«Виват, Мельпомена!» Открытие 69-го театрального сезона

1270

Творческий состав театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича.Творческий состав театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича.

18 октября в театре драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича открывается 69-й театрельный сезон.

 

Директор театра Вероника Винель:

«При таких затратах мы не можем быть окупаемыми»

Сколько стоит сегодня сделать спектакль?

— Сказать дорого — значит, ничего не сказать. Все зависит от того, что мы хотим получить: поставить грандиозное шоу со спецэффектами, или низкобюджетный спектакль. Многое зависит от направления, тематики, ведь над спектаклем работает целый состав — режиссер, художники, композитор, балетмейстер, изготавливаются специальные декорации, шьются костюмы. Поэтому бюджет спектакля — это шкала очень растянутая, и говорить о его конкретной стоимости нет смысла. Иногда получается так, что самый низкобюджетный спектакль может иметь потрясающий эффект. А бывает, что спектакль высокобюджетный, в него вложено много сил и средств, а он не потряс, не затронул. Потому что нет того контакта, который должен быть со зрителем, так что бюджет тут играет не главную роль.

Окупается ли сегодня театр?

— Знаете, я проанализировала: за последние десять лет самый большой процент финансирования был 87% в общей себестоимости, а самый низкий — 84 процента, то есть он колеблется незначительно. Наши доходы составляют 13-16 процентов, все остальное — дотация. Сами можете судить по стоимости билета: разве можно окупить работу всех этих цехов, о которых мы говорили выше, такой ценой билета — от 12 до 20 тысяч рублей? Театр — не коммерческий проект, и мне очень хочется, чтобы он и поход на спектакль были по-прежнему доступны для широкого пользователя. Театр не может при таких ценах на билеты и при таких затратах быть окупаемым. Пошив костюмов стоит немалых денег, грим, декорации, работа швейного цеха и художников — нюансов очень много...

Концерты, которые проходят в стенах театра, дают какую-то прибыль?

— Да, безусловно, потому и существуют эти коммерческие мероприятия, чтобы мы могли поправить свое финансовое положение. Это наш дополнительный источник дохода, чтобы мы могли потратить заработанные средства на наши спектакли.

Руководить творческими людьми архисложно. Какие обстоятельства могут вас, как директора, выбить из колеи и помешать вашей работе?

— Честно сказать, мне ничего не мешает, чтобы ни происходило, потому что я просто безумно люблю театр и получаю огромное удовольствие, когда зритель уходит благодарный и искренне говорит спасибо! Люблю общаться со зрителем по окончании какого-либо мероприятия, и что бы у нас ни проходило — будь это коммерческий проект или гастроли, постановки премьерные или просто репертуарный спектакль — меня радует, что они, наши зрители, хотят прийти к нам снова, это вдохновляет. Без зрителя нет театра и все то, что мы делаем, делается только для него. Нашего зрителя мы любим и всегда ждем! Я хочу, чтобы их было как можно больше. Это придает творческому коллективу силы.

 

Режиссер Максим Сохарь:

«Стараемся оправдывать надежды»

Чем в этом сезоне вы будете радовать зрителя?

— Дело в том, как я говорил года четыре тому назад, мы будем продолжать изживать всякого рода любительщину, будем продолжать линию, направленную на глубинно профессиональную театральную суть. Сегодня весь мир, в том числе мир театральный, переживает некий свой кризисный момент во времени. Театр не стоит на задворках истории, и мы тоже должны или подчиняться, или переживать то, что переживают все. Появилось слишком много элементов конкурирующих, но мы все равно будем
стараться как-то удивлять нашего зрителя, оправдывать те надежды, которые на нас возложены.

Накануне открытия нового театрального сезона хотелось бы от ведущего режиссера услышать не об актерах и постановках, а о бобруйском зрителе, каков он?

— Прекрасен! Мне есть с чем и с кем сравнивать, и бобруйского зрителя нельзя обманывать хотя по той причине, что сам он честен, он игру, постановки, роли, премьеры, абсолютно все принимает и верит. Он честный, и ему нужно отвечать тем же. Мы в эти предсезонные дни — все, от директора, режиссера до актеров — ждем очередной встречи, соскучились. Именно зрительская вера и двигает нас всех, и меня в частности, на какие-то новые дела и поступки. Мы творческие люди, и у нас, как ни у кого другого, бывают моменты, когда кажется: ну, вот и все, хочется опустить руки. И вот тут приходит на ум: как же так, а как же твой зритель, ведь он тебя ждет, он верит тебе!? Вот эта вера и приводит нас и к новым постановкам, и ко всему хорошему, что происходит в нашей театральной жизни. Поэтому еще и еще раз скажу: бобруйский зритель — лучший, он достоин и любви, и уважения.

 

Актриса, режиссер-постановщик Татьяна Дорогобед:

«В репертуар надо вводить больше зрелищных спектаклей»

Татьяна Васильевна, что нового ждет любителей театра в предстоящем сезоне?

— К открытию сезона мы готовим премьеру — комедию «Примадонны» по пьесе Кена Людвика. Я ее предлагала поставить еще два года назад, потому что комедии для нашего театра очень актуальны, причем комедии эксцентрического характера, отличающиеся зрелищностью, костюмированностью. Я предложила, и мне позволили ее сделать. Начала с лета репетировать, и вот 19 и 20 октября будет премьерный показ комедии. А еще мне было сказано, что нужна зарубежная серьезная классика. Я предложила «Коварство и любовь» Шиллера, пьесу, которую я давно хотела бы поставить. Но раньше она никак не «расходилась» на наших актеров, а сейчас можно попробовать — вроде, совпадают наличие актеров, типажи и возможности. В течение сезона состоится постановка, или нет, — не знаю.

Что нужно нашему театру еще? Репертуар довольно старый. Новые спектакли есть, но нам нужна новая пьеса белорусских авторов. Мое личное мнение: в репертуар надо вводить все больше зрелищных спектаклей. Мир меняется, телевизор заполонил все, и нам надо не отставать, потому что театр в той форме, в которой он существовал, потихонечку себя изживает. Нужны синтетические актеры, синтетический жанр — и легкий, и серьезный, зрелищность нужна.

Вы знаете бобруйского зрителя, какой он?

— Зритель приходит в наш театр разноплановый, не злой, поэтому он может простить какие-то погрешности и неудачи. То, что зритель дурак, об этом глупо думать и на это надеяться. Он очень любит музыкальные спектакли и театрализованные концерты. Есть серьезный и требовательный зритель, которому нужны действительно стоящие серьезные вещи — то, что нужно «переварить», посидеть и обдумать. Но его не так много, как кажется. И наша задача в этом и в последующих сезонах — привлекать нового зрителя, всегда быть на плаву. Зритель у нас хороший, но нам до него еще подтянуться нужно будет.

Владимир РЕПИК. Фото Дмитрия МЯКИНА.

Бобруйск, 18 октября 2013 года. Открытие 69-го театрального сезона в Могилевском областном театре драмы и комедии им. В.Дунина-Марцинкевича (50 фото)

ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

Репетиция спектакля «Примадонны».