Михаил Кунц: «Мы постоянно увеличиваем экспорт»

5701

Директор ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» Михаил Иванович Кунц.Директор ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» Михаил Иванович Кунц.

Многие предприятия города на Березине 8 июня отмечают свой профессиональный праздник – День легкой промышленности. Среди них – открытое акционерное общество «Бобруйский кожевенный комбинат», которое славится своей продукцией далеко за пределами Беларуси.

Тем не менее, сегодня предприятие переживает не самые лучшие времена, хотя может похвастаться достижениями, о которых другим субъектам хозяйствования остается лишь мечтать. Во всяком случае, его директор Михаил Кунц даже в сложных экономических условиях пытается сделать, казалось бы, невозможное – проводит третью за историю завода модернизацию, от которой напрямую зависит будущее бобруйских кожевенников. Постоянные поиски оборотных средств и новых рынков сбыта продукции, принятие оптимальных решений при закупке оборудования, расширение ассортимента товаров – именно из этого состоят будни Михаила Ивановича, который отдал родному предприятию без малого 44 года.

- Нам сейчас сложно, потому что продажи в сфере легкой промышленности существенно сократились. Это связано не только со вступлением России в ВТО, но и с нашими предпринимателями, которые отдают предпочтение импортным, а не отечественным товарам. Белорусские обувщики, которым мы поставляем свою продукцию, очень плохо за нее платят. В итоге комбинат не может вовремя выдать зарплату, рассчитаться за энергоресурсы. Конечно, мы надеемся на лучшее и делаем все возможное, чтобы выжить. Комбинату пришлось увеличивать экспорт до 50%, хотя в прошлом году этот показатель составлял 36%. Также ежегодно мы обеспечиваем темпы роста объемов производства до 115%, и я считаю, что потенциал предприятия позволяет поднять этот показатель.

Если говорить об импорте, то готовую продукцию и сырье комбинат сегодня поставляет, в основном, в Италию – страну, которая является законодательницей моды в легкой промышленности. Это означает, что кожаные изделия по-прежнему востребованы.

- Но ведь сегодня существует огромное количество кожзаменителей, которые стоят гораздо дешевле…

- Да, это так. Но то, что делают из кожи, более долговечное. Соответственно, и более дорогое. Тем не менее, наши галантерейщики шьют очень много продукции из кожи, а наши люди лучше воспринимают именно такие товары. Хотя, надо отдать должное, китайцы все же молодцы. Они научились изготавливать такие заменители, которые практически невозможно отличить от кожи.

- Не секрет, что в той же России или Украине кожаные изделия стоят гораздо дешевле, чем в Беларуси, хотя по эстетическим качествам зачастую превосходят наши товары. Почему так?

Если конкретно говорить о России и Украине, то там дешевизна продукции нередко объясняется тем, что предприятия не платят налоги. Именно по этой причине они не хотят с нами сотрудничать, так как получают на руки документы, из которых видно, сколько сырья мы им поставили и на какую сумму. В результате на Украине сегодня нет ни дорог, ни армии, в стране идет война только потому, что люди доведены до крайности.

К слову, с белорусскими производителями не хотят сотрудничать и наши предприниматели. Им выгоднее закупить импортный товар и поставить на него сумасшедшую торговую наценку, чем, к примеру, получать невысокую прибыль от продажи белорусской обуви. Плюс ко всему, такие схемы позволяют уклоняться от налогов, чего нельзя сделать, если работать с белорусскими предприятиями, где все строго и подотчетно.

Между тем, по качеству и модельному ряду наши товары мало чем уступают аналогичной продукции импортного производства и пользуются спросом у покупателей. У нас есть свой фирменный магазин, который в месяц приносит от 45 до 110 тысяч долларов. Поэтому сказать, что белорусская обувь или же кожгалантерея не продается – это неправильно.

Вообще, я считаю, что нужно обязать все магазины частично торговать белорусскими товарами. А то многие предприниматели навезут продукции из Китая, и им все равно, что будет с отечественными производителями. В итоге, чтобы не погибнуть, мы постоянно увеличиваем экспорт. В Китай продукцию, правда, еще не поставляем, хотя переговоры уже ведутся. Пока мы не сошлись в цене, но, думаю, рано или поздно сумеем найти вариант, который устроит обе стороны. Ну и, естественно, чтобы качество кожи было достойным, регулярно закупаем новое оборудование, осваиваем современные технологии и материалы. В общем, эксперименты проводим различные, хотя это и непросто в отсутствие оборотных средств. Но я верю, что мы даже в сложных условиях все рано найдем своего покупателя – того, которому наша продукция будет нужна.

- Правда ли, что на кожкомбинате сегодня налажено практически безотходное производство?

- Это не совсем так. Отходы есть – хромовая стружка, обрезь. Их мы храним на полигоне и время от времени продаем. Отходы без хрома идут на изготовление клея мездрового для мебельного производства и хозяйственного мыла. Кроме производства кож, а это более 50 артикулов, у нас налажен выпуск кожгалантерейной продукции. Дочернее предприятие «King», которое выпускает сумки, папки, удостоверения, чехлы для бильярдных киев и амуницию для охотников, в месяц приносит порядка 60 тысяч долларов дохода. Могу сказать, что практически все бобруйские рестораны заказывают у нас папки для меню, с такой просьбой нередко обращаются и минские заведения.

Вообще, сегодня мы можем изготовить из кожи практически все и беремся за любые заказы. Для этого специально закупается маломощное оборудование, рассчитанное на производство небольших партий продукции.

- То есть, обычный человек с улицы, являющийся частным лицом, может придти на комбинат и оформить заказ?

- Совершенно верно. Сделаем все в лучшем виде.

- Бобруйский кожкомбинат всегда считался одним из лучших в плане соцобеспечения своих сотрудников. Заботится ли предприятие о работниках сегодня так же хорошо, как и раньше?

- По сравнению с прошлым годом зарплата у наших сотрудников выросла на 40%, и в среднем составляет 5,3 млн. рублей. На отдельных процессах можно заработать до 10-15 млн. рублей в месяц. Поэтому совсем необязательно ездить в Россию на заработки, чтобы обеспечить себя и свою семью.

На производстве используется большое количество химикатов, что сказывается на здоровье, поэтому на предприятии есть свой медпункт, постоянно работает бесплатный стоматологический кабинет. Стараемся оздоровлять наших сотрудников в санаториях, к каждому отпуску даем им материальную помощь. Дети сотрудников предприятия обеспечиваются путевками в летние лагеря.

В свое время кожкомбинат построил для сотрудников порядка 1 тысячи квартир. С учетом того, что у нас на предприятии люди работают целыми семьями и даже династиями, то многие успели обеспечить жильем и себя, и детей, и даже внуков. Сегодня, конечно, мы уже не строим жилые дома, так как на это попросту нет средств, но всегда стараемся помочь своим работникам в решении квартирного вопроса – предоставляем деньги в рассрочку, часть средств на покупку жилья даем безвозмездно.

- Михаил Иванович, в этом году День легкой промышленности совпадает с еще одной знаменательной датой – 30 лет назад вы возглавили Бобруйский кожкомбинат. Какие самые яркие моменты в работе на этой должности можете вспомнить?

- И хорошего много было, и проблем - немало. С 1984 года, пока еще существовал Советский Союз, наше предприятие ни разу не упустило переходящее красное знамя, которое вручалось каждый квартал на городском, областном, республиканском  и союзном уровне. После распада Союза мы по-прежнему работали достаточно успешно, предприятие было загружено на 100%, хотя у других производителей ситуация складывалась не так хорошо. Но наши успехи сыграли с предприятием злую шутку – нас записали в монополисты. В итоге за 1996-97 годы комбинат потерял около 15 миллионов долларов. Эти деньги мы попросту недополучил, так как вынуждены были продавать свою продукцию по дешевке. Когда инфляция составляла в месяц 20%, наш комбинат имел право увеличить стоимость продукции лишь на 2%. В итоге мы продавали кожу по 8 долларов, тогда как российские предприятия просили за нее 16. Это и привело к потерям.

Сейчас у нас идет третья за историю предприятия модернизация, обновляется значительная часть оборудования. Имея те деньги, которые мы потеряли, можно было бы обойтись без кредитов. Однако сегодня предприятие вынуждено постоянно обращаться в банки для того, чтобы иметь так необходимые оборотные средства. Для получения кредита мы должны заручиться поддержкой государства, которому взамен передаем акции предприятия, и сегодня его доля собственности составляет 17%.

Конечно, мы полностью рассчитываемся по своим кредитным обязательствам. Но всем известно, что чужие деньги берутся в долг на время, а отдавать приходится свои, и навсегда. Потому я надеюсь на то, что нам удастся все же увеличить прибыль комбината еще на 20-25%, чтобы рассчитаться за модернизацию и улучшить условия труда людей. Ну, а по случаю Дня легкой промышленности мне бы хотелось поздравить всех сотрудников комбината и пожелать им крепкого здоровья, а также хорошей зарплаты, что тоже очень важно на сегодняшний день.

Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Сортировка полуфабриката.ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Сортировка полуфабриката.

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Тяжка кож. Тамара Лапицкая и Наталья Володькина.ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Тяжка кож. Тамара Лапицкая и Наталья Володькина.


ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Сортировка полуфабриката.

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Сортировка полуфабриката.


ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Людмила Ткачева выполняет подсушку кож.

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Людмила Ткачева выполняет подсушку кож.

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Начальник производства Лариса Передня и заместитель директора Василий Зубарь.ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Начальник производства Лариса Передня и заместитель директора Василий Зубарь.

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Измерение площади кож. Измеряльщицы Нина Егорова и Ирина НаумоваОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Измерение площади кож. Измеряльщицы Нина Егорова и Ирина Наумова

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Измерение площади кож. Измеряльщицы Нина Егорова и Ирина НаумоваОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Измерение площади кож. Измеряльщицы Нина Егорова и Ирина Наумова

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Жировально-красильный участок. Аппаратчик дубления Андрей Кокин.ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Жировально-красильный участок. Аппаратчик дубления Андрей Кокин.


ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Жировально-красильный участок. Аппаратчик дубления Андрей Кокин.ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». Жировально-красильный участок. Аппаратчик дубления Андрей Кокин.

ООО «Кинг». Сборщик-пошивщик кожгалантерейных изделий Елена Бебчик.ООО «Кинг». Сборщик-пошивщик кожгалантерейных изделий Елена Бебчик.


ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». ООО «Кинг».ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». ООО «Кинг».

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». ООО «Кинг».ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». ООО «Кинг».

ООО «Кинг». Модельер Лилия Нелюбович и главный инженер Светлана Балабас.ООО «Кинг». Модельер Лилия Нелюбович и главный инженер Светлана Балабас.

ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». ООО «Кинг».ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат». ООО «Кинг».