Наша история. «Родился в Жлобине, живу и работаю в Бобруйске»

4157
«Родился в Жлобине, живу и работаю в Бобруйске», — так могут сказать многие жители нашего города. Равно, как и наоборот...

Бобруйск и Жлобин... Хотя эти города и находятся в разных областях — Могилевской и Гомельской, однако имеют много общего. И не только географические точки соприкосновения роднят их. Жлобинчане любят ездить в драматический театр имени Дунина-Марцинкевича, а наш «Красный пищевик» открыл в Жлобине сразу несколько магазинов. 

А есть связи и покруче, можно сказать, прямо-таки железные, вернее, стальные.  Взять хотя бы ОАО «Белшина» и жлобинский БМЗ — Белорусский металлургический завод. Их смело можно назвать флагманами отечественной индустрии и великанами-побратимами. Помните конец шестидесятых — начало семидесятых годов прошлого века, когда на окраине Бобруйска ударными темпами начали возводить шинный комбинат, а эту стройку объявили Всесоюзной комсомольской? Активное участие в строительстве шинного гиганта приняли жители Жлобина и Жлобинского района. Например, Павел Лисун из Лебедевки и Сергей Новиков из Ректы.  Восемнадцатилетней девчонкой приехала из Жлобина в Бобруйск Аня Глушакова, работала штукатуром-маляром в строительной бригаде, вскоре вышла замуж за бобруйчанина. Дети — Андрюша и Верочка — очень любили бывать летом на дачах своих бабушек и дедушек в жлобинских Малевичах и бобруйских Савичах. Сейчас они уже взрослые, сами имеют семьи, и хотя живут в стольном граде Минске, малую родину в Бобруйске и Жлобине не забывают.

А в начале 80-х началась другая большая стройка — на этот раз в Жлобине, где всей страной (хотя и не без помощи заграницы) буквально за два года возвели не совсем обычный металлургический завод. Без дыма и копоти, без доменных печей, угля, руды и прочих нюансов металлургического производства. Завод, работающий исключительно на электричестве и потребляющий в качестве сырья... обычный металлолом. В те далекие годы это было настоящей сказкой. А главное — жилье давали быстро. Жилые микрорайоны Жлобина росли, как грибы после дождя. Ключи от новых  благоустроенных квартир первопроходцы получали буквально через два-три месяца. 

Комсомольское собрание в конце 1980-х на Белорусском металлургическом заводе в Жлобине: в едином порыве взметнулись верх руки молодых строителей завода, среди которых немало и бобруйчан.

Ехали тогда в Жлобин на всесоюзную стройку, а затем — на освоение производственных мощностей со всего Союза — из Челябинска, Магнитогорска, Темиртау, Донецка, Новокузнецка, Нижнего Тагила, Волгограда, Белорецка, Орла. И, конечно же, из Бобруйска.
В этом году бобруйчане (они до сих пор себя так называют) Владимир и Людмила Митраховичи отметили юбилей — тридцатилетие совместной жизни. И столько же лет они живут в Жлобине. В далеком 1983 году приехал сюда Владимир строить металлургический завод. А оказалось, построил свою судьбу, стал известным на заводе человеком. Но вот невесту себе присмотрел все же в родном Бобруйске и вскоре перевез молодую жену в Жлобин, да не куда-нибудь, а в новую благоустроенную квартиру. Людмила, хоть и готова была пойти за любимым на край света, первое время крепко скучала по Бобруйску. Но жизнь взяла свое. А Бобруйск — что же, он навсегда останется городом ее детства и юности. 

А двумя годами раньше Жлобин принял под свое крыло бобруйчанина  Геннадия Виноградова. Правда, здесь ситуация была несколько иной. Молодой руководитель, начальник УКСа крупнейшего не только в Бобруйске, но и в стране шинного комбината, был командирован в Жлобин решением сверху — по приказу партии. Но прежде он был отмечен вниманием самого главного в этом деле человека — замминистра по стройматериалам Белорусской ССР, первого директора Белорусского металлургического завода Дерожанта Акопова, который подбирал себе тогда команду единомышленников. Легендарный Акопов не пожалел ни сил, ни времени, чтобы заручиться согласием всех и вся на перевод  Виноградова с ПО «Бобруйскшина» на БМЗ.

А в Жлобине ему пришлось начинать даже не с нуля, а с минусовой отметки.  Как признается сам Геннадий Николаевич, офиса дирекции, как такового, попросту не было. Была небольшая комнатка в здании, которое арендовал местный стройтрест № 40. Не было не только проектной документации будущего завода, но и готовой площадки под его строительство. Вместо этого Дерожанту Акопову и его команде показали... городскую свалку. 

— С этого мы и начинали: блокнот и ручка в кармане и один стул на всю дирекцию, — улыбаясь, вспоминает Виноградов. 

Задача была поставлена круто — к приезду австрийских специалистов полностью освободить строительную  площадку от мусора, провести восоковольтную линию электропередач (ЛЭП), проложить авто- и железную дорогу, а еще — водопровод, канализацию, связь, обеспечить ограждение заводской стройплощадки и площадки под кемпинг, где предстояло построить жилье для иностранных специалистов. На все про все отводилось всего несколько месяцев. И это было сделано! 

К апрелю 1982 года все было готово к приему специалистов известной фирмы «Халачек», которая приступила к строительству первой очереди металлургического завода. Затем приехали специалисты «Фест-Альпине» и «Даниэли». Пять лет проработал Геннадий Виноградов в Жлобине. А потом вернулся в родной Бобруйск,  где тоже работы было невпроворот, и опять его бросали на самые трудные и ответственные участки — был заместителем  директора треста столовых и ресторанов, председателем райпотребсоюза, заместителем председателя горисполкома по строительству.  

На совершенно новый этап промышленной интеграции Бобруйск и Жлобин вышли в конце восьмидесятых годов, когда на БМЗ ввели в строй действующих цех металлокорда и начали выпускать уникальную для нашего региона продукцию — сверхтонкий и суперпрочный металлический канат, применяемый в шинной промышленности для производства шин разных  конструкций и назначений. 

Бобруйск, 1978 год, юность бобруйского шинного производства.

К тому времени в Бобруйске уже работали завода массовых и крупногабаритных шин. На линейку готовности выходил и завод по производству сверхкрупногабаритных шин. Корд закупали большими партиями в других регионах страны и за рубежом — а это и таможенные препоны, и транспортные расходы, и командировочные издержки. Надо ли говорить, каким хорошим подарком стал для бобруйских шинников цех металлокорда в Жлобине! Говорю об этом не понаслышке, сама работала в то время в газете «За ударный труд» (так назывался когда-то «Шинник») и была в составе первой делегации БШК на металлургический завод… До сих пор бережно храню приглашение с серпом и молотом на обложке: «Выпуск первого белорусского металлокорда состоится 21 ноября 1987 года».

Как быстро летит время! Двадцать пять лет прошло, а те волнующие минуты живы в памяти до сих пор, как и все, что происходило в те незабываемые дни. Об этом говорит и снимок, который держу в руках — комсомольское собрание в заводоуправлении БМЗ, где в едином порыве взметнулись вверх руки молодых строителей завода, среди которых немало и бобруйчан. 

И еще несколько качеств, которые, на мой взгляд, очень роднят Бобруйск и Жлобин. Это тонкая интеллигентность их жителей, верность культурным традициям, провинциальные открытость и неспешность на фоне промышленного прогресса и всеобщей компьютеризации. 

Эдакий добрый провинциальный блюз, который никогда и ни с чем не спутаешь.

Полина КОСТРОВА. Фото из архива автора и нашей публикации «Самая популярная книга о Бобруйске».