И пошел прямо под колеса… Водитель — пешеход: кто кого должен пропускать?

1580
Позвонил в редакцию один человек, судя по голосу, молодой. И поведал, что с некоторых пор близко к сердцу принимает сообщения о дорожно-транспортных происшествиях с участием пешеходов.

— Да сколько же можно терпеть? — эмоционально рассуждал наш собеседник. — Подхожу вчера к перекрестку. Смотрю, стоят две девчушки. Та, что с рюкзачком, уже и на «зебру» ступила. Пропустите, мол, дяденьки-водители, переход все-таки. А дяденьки на колесах будто и не видят — мчат себе на полной скорости. И я на другой стороне стою. Тоже на «зебре» и тоже жду. А ведь знают, что пешеходов пропустить надо. Да, видно, совести у них нет. Такая злость взяла! Ну, думаю, устрою я вам. И пошел прямо под колеса… 

Вы поосторожнее.

— Надоело! Выхожу на тропу войны. 

Будем надеяться, все же благоразумие возьмет верх, и звонивший читатель не ринется сломя голову под колеса… 

Но вот кто в данном случае кого должен пропустить — водитель пешехода или наоборот — давайте проясним.  

Для начала определимся, что такое «зебра»? 

— «Зебра» — это один из видов горизонтальной дорожной разметки, обозначает нерегулируемый пешеходный переход, — говорит старший инженер по организации дорожного движения отдела ГАИ УВД Бобруйского горисполкома Юрий Чугуев. — Пункт 116 Правил дорожного движения гласит: «При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен снизить скорость вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходу. В свою очередь, пешеход обязан переходить дорогу по наземному (подземному) переходам, а при их отсутствии, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, по нерегулируемому пешеходному переходу». 

— Жаль только, что это правило помнят не все водители, — говорит старший инспектор дорожно-постовой службы отдела ГАИ Владимир Меньшов. — Вот статистика за прошлый год: на нерегулируемых пешеходных переходах Бобруйска пострадало 15 пешеходов. Три дорожно-транспортных происшествия на «зебрах» были со смертельным исходом: в январе 2013-го — на пересечении Георгиевского проспекта и улицы Куйбышева, в феврале — на перекрестке Гагарина и Ульяновской, в июне — на улице Минской. В 2013 году на «зебрах» пострадало и трое детей: в январе — на перекрестке улиц Володарского и Пушкина, в июле — на улице Орджоникидзе, а в октябре — на Гагарина. К счастью, все дети остались живы.

Справедливости ради, стоит отметить, что и многие пешеходы явно не в курсе, что нерегулируемый пешеходный переход — зона повышенной опасности, и переходить его нужно, цитируем Правила: только «убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен». 

Спросите любого водителя, и он расскажет вам немало интересного про неадекватное поведение пешеходов на дороге. Например, про то, что отдельные люди, подойдя к «зебре», будут стоять у ее края до тех пор, пока автомобиль не приблизится к ним настолько, что быстро остановить его уже будет невозможно — и в этот момент «отважно» ступают на проезжую часть. 

Или, наоборот, подойдя к «зебре», даже не удосуживаются остановиться и посмотреть налево, а буквально «вылетают» на дорогу, видимо, в полной уверенности в своей правоте. 

Мы уже не говорим о таких вопиющих фактах безответственности, как переход проезжей части дороги в наушниках, в состоянии, близком к невменяемому…  

Одним словом, каждой стороне этой необъявленной дорожной «войны» нужно остановиться и подумать — в первую очередь, о своем поведении на дороге.

МНЕНИЯ

Александр Светлов, водитель с 20-летним стажем:

— Остановиться перед «зеброй», считаю, для водителя — это святое. Сам я никогда не нарушаю пункт 116 Правил. Что касается анекдотов про нерегулируемый пешеходный переход, то я могу их десятки рассказать. Помню такой случай — едем мы с другом в моей машине по шоссе, видимость отличная. Метров за двести стоит на обочине человек, явно собирается переходить дорогу. Я и говорю: «Давай поспорим, он будет стоять до тех пор, пока мы не подъедем близко, а потом пойдет прямо под колеса». И ведь вышло по-моему! Так что водителю всегда надо быть начеку — и на «зебрах», и без них.

Николай Пономаренко, автолюбитель: 

— Пешеходы думают, что если нарисована «зебра», значит, можно идти через дорогу, не глядя. Но это не так. Я и детям своим говорю: прежде, чем ступить на проезжую часть, посмотрите по сторонам, нет ли машин. Особенно надо быть внимательным в зимнее время года. На скользкой дороге трудно мгновенно затормозить.

Василий, профессиональный водитель:

— В любую поездку беру с собой в дорогу оберег — игрушку своего сына. Столько раз был на волосок от беды, но Бог миловал. Улица полна неожиданностей, и не надо во всем винить только водителей. А насчет безопасного перехода через дорогу вот что я вам скажу: темные у нас люди — или перебегают улицу, как зайцы, в неположенных местах, или, как вкопанные, стоят у «зебры». Бывает, остановишься и чуть ли не рукой машешь из салона — проходи, что стоишь. Даже нервы порой не выдерживают.

Геннадий Николаевич, автолюбитель:

— А как вам такой вариант: дело было летом на перекрестке улиц Социалистической и Пролетарской (там нерегулируемые пешеходные переходы). Группа подростков затеяла игру с мячом на тротуаре, а потом эта игра перешла на проезжую часть. И вот мяч на пешеходном переходе в руках одного из «игроков». Все! Никакого движения. Машины стоят, а этот прыгает на «зебре», улыбается и выбирает удобную позицию — кому передать мяч…

Полина КОСТРОВА.