Аккурат под старый Новый год выпал снег. Долгожданный и запоздалый, словно подарок подгулявшего Деда Мороза. Темные и унылые до того сосны вмиг нарядились в роскошные шубы с серебристым собольим подбоем, стряхнули с веток постылую влагу, и выстроились на парад вдоль дороги.
Вдоль сизой ленты шоссе вилась поземка. А справа и слева по-над крахмальной простынью с редкими оборками перелесков вознеслось непривычно высокое январское небо. Во всю его ширь, сколько хватало глаз, ветер гнал рваные клочья облаков. Изредка проглядывало неяркое закатное солнце, домешивая в белила оттенки пурпура.
Сразу за залепленным снегом указателем открылись первые дома с янтарными квадратами окон. Поселок встретил умиротворяющей тишиной. На Редкий Рог опускались вязкие, как сироп, лиловые сумерки. Наступал Щедрец, Щедрый вечер.
Вдруг зазвучали голоса. Из дверей клуба шумной гурьбой высыпали ребятишки: девочки в цветастых полушалках и мальчишки со звездой. За ними – взрослые: с баяном, бубном и гротескной фигурой Козы. Все они – колядовщики, участники традиционного белорусского обряда, который проводится здесь уже пятнадцатый год подряд.
Для белорусской деревни Коляды – обряд исконный, составляющий неотъемлемую часть привычного земледельческого цикла. При этом в каждой местности колядование имеет свои отличия. Но в Редком Роге случай особый. Сам рабочий поселок возник уже в советское время вместе с открытием торфопредприятия. Съезжались сюда люди со всей округи. Устраивались, обживались, пускали корни. С собой привозили и обычаи. Сегодня процветавшее некогда предприятие закрыто за ненадобностью. Но поселок жив.
Участники вокального коллектива «Шчодрыца» Редкорожского Дома культуры по крупицам собирают песенный фольклор в окрестных деревнях – в Лосях, Роскачах, Броже.
Уникальный случай, когда белорусская традиция не просто возрождается, но возникает сызнова. Как мудро замечает директор Редкорожского сельского Дома культуры Антонина Кириенко, «свою историю сегодня мы пишем сами». И это представляется самым правильным пониманием патриотизма.
По снежной целине колядовщики направляются по первому адресу – в отделение круглосуточного пребывания Бобруйского районного центра социального обслуживания населения. Здесь постоянно проживают более двух десятков человек преклонного возраста. Большинство из них передвигаются только в пределах отделения с помощью костылей или ходунков. Поэтому любые новые впечатления для них, как глоток свежего воздуха. А тут целое представление – с концертом и Козой-артисткой!
Бабушки, в большинстве своем выходцы из тех же деревень, под гармонь вспоминают свои Коляды и дружно вытирают глаза платочками. В такие моменты приходит понимание истинного значения Щедрого вечера. Смысл его не в том, чтобы щедро наколядовать угощений, а в том, чтобы щедро делиться душевным теплом.
Вечер уже близок, а дорога колядовщикам предстоит неблизкая – в соседние Орсичи и Брожу. Только после этого уже затемно они вернутся в свой поселок, чтобы и здесь не пропустить ни одной хаты. У каждого крыльца повторяется один и тот же нехитрый ритуал: звездарь («зорканоша» – бел.) просит впустить в дом, где колядовщики поют хозяевам величальную песню («шчадроўку» – бел.) примерно такого содержания:
Учора з вячора засвяціла зора.
Зора засвяціла, свет узвесяліла.
Свет узвесяліўся, Хрыстос нарадзіўся.
Хрыстова Раджэнне – людзям на збаўленне!
После этого наступает черед Козы. В исполнении библиотекаря Редкорожской библиотеки Веры Дзьобик этот персонаж вышел особенно колоритным. Хоть и поплясать, и «попадать» в громоздком облачении Козе пришлось изрядно.
Го-го-го, каза, го-го-го, шэрая!
Лезь, каза, на печ, пакажы чапец,
Лезь, каза, на кут, пакажы хамут,
Лезь, каза, на пол, пакажы хахол!
Посередине выступления Коза непременно валится с ног от усталости к удивлению хозяев. Колядовщики охотно, объясняют, как привести ее в чувство.
Дайце казе сала, каб каза ўстала!
Дайце казе грошы, каб не вялiся вошы!
Дайце казе водкi, каб не было… часоткi!
В то время, как хозяева наполняют мешок мехоноши подарками и угощениями, «воскресшая» коза исполняет магический ритуал с пожеланиями плодородия в новом году.
Дзе каза ходзіць, там жыта родзіць,
Дзе каза нагой, там жыта капой,
Дзе каза хвастом, там жыта кустом.
Так повторяется от дома к дому, от двора к двору. И за каждым окном у жарко натопленной печки, за накрытым столом с традиционной кутьей визита колядовщиков ждут с нетерпением. В зимнюю стужу этот маленький мир, где принято безо всяких интернетов ходить к соседям в гости с чистосердечными пожеланиями здоровья, мира и достатка, представляется самой сутью белорусского характера.
* * *
Тем временем окончательно стемнело. Ветер разогнал облака и сквозь узловатые ветки яблонь на чернильном небосводе ярко засияли луна и звезды. Вот уж и правда «засвяцiла зора». Впрочем, стоит ли удивляться на Коляды чудесам? В лучах фар стелется под колеса ночная дорога, а в ушах пульсирует древний, как мир, речитатив «Го-го-го, каза!»
Александр ЧУГУЕВ, фото автора.
Как отмечали Щедрец и Коляды в деревнях Редкий Рог, Орсичи, Брожа