Историк Збигнев Карпусь: «Политика мешает научной работе»

2235
Бобруйский лагерь в польской военной документации проходил как пункт концентрации военнопленных для отправки за линию фронта. Нет фактов, подтверждающих, что пленных красноармейцев отправляли во Францию или в Африку как рабов. Известный польский историк, профессор Збигнев Карпус в интервью для «Исторической правды» рассказывает о судьбе красноармейцев в польских лагерях для военнопленных и других малоизвестных страницах Польско-большевистской войны 1920 года.

Профессор истории Збигнев Карпус.Профессор истории Збигнев Карпус.

Солдаты Войска Польского в Бобруйске, 1919 год.

Одной из наиболее противоречивых тем в российско-польских отношениях является проблема красноармейцев, попавших в польский плен во время войны 1920 года. Этот исторический сюжет превратился в своеобразную «анти-Катынь», ответ Москвы Варшаве, на претензии последней в отношении Катынского преступления, совершенного СССР в 1940 году. Для Беларуси эта тема также не чужая, ибо многие из военнопленных солдат Красной Армии были уроженцами нашей страны. К тому же, на белорусской территории находились лагеря, где поляки содержали пленных красноармейцев. Об этой сложной и неоднозначной теме «Историческая правда» беседует с профессором Университета им. Николая Коперника в Торуне Збигневом Карпусем

Господин профессор, какова ситуация с изучением истории содержания красноармейцев в польских лагерях для военнопленных?

— Я занимаюсь этой проблемой с 1981 года, т.е. уже более трех десятков лет. Большинство документов, касающихся этой проблемы (речь идет об архивах в Польше, России, Украине) на сегодняшний день изучены. Стоит также понимать, что Вторая Речь Посполитая в 1920-х годах была открытой страной, там работали международные миссии, занимавшиеся, в том числе и военнопленными красноармейцами. Так, с сентября 1920 года в Польше работала делегация Красного креста. Международные наблюдатели, детально описывали то, что происходило в лагерях.  Эти документы сохранились и находятся в Женеве.

Впрочем, значительная часть материалов по этой теме не дошли до наших дней. В межвоенной Польше было создано специальное учреждение, занимавшееся регистрацией военнослужащих других армий, взятых в польский плен. Польше тогда пришлось воевать и с украинским государством и с возрожденной Чехословакией, и с Литвой и с большевистской Россией. Кроме этого, в Польше находились интернированные солдаты кайзеровской армии.

Польские чиновники вели учёт всех военнопленных, причем эта работа велась до 1939 года, т.е. вплоть до начала Второй Мировой войны. Вся эта документация находилась в фортах Варшавской крепости и «погибла» во время бомбёжек люфтваффе в первые дни войны.

О чем сегодня спорят польские и российские исследователи, изучающие данную проблему?

— Российская сторона очень часто подчеркивает, что условия пребывания в лагерях для военнопленных красноармейцев на территории Польши были крайне тяжелыми. Но мы в Польше это не ставим под сомнение. Вопросы появляются, когда мы начинаем обсуждать количество военнопленных и самое главное, количество умерших. Российские исследователи пытаются почти на 100 процентов увеличить число взятых в плен польскими войсками красноармейцев.

При этом, они не опираются на свои архивные документы, а ссылаются на материалы, которые хранятся в Польше. На основании этих документов, россияне утверждают, что в польском плену оказалось от 150 до 200 тысяч красноармейцев. В Польше в 1924 году был проведен подсчет польских потерь, и с большой долей вероятности было установлено количество пленных и пропавших без вести. В советской России этого не сделали и поэтому до сих пор эти цифры «гуляют» в ту или другую сторону.

Но ведь, многие красноармейцы, попавшие в плен к полякам, затем вступали в антибольшевистские формирования на территории Польши.

— Именно. Сегодня можно с уверенностью говорить, что порядка 25 тысяч пленных бойцов Красной Армии под влиянием антисоветской агитации вступили в антибольшевистские формирования, сражавшиеся на польской стороне. Тут, прежде всего, речь идет о войсках Станислава Булак-Булаховича, о 3-й русской армии Бориса Перемыкина, о казачьих формированиях Александра Сальникова и Вадима Яковлева. Часть этих войск подчинялась Русскому политическому комитету, который возглавлял Борис Савинков.

Безусловно, большинство из пленных, вступивших в антисоветские части, не были идейными борцами с большевизмом. Они просто хотели поскорее покинуть лагеря для военнопленных.

Так сколько же на самом деле было пленных красноармейцев?

— О точном количестве военнопленных мы можем говорить после окончания боевых действий, т.е. после подписанных в Риге прелиминарного мирного договора 12 октября 1920 года. Ко 2 ноября 1920 года польские власти точно знали, сколько пленных «большевиков» находятся на их территории. Речь шла о 80-83 тысячах красноармейцах, плюс около 20 тысяч в составе антисоветских формирований, которые были интернированы.

В 1921 году 67-68 тысяч красноармейцев вернулись на родину. Через год Польшу покинули последние большевистские пленные, пожелавшие это сделать. Это были командиры и комиссары, которых поляки до последнего держали в качестве заложников в лагере в Стшалкове, ибо не были уверены, что большевики отпустили всех плененных офицеров Войска Польского.

Поляки и пленные красноармейцы.

Наконец, после объявления амнистии 7 ноября 1921 года в советскую Россию вернулось и около 7-8 тысяч тех, кто воевал в антибольшевистских частях. Таким образом, около 15 тысяч красноармейцев умерло в польском плену. При этом важно понимать, что погибли эти люди в промежуток времени с февраля 1919 года (когда начались первые стычки Войска Польского с большевиками) и до конца репатриации, т.е. 1922 год.

Что было наиболее частой причиной смерти красноармейцев, находившихся в польском плену?

— Важно понимать, что на момент начала войны с советской Россией Польша была крайне бедным и слабым государством. Вокруг враги, экономика разрушена, никакой инфраструктуры. И в этой ситуации вопрос о содержании пленных отводился на второй план. Польша просто не была к этому готова. Люди умирали от болезней и холода. Трагическими для узников лагерей были зимние месяцы. Большинство из пленных умерло именно зимой 1919-1920 и 1920-1921 гг.

Тема «польских лагерей» периода польско-большевистской войны 1920 года не чужая и для Беларуси. В свое время «Историческая правда» рассказывала о лагере, который поляки создали в Бобруйской крепости. С этим местом связан один не обычный факт. В историко-документальной хронике «Память» (с. 265), изданной в 1995 году утверждается, что часть военнопленных красноармейцев польское правительство решило вывезти во Французское Конго и продать колонизаторам как рабов. Ни в польских, ни в советских документах подтверждения этому факту мы не находим. В этой связи, хотелось бы узнать Ваше мнение об этой истории.

— Я читал Ваш материал на «Исторической правде». Взвешенно, солидно и вдумчиво. Что же касается Бобруйского лагеря, то нужно понимать, что этот лагерь находился в прифронтовой зоне. Это не был классический лагерь для военнопленных. Даже в польской военной документации он не проходил как лагерь, а значился как пункт концентрации военнопленных.

По логике, военнопленные из Бобруйска должны были быть отправлены в лагеря, которые находились за линией фронта. Что же касается истории о «рабах», то документального подтверждения этому действительно нет. Если пленных красноармейцев отправили во Францию или в Африку то, должны были остаться документы. И потом как они туда ехали? Точно не через Польшу. Возможно через Клайпеду (где был французский контингент) или порты Латвии, но опять, же нет подтверждения из архивов.

—  Что мешает сегодня польским и российским исследователям, а вместе с ними и обществу двух стран найти общий язык и прийти к консенсусу по этим не простым вопросам общей истории?

— Как это не банально звучит, политика. 3 ноября 1990 года тогдашний руководитель СССР Михаил Горбачёв «приказал» Академии наук СССР, Министерству обороны, КГБ до 1 апреля 1991 года собрать все документы и материалы о тех исторических событиях, где Польша, «нанесла» вред советскому государству. Напомню, в тот момент Кремль признал ответственность за совершенное весной 1940 года в Катыни преступление, но тут же, решил «обезопасить» себя «выработав» «анти-Катынь» в виде трагической истории пленных красноармейцев. В итоге сегодня мы имеем, что имеем.

В этих казематах содержались пленные красноармейцы.

Если говорить о сохранении памяти об умерших в лагерях красноармейцах, то в Польше есть два больших кладбища в Тухоли и Стшалкове. Кстати в межвоенное время за ними ухаживали польские власти. Сохранились даже бухгалтерские документы, которые свидетельствуют об этом. Но после Второй Мировой войны об этих погостах все забыли.

В народной Польше этим, к сожалению, никто не интересовался. Однако и в Советском Союзе об этих жертвах войны 1920 года также предпочитали не помнить. И возле Тухоли и возле Стшалково размещались советские гарнизоны, но их внимание привлекали лишь захоронения Второй Мировой войны. После падения советской системы польские власти восстановили эти кладбища и ухаживают за ними.

Сегодня  Россия обвиняет Польшу в гибели пленных красноармейцев, а польская сторона вспоминает о Катыни. Вместе с тем, есть еще одна тема, о которой не любят вспоминать в России, а именно судьба польских пленных 1920 года. Тогда в большевистском плену оказалось более 40 тыс. военнослужащих Войска Польского, и в Польшу из этого числа вернулись далеко не все. Судьба многих из тех людей до сих пор неизвестна.

Впрочем, не смотря на все эти противоречия, историки продолжают работу над  изучением истории пребывания красноармейцев в польском плену. Сегодня, к примеру, Главная дирекция государственных архивов Польши и Росархив готовят именной список советских военнопленных, умерших в лагерях для военнопленных. Кроме этого, прорабатывается возможность создания реестра всех учтенных красноармейцев, которые в 1919-1920 гг. оказались в польском плену.

—  И как по Вашему найти выход из этой не простой ситуации?

— Хороший вопрос (смеется). Когда в научную работу вмешивается политика, то становится понятно, что в этой ситуации уже мало что зависит от ученых. Нам нужно набраться терпения и дальше вместе с россиянами, белорусами, украинцами работать над этой проблемой, восстанавливая все детали. Ни в коем случае нельзя останавливаться. Только взаимные контакты, работа ученых и архивистов, обмен данными даст нам возможность выйти из этого сложного исторического лабиринта.

Беседовал Игорь МЕЛЬНИКОВ, Историческая правда.

ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

Память. Как 95 лет назад Бобруйск был освобожден от большевиков.

Шляхта земли бобруйской. Кароль Станислав Незабытовский.