Версий на сегодняшний день много. По некоторым данным, наши предки, испытывая естественный страх перед мертвыми, таким образом «откупались» от них, чтобы те не возвращались в дом…
Я решила узнать мнения бобруйчан на этот счет.
Беларусь является единственным государством в мире, где праздник Радуница объявлен нерабочим днем.
Павел Петруша, историк:
«Традицию приносить еду и напитки на кладбище я бы назвал языческой. Уборка могилы в большей степени нужна живым, ведь как ты уберешь могилу своим предкам, так будут внуки убирать твою могилу. Особенности традиций Радуницы в каждом регионе свои: у нас принято стелить на могилу домотканый рушник с орнаментом, в Речице рушником обвязывают крест, как поясом, где-то поливают могилу вином в виде креста, сыплют крошки пасхальной булки. По церковным обычаям, на Радуницу принято отстоять вечернюю или утреннюю службы, можно заказать панихиду, а на кладбище зажечь лампаду и помолиться. Потом можно и народному обычаю последовать, если в вашей семье так принято, но всему надо знать меру».
Из книги известного собирателя русского фольклора И.П. Сахарова «Сказания русского народа» издания 1836 года: «Литовцы (так автор называл нынешних белорусов) выходят во вторник на могилы своих родителей, в 2 часа пополудни, обедать и поминать их за упокой. Сначала начинается катание на могилах красных яиц, потом обливание могил медом и вином. Яйца раздаются нищим. Могилы накрываются белым столечником, устанавливаются кушанья. По старым приметам кушанье должно состоять из нечетных блюд и сухих. Богатые снабжают бедных кушаньями для родительской трапезы. После сего приветствуют родителей: «Святые родзицели, ходзице к нам хлеба-соли кушаць!» И садятся на могилах поминать их. По окончании поминок говорят: «Мои родзицели, выбачайте, не дзивицесь, чем хата богата, тем и рада». Остатки кушанья раздаются нищим, и день оканчивается при корчмах с песнями и плясками».
Протоиерей Александр Лавицкий, настоятель Свято-Духовского храма:
«Суть праздника Радуница — в разделении радости воскресшего Спасителя. На пасхальной неделе не служится панихида, а на следующий вторник эту радость можно разделить со своими предками. Молитва и милостыня, добрые дела — еда для усопших. Мы не приветствуем еду на кладбище. Если у вас есть что пожертвовать, то лучше поделитесь с нуждающимися. Приходите с лампадкой, святой водой и свечой. Литургия начинается в 7 утра. В Ломах четыре кладбища, и с 12.00 мы начинаем читать панихиду на кладбище до последнего желающего. В прошлом году мы возвращались в 6-8 часов вечера в храм. Я заметил, языческая традиция выпивать на кладбище с каждым годом уменьшается, люди начали прислушиваться, от этого в сердце у них радость. Ведь когда пришел человек на могилу, убрал ее заранее, прочитал молитву, поставил свечу, то душа поет после таких действий».
Лидия Королик, бобруйчанка:
«Не нравится мне традиция есть-пить на кладбище. Напьются и ведут себя безобразно. Лучше принести на могилу цветы, поговорить мысленно с усопшими, поблагодарить их, может, попросить о чем-нибудь. Они услышат».
АКТУАЛЬНО
Как добраться до кладбищ в Ломах и Березовичах?
Обычно задолго до 29 апреля горожане стараются посетить могилы своих усопших родственников и знакомых, чтобы убрать их и украсить цветами. В эти дни особо остро встает транспортная проблема: как добраться до новых кладбищ, которые расположены за чертой города, если своей машины нет?
Судя по количеству звонков на эту тему в рубрику «Алло, «Вечерка»!», неудобства есть.
Мы решили лично проехать по заданному маршруту — на кладбище в Ломы и убедиться, как ходит сюда общественный транспорт. В сторону Ломов ходят автобусы №№13, 13-а, 13-в и маршрутное такси под таким же номером. На автобусе №13 висит табличка: «Ломы». Контролер пояснила, что появилась она с 11 апреля. Этот автобус и маршрутное такси движутся до ул. Набережной, остальные — до ул. Светлогорской. На Светлогорской тоже есть кладбище. Местные жители зовут его «новым», оно гораздо меньше, чем настоящий «город мертвых» на Набережной. Но чтобы до него добраться, приходится идти от остановки еще минут 10-15. Конечно, это не совсем удобно, особенно, если в руках тяжелая сумка, и ты — человек уже пожилой.
До кладбища же в Березовичах, как мне показалось, добраться совсем не сложно. Автобусы №№17, 31, 5, 5-а и 5-д ездят сюда каждые 15-20 минут.
Кстати, для автомобилей проезд по кладбищам уже не первый год платный.
Какие еще услуги оказываются сегодня на кладбищах в Ломах:
Проезд по кладбищу на автомобиле 7.500 руб.
Услуга по поднятию и установке упавшего или покосившегося надгробья 116.950 руб.
Поднятие осевшего цветника с подсыпкой грунта 120.700 руб.
Снятие/установка креста 23.200 руб.
Снятие памятника 130.900 руб.
Прокат хозяйственного инвентаря 1 шт. — 2.950 руб.
Восстановление запавшей могилы с разовой уборкой 82.600 руб.
Разовая уборка с посыпкой песком 44.750 руб.
Разовая уборка 23.750 руб.
Анастасия КАСТРИЦА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
В ТЕМУ
Искусственные цветы: на платье, в квартиру и… на могилу
Искусственные цветы в Бобруйске в большом количестве появились в девяностые годы. Первые партии бобруйские предприниматели привозили из Польши, и стоила такая роскошь дороговато, но все равно стремительно и неудержимо входила в моду...
Такие цветы, как многие помнят, в те годы люди расставляли отнюдь не на могилах, а и в квартирах на подоконниках, в офисах и помещениях на вокзалах, в кафе и ресторанах. Искусственными цветами декорировали стены, свадебные платья и шляпки.
В нашем городе искусственные цветы на платьях и шляпках всегда были в моде. Как правило, их привозили из Москвы или присылали в посылочках из-за границы. Людмила Гурченко и в особенности Эдита Пьеха были телевизионными законодательницами моды на искусственные цветы. В Москве в советские времена, в ГУМе работал специальный цех по изготовлению таких искусственных цветов, что носила на платьях модельера Вячеслава Зайцева неувядающая Пьеха. В те времена стоили такие цветы 3 рубля 50 копеек, со стеклярусом — 5 рублей за штуку, а билет до Москвы из Бобруйска стоил около 15 рублей. Кто помнит те времена, может вспомнить и, пожалуй, одну из самых экзальтированных дам того времени в нашем городе. Все ее называли не иначе как «театралка». Театралка позволяла на свое платье прикреплять искусственные цветы ничем не хуже тех, что красовались на плече народной артистки Эдиты Пьехи. Вслед нашей театралке оборачивались все вокруг. Лет уже как двадцать пять не видно этой интересной дамы в районе скверика возле кинотеатра «Товарищ», но ее наряды, белые чулки, высоченная платформа, копна волос, походку «от бедра» помнят многие.
История с теми искусственными цветами, что появляются в Бобруйске перед Пасхой и Радуницей, намного прозаичнее и романтикой тут не пахнет. А вот химией, говорит мой собеседник Олег, продавец искусственных цветов, пахнет сильно. «Раньше мы их привозили из Украины, — делится Олег, — но теперь все поездки пришлось прекратить. Стало небезопасно. Переключились на Москву. Именно оттуда весь сегодняшний «цветочный» товар. Говорят, что его по-прежнему штампуют китайцы, но не у себя — возить дорого, а в Подмосковье. Мы их привозим в больших коробках, они сжаты и сплющены, приводим в товарный вид: ставим на кухне или во дворе большую кастрюлю и над паром расправляем каждый цветок. Зрелище красивое, только вонь стоит! Мы, например, стараемся всю эту китайскую химическую красоту хранить в гараже или в сарайчике, детей держать подальше от этого «добра». Кто знает, из чего оно сделано».
Кстати, цветы, которые люди массово покупают «на могилки», дают продавцам навар в шесть и более раз.
Владимир РЕПИК.