… А что касается Бобруйска, здесь много исторически привлекательных мест. Прежде всего, крепость, ее бы отреставрировать, привести в порядок, обеспечить рядом торговлю и транспорт — и туристическая «точка» обеспечена. Однозначно, здание библиотеки на Интернациональной. Не нужно сбрасывать со счетов еврейскую тему, ее вообще нужно постоянно культивировать: национальная кухня, обряды, традиции, нужно создать еврейский музей! Поедут со всего мира!
Записал Владимир РЕПИК.
Фото Александра ЧУГУЕВА и из архива сайта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Развитие туристической отрасли обсуждали в Бобруйске
Завтрак туриста, или Что предлагает бобруйский общепит?
Как и чем, по-вашему, можно привлечь туристов в Бобруйск? Мнения читателей нашего сайта