Почему в Бобруйске такое дорогое такси? Выясняем

4474
Сегодня в Бобруйске официально обслуживают 230 такси, а еще 20 индивидуальных предпринимателей работают самостоятельно, без радиостанций.

Девушка "ловит" такси в городеДевушка "ловит" такси в городе

В прошлом году Министерство транспорта предлагало перевозить пассажиров на машинах такси не старше восьми лет. Обоснование простое — безопасность. В Минтрансе изучали международный опыт, результаты гостехосмотра и пришли к выводу, что старые автомобили имеют значительный износ: отказывают детали, которые влияют на безопасность дорожного движения, страдают внешний вид автомобиля, обшивка салона. Обсуждался и проект соответствующего указа, который, в случае его принятия, начал бы действовать с 1 мая 2014 года. 

Службы такси от предложений Минтранса были в шоке. Ведь средний возраст автомобиля составлял 12 лет, и 80 процентов парка такси после нововведения пришлось бы отправлять на улицу. После обсуждения проекта указа он все-таки не был принят.
Но рынок такси по-прежнему перенасыщен. Автомобильные перевозчики мешают друг другу работать, не хватает на всех пассажиров. В итоге, мало дохода не только на то, чтобы приобрести новый автомобиль, но и содержать старый, а также получать достойную зарплату.

— Говорят, что плата у нас высокая, но ведь иногда полдня ждешь, пока заказ поступит или пассажир подойдет, — сокрушается знакомый бобруйский таксист. — А ведь нам и бензин купить нужно, и машину подремонтировать, и налоги заплатить… Да и клиенты разные бывают, некоторые «выступают», даже платить не хотят. Вот, подвозил как-то молодых людей от ресторана, так командовали — давай туда, потом туда, а коснулось оплаты — денег нет. Дали в залог мобильник — мол, завтра принесем деньги. А потом в милицию заявили, что я якобы их ограбил. Пока все выяснилось, столько нервов потрепали мне…

Сколько в городе такси?

Как сообщил заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства горисполкома Николай Плех, в городе 1 оператор такси и 5 диспетчеров, пассажиров официально обслуживают 230 такси, а еще 20 индивидуальных предпринимателей работают самостоятельно, без радиостанций. 

Что касается маршрутных такси, то их количество за последних два года уменьшилась на 20 процентов. Причина — в невысоких ценах за проезд, а еще в том, что лучше стал работать общественный транспорт.

Специалист 1-й категории регионального отдела контроля Руслан Сулимов проверяет документы у таксиста.Специалист 1-й категории регионального отдела контроля Руслан Сулимов проверяет документы у таксиста.

«Да, в нашем городе проезд дорог, и это не обоснованно»

О том, как осуществляется в Бобруйске контроль за работой такси, корреспонденту «Вечерки» рассказал начальник регионального отдела контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Могилевской области Владимир Рабушко:

— Основная функция нашего отдела — мы отслеживаем работу маршруток и автомобилей такси, в первую очередь, проверяя наличие у водителей необходимых документов, соблюдение ими Правил автомобильных перевозок пассажиров в целом.

Нужно сказать, что регулярные перевозки (маршрутные такси) за последние годы стали работать в более стабильном режиме. Они выполняют рейсы по установленному маршруту, отрегулирован интервал движения — то есть, перевозчики стали более дисциплинированными, чем это было ранее. 

А вот автомобили «обыкновенного» такси работают не по определенному маршруту, без использования остановочных пунктов, и здесь больше особенностей. 

Каков порядок оплаты проезда в такси?

— Если в маршрутках установлена фиксированная плата за проезд, то в такси она определяется по таксометру. Пассажиры иногда не обращают внимания, включил водитель таксометр или нет, но это ведь исходный элемент, от которого зависит оплата. Пассажир должен видеть, какая сумма «натикала». И еще одна особенность нерегулярных перевозок такси — они не имеют ограничений, куда везти пассажиров: по городу, в какую-то деревню или другой крупный населенный пункт. Единственное требование к таксисту — он должен доставить пассажира по кратчайшему маршруту. Есть особенность и по оплате: стоимость проезда не регулируется государством, цену определяет оператор такси города.

Владимир Ростиславович, и жители, и гости города не без оснований считают, что проезд на такси в Бобруйске стоит очень дорого...

Стоимость проезда в такси не регулируется государством, цену определяет оператор такси города.

— Да, в нашем городе проезд дорог, и это не обоснованно. У нас он не такой большой, как, скажем, Минск или Могилев. В Бобруйске можно пересечь весь город на двух маршрутках по небольшой цене. К тому же на окраинах нет больших предприятий, социальных объектов, движение сконцентрировано в центре города. Уже сами таксисты сходятся во мнении, что проезд стоит дорого. Когда их было мало, то существовала конкуренция, цены они могли диктовать, повышать. Сейчас же такая численность автомобилей такси, что уже нужно задумываться над этим. Чтобы получать прибыль, необходимо постоянно работать, а не сидеть и ждать полдня одного заказа. И пассажиры считают, что в Бобруйске завышены цены, люди напуганы услугами такси. В том же Минске они такси не боятся, потому что там цены доступные. У нас же за небольшое расстояние нужно отдать 50-70 тысяч рублей. Потому и таксисты начинают жаловаться, что заказов мало, и люди стали меньше ездить. Так что, операторы такси будут вынуждены понижать цены. 

А как вы боретесь с нелегальными перевозчиками?

— У нас ежемесячно проводятся рейды по выявлению нелегальных такси. В рейдовую группу входят, как правило, работники транспортной инспекции, ГАИ и налоговой инспекции. Проводим рейды обычно в вечернее, ночное время и в выходные дни. У отдельных водителей такое сознание: если надо рублей сто заработать — поеду к вокзалу, ресторану, возьму пассажиров. И считают, что это в порядке вещей, хотя нелегальные перевозки запрещены.

За минувший 2013 год в Могилевской области было конфисковано у нелегалов шесть автомобилей, из них половина — в Бобруйске. Но за первое нарушение автомобиль не конфискуется. Обычно делаем нелегалу официальное предупреждение, рекомендуем легализовать свою деятельность. К тому же сейчас государство выделяет более 10 миллионов рублей на открытие предпринимательской деятельности. Мы предупреждаем нарушителя, что в следующий раз он может остаться без машины. Но некоторые воспринимают это легкомысленно, в чем позже раскаиваются. К тому же у нас есть нелегальные перевозчики, которые работают и на межгороде — на таких бойких направлениях, как Минск и Могилев, и мы эту информацию имеем.

В прошлом году вместе с налоговой инспекцией мы организовывали подсадку в нелегальные микроавтобусы из Минска, и один автомобиль был конфискован. Как определяем нарушителей? Для этого есть законодательный механизм, который называется контрольная закупка. 

Но ведь нарушают требования не только нелегалы

— В прошлом году девять таксистов были лишены лицензий за нарушение условий лицензирования. Это, как правило, те таксисты, который купили лицензию сроком на десять лет и считают, что для них необязательны отметки медика, механика, о прохождении гостехосмотра и т.д. Кстати, водитель должен иметь и страховку на пассажиров — на случай повреждения багажа, причинения вреда здоровью человека. Многие пассажиры даже и не знают, что на них у водителя есть страховой полис. Техосмотр машина такси должна проходить раз в полгода, но некоторые водители не считают нужным делать это. Перед каждым выездом такси должен быть оформлен путевой лист, в котором делаются отметки о медосмотре водителя и техническом осмотре автомобиля.

Лицензии на проведение медосмотров имеют все медучреждения и автотранспортные предприятия, техконтроль осуществляется на специализированной автобазе. И в процессе работы мы отслеживаем, все ли выполняют эти условия. За их нарушение уже в этом году одна лицензия аннулирована. Это имеет свой эффект: другие перевозчики задумываются, прежде чем идти на нарушения условий лицензирования. 

Как региональный отдел, мы сейчас довольно часто выезжаем с контролем в Минск. Скоро там Чемпионат мира по хоккею, и все отделы из республики выезжают в столицу для усиления контроля, потому что автомобиль такси — одна из визитных карточек любого массового мероприятия. Кроме того, мы осуществляем контроль в пяти соседних районах, хотя там такси и немного.

К СВЕДЕНИЮ

Сколько стоит такси в городах?

Такси «Столица», Минск: 

абонирование — 30.000 руб. (15.300 руб. — посадка плюс 3 км проезда); 
тариф по городу — 4.900 руб./км, за городом — 7.400 руб./км; 
час простоя в городе — 49.000 руб., за городом — 74.000 руб.

Такси «Омега Престиж», Бобруйск: 

абонирование — 40.000 руб. (19.000 руб. посадка плюс 3 км проезда); 
тариф по городу и за городом — 7.000 руб./км.;
час простоя в городе и за городом — 70.000 руб.

Такси «155», Гомель: 

посадка - 25.000 руб.
тариф по городу  — 4.500 руб./км.; 
тариф и за городом - 5.800 руб./км.;
час простоя в городе и за городом — 40.000 руб.

Такси «Выбор», Могилев: 

посадка - 25.000 руб.
тариф по городу и за городом  — 7.000 руб./км.; 
час простоя в городе и за городом — 70.000 руб.

Такси «Престиж», Гродно:

посадка - 21.000 руб.
тариф по городу  — 3.000 руб./км.; 
тариф и за городом - 4.000 руб./км.;
час простоя в городе и за городом — 30.000 руб.

 

Александр УДОДОВ . Фото Александра ЧУГУЕВА.

Ефим Гренадер, самый опытный таксист города.Ефим Гренадер, самый опытный таксист города.

Заповеди для водителей от старейшего таксиста Бобруйска

Ефим Гренадер, самый опытный таксист города, рассказал о себе, бобруйчанах и времени, в котором мы живем.

Договориться о встрече с таксистом не составляет труда, он за 15 минут подъедет в любую точку города. Ефим Гренадер работал таксистом с 1968 года в Минске, а бобруйчан подвозит с 1973 года (представьте, человек за рулем 46 лет!). Ко мне Ефим Григорьевич подъехал на «Жигулях»-«девятке». Он давно пенсионер, но не желает сидеть дома, потому что «обязательно надо работать». 

Ефим Григорьевич, скажите, что изменилось в работе таксиста со времен далеких 70-х?

— Да все изменилось: люди, которых вожу, таксопарк, в котором я сменил пять машин за время работы. Я победитель 3-х пятилеток по сдачам сумм и обладатель «зеленого талона». Это значит, что я имел право таксовать по всему Советскому Союзу. Награжден знаком 3-й степени как водитель, у которого не было аварий. Меня всегда спрашивали: 15 рублей премии или грамоту? Я выбирал всегда то, что останется на память — грамота ценнее, целый ящик их насобирал, иногда пересматриваю.

Почему вы стали таксистом? Может, пошли по стопам отца?

— Я всегда говорю: дайте мне кисти и краски золотые — я все равно не художник и рисовать не научусь, если нет у меня призвания к этому. Так и в любой профессии. Нет, отец не был таксистом. В 1965-м году я впервые сел за руль отцовского автомобиля, а через три года уже работал таксистом. 

Бытует мнение, что такси в Бобруйске ну очень уж дорогое, и в булочную на нем не съездишь

— Абсурд, цены по всей Беларуси одинаковые. Вот, видите (указывает на таксометр — авт.), я выставляю его на начало пути (таксометр показывает 40.000 руб. — авт.). Эта сумма — начальная. Далее счетчик фиксирует оплату, исходя из стоимости километража.

А кроме езды на автомобиле у вас есть увлечения?

— Человек должен быть всесторонне развитым, иначе он попадает в «бермудский треугольник»: руль-стакан-диван. Вот я люблю грибы собирать и на рыбалку ходить. Нельзя человеку сидеть безвылазно дома. Про меня, кстати, снимали сюжет в одной из 4-х новелл под общим названием «В поисках идыша». Снимал известный бард на территории Америки и Израиля — Александр Гродничний.

А снимали в Бобруйске?

— Да, недалеко от старой синагоги.

Скажите, а таксиста можно в какой-то степени назвать психологом?

— Таксист просто обязан оказывать психологическую помощь. Очень часто ко мне садятся молодые люди и просят совета: «Батя, подскажи. Батя, я подрался». Ну что ж, иногда и подскажу чего. Могу и сам первым заговорить.

Ефим Григорьевич, что вы думаете о нелегальных таксистах?

— Работа — лицо человека! Первая заповедь таксиста и вообще водителя — выспаться! А если он работал на заводе день, а ночь развозит людей, так что с этого будет? Лично я работаю с 6.00  до 16.00 максимум. 

Какие заповеди еще можете назвать?

— Бак всегда должен быть полным, ведь не знаешь, куда тебя вызовут и как долго придется ездить. Не только таксист, любой человек должен быть порядочным, не важно, сколько ему лет и какой он национальности, так меня отец учил. А моя тетя научила меня тому, что всегда надо давать «теплой рукой». И я слушаюсь ее завета. Вижу, что бабушке тяжело сумки свои волочить, я и помочь могу.

Анастасия КАСТРИЦА. Фото Александр ЧУГУЕВ.