Творческий состав театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича.
18 октября в театре драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича открывается 69-й театрельный сезон.
Директор театра Вероника Винель:
«При таких затратах мы не можем быть окупаемыми»
— Сколько стоит сегодня сделать спектакль?
— Сказать дорого — значит, ничего не сказать. Все зависит от того, что мы хотим получить: поставить грандиозное шоу со спецэффектами, или низкобюджетный спектакль. Многое зависит от направления, тематики, ведь над спектаклем работает целый состав — режиссер, художники, композитор, балетмейстер, изготавливаются специальные декорации, шьются костюмы. Поэтому бюджет спектакля — это шкала очень растянутая, и говорить о его конкретной стоимости нет смысла. Иногда получается так, что самый низкобюджетный спектакль может иметь потрясающий эффект. А бывает, что спектакль высокобюджетный, в него вложено много сил и средств, а он не потряс, не затронул. Потому что нет того контакта, который должен быть со зрителем, так что бюджет тут играет не главную роль.
— Окупается ли сегодня театр?
— Знаете, я проанализировала: за последние десять лет самый большой процент финансирования был 87% в общей себестоимости, а самый низкий — 84 процента, то есть он колеблется незначительно. Наши доходы составляют 13-16 процентов, все остальное — дотация. Сами можете судить по стоимости билета: разве можно окупить работу всех этих цехов, о которых мы говорили выше, такой ценой билета — от 12 до 20 тысяч рублей? Театр — не коммерческий проект, и мне очень хочется, чтобы он и поход на спектакль были по-прежнему доступны для широкого пользователя. Театр не может при таких ценах на билеты и при таких затратах быть окупаемым. Пошив костюмов стоит немалых денег, грим, декорации, работа швейного цеха и художников — нюансов очень много...
— Концерты, которые проходят в стенах театра, дают какую-то прибыль?
— Да, безусловно, потому и существуют эти коммерческие мероприятия, чтобы мы могли поправить свое финансовое положение. Это наш дополнительный источник дохода, чтобы мы могли потратить заработанные средства на наши спектакли.
— Руководить творческими людьми архисложно. Какие обстоятельства могут вас, как директора, выбить из колеи и помешать вашей работе?
— Честно сказать, мне ничего не мешает, чтобы ни происходило, потому что я просто безумно люблю театр и получаю огромное удовольствие, когда зритель уходит благодарный и искренне говорит спасибо! Люблю общаться со зрителем по окончании какого-либо мероприятия, и что бы у нас ни проходило — будь это коммерческий проект или гастроли, постановки премьерные или просто репертуарный спектакль — меня радует, что они, наши зрители, хотят прийти к нам снова, это вдохновляет. Без зрителя нет театра и все то, что мы делаем, делается только для него. Нашего зрителя мы любим и всегда ждем! Я хочу, чтобы их было как можно больше. Это придает творческому коллективу силы.
Режиссер Максим Сохарь:
«Стараемся оправдывать надежды»
— Чем в этом сезоне вы будете радовать зрителя?
— Дело в том, как я говорил года четыре тому назад, мы будем продолжать изживать всякого рода любительщину, будем продолжать линию, направленную на глубинно профессиональную театральную суть. Сегодня весь мир, в том числе мир театральный, переживает некий свой кризисный момент во времени. Театр не стоит на задворках истории, и мы тоже должны или подчиняться, или переживать то, что переживают все. Появилось слишком много элементов конкурирующих, но мы все равно будем
стараться как-то удивлять нашего зрителя, оправдывать те надежды, которые на нас возложены.
— Накануне открытия нового театрального сезона хотелось бы от ведущего режиссера услышать не об актерах и постановках, а о бобруйском зрителе, каков он?
— Прекрасен! Мне есть с чем и с кем сравнивать, и бобруйского зрителя нельзя обманывать хотя по той причине, что сам он честен, он игру, постановки, роли, премьеры, абсолютно все принимает и верит. Он честный, и ему нужно отвечать тем же. Мы в эти предсезонные дни — все, от директора, режиссера до актеров — ждем очередной встречи, соскучились. Именно зрительская вера и двигает нас всех, и меня в частности, на какие-то новые дела и поступки. Мы творческие люди, и у нас, как ни у кого другого, бывают моменты, когда кажется: ну, вот и все, хочется опустить руки. И вот тут приходит на ум: как же так, а как же твой зритель, ведь он тебя ждет, он верит тебе!? Вот эта вера и приводит нас и к новым постановкам, и ко всему хорошему, что происходит в нашей театральной жизни. Поэтому еще и еще раз скажу: бобруйский зритель — лучший, он достоин и любви, и уважения.
Актриса, режиссер-постановщик Татьяна Дорогобед:
«В репертуар надо вводить больше зрелищных спектаклей»
— Татьяна Васильевна, что нового ждет любителей театра в предстоящем сезоне?
— К открытию сезона мы готовим премьеру — комедию «Примадонны» по пьесе Кена Людвика. Я ее предлагала поставить еще два года назад, потому что комедии для нашего театра очень актуальны, причем комедии эксцентрического характера, отличающиеся зрелищностью, костюмированностью. Я предложила, и мне позволили ее сделать. Начала с лета репетировать, и вот 19 и 20 октября будет премьерный показ комедии. А еще мне было сказано, что нужна зарубежная серьезная классика. Я предложила «Коварство и любовь» Шиллера, пьесу, которую я давно хотела бы поставить. Но раньше она никак не «расходилась» на наших актеров, а сейчас можно попробовать — вроде, совпадают наличие актеров, типажи и возможности. В течение сезона состоится постановка, или нет, — не знаю.
Что нужно нашему театру еще? Репертуар довольно старый. Новые спектакли есть, но нам нужна новая пьеса белорусских авторов. Мое личное мнение: в репертуар надо вводить все больше зрелищных спектаклей. Мир меняется, телевизор заполонил все, и нам надо не отставать, потому что театр в той форме, в которой он существовал, потихонечку себя изживает. Нужны синтетические актеры, синтетический жанр — и легкий, и серьезный, зрелищность нужна.
— Вы знаете бобруйского зрителя, какой он?
— Зритель приходит в наш театр разноплановый, не злой, поэтому он может простить какие-то погрешности и неудачи. То, что зритель дурак, об этом глупо думать и на это надеяться. Он очень любит музыкальные спектакли и театрализованные концерты. Есть серьезный и требовательный зритель, которому нужны действительно стоящие серьезные вещи — то, что нужно «переварить», посидеть и обдумать. Но его не так много, как кажется. И наша задача в этом и в последующих сезонах — привлекать нового зрителя, всегда быть на плаву. Зритель у нас хороший, но нам до него еще подтянуться нужно будет.
Владимир РЕПИК. Фото Дмитрия МЯКИНА.
ТАКЖЕ НА САЙТЕ: