Красота дикой природы в объективе Василия Федосенко

2010
Легко ли пробираться по пояс в воде с 20 килограммами аппаратуры за спиной? А сторожить на февральском снегу белохвостого орлана по 5 часов кряду?

2011 год. Василий Федосенко на открытии выставки своих работ в Бобруйске.2011 год. Василий Федосенко на открытии выставки своих работ в Бобруйске.

Спросите об этом у профессионального фотографа Василия Федосенко, который около 10 лет посвятил съемке дикой природы.

В нынешнем году Василий Федосенко стал победителем республиканского экологического конкурса фоторабот в номинации «Красота родной природы». Торжественное награждение лауреатов этого состязания проходило в родном городе Василия Михайловича — Бобруйске. Однако присутствовать на церемонии фотокорр не смог. Работа не позволила сделать паузу и требовала двигаться вперед.

Терпения и выдержки этому человеку явно не занимать, и за это капризная мадам Удача награждает его порой поистине уникальными кадрами. Яростно дерущиеся из-за добычи орлан и беркут, американская норка со свежемороженой килькой в зубах, лось в предрассветном молочном тумане, хищные глаза волка, разглядывающие объектив сквозь заиндевелую траву… В профессиональной копилке автора несколько сотен таких остановленных щелчком фотокамеры моментов.

Дикая природа стала постоянной моделью Василия Федосенко около 10 лет назад. В числе первых на снимках появились привычные белорусскому глазу белые аисты: длинноногие красавцы, которые растили потомство, охотились за добычей, провожали вечернее солнце и встречали зарю.

— Это были кадры для души, сделанные во время обычных выездов на природу, — вспоминает фотограф. — Хотя я не упускал случая разнообразить и свои служебные репортажи.

А гризли кого-то грызли

Любовь к природе поводила Василия Михайловича по разным дорогам. А если говорить более точно, то по многочисленным дебрям и буеракам. Он снимал в северных регионах Беларуси, в Налибокской пуще, на Припяти и даже забирался в погоне за пернатыми и мохнатыми героями в Чернобыльскую зону. Во время рабочих командировок за границу он также улучал моменты и снимал фауну Африки, Европы и США.

Год назад Федосенко специально провел несколько дней в двух американских национальных парках. Побывал в заповедниках Йеллоустоун и Роки-Маунтин.

— В эти места приезжает много туристов. Они наблюдают за обитателями парков, и при этом животные никого не боятся, — поделился впечатлениями фотограф. — Олени там пасутся прямо возле проезжей дороги. И мне даже удалось увидеть дикого медведя гризли на расстоянии 300 метров. Причем он абсолютно спокойно поедал свою добычу, не обращая внимания на присутствовавших свидетелей.

По словам Федосенко, увидеть такие сюжеты в Беларуси не так-то просто. Всему виной любительская охота, которой увлекаются многие. Поэтому любителям дикой природы приходится прилагать немало усилий, чтобы снять гон оленей или лосей, подсмот­реть частную жизнь зубров и других животных.

Мой верный товарищ топор

Увлечение дикой природой — хобби не из дешевых, признает фотограф. Охота с камерой в руках требует соответствующей аппаратуры и дополнительных аксессуаров типа машины-вездехода и камуфляжной палатки. Кроме того, она обязывает мастера жанровой и пейзажной съемки совершенствовать знания по биологии и зоологии.

— За то время, что занимаюсь съемкой природы, я немало узнал о нравах и повадках зверей, — констатирует Василий Михайлович. — Среди моих коллег и знакомых по увлечению фотографией есть люди, которые могут заткнуть за пояс даже профессиональных биологов.

Федосенко отмечает, что помимо романтики в его деле есть и определенная доля риска.

— Бывали ситуации, которые нельзя, наверное, назвать по-настоящему экстремальными, но они меня немного напрягали, — искренне улыбается собеседник.

Во время одной из поездок в безлюдную Чернобыльскую зону фотографу довелось увидеть стаю орланов. Птицы упорно кружили над одним местом и не собирались улетать.

—  Сразу смекнул, что там добыча и можно сделать несколько интересных кадров, — поясняет Василий Михайлович. — Отправился на разведку, и точно: на льду замерзшего канала лежала туша кабана.

Она была уже изрядно поклевана, но фотограф не погнушался перетащить ее в другое место — с более удобным ракурсом.

— Я положил тушу на край канала и поставил метрах в тридцати от нее камуфляжную палатку. Немного замаскировал ветками засидку и решил, что рано утром приду, чтобы работать, — рассказывает он.

В ту ночь Федосенко спал в машине и еще затемно выбрался из нее, дабы реализовать свой грандиозный план. В кромешной тьме он немного поблуждал по округе, но все-таки вышел к назначенному месту. Что за дела? Вот палатка, вот следы, а где же туша?

— Когда понял, что стою абсолютно один посреди пустого пространства, волосы поднялись дыбом, — говорит фотограф. — Единственным животным, которое могло утащить злосчастную тушу, был дикий волк. И встреча с ним не сулила ничего хорошего.

Все же профессиональное любопытство возобладало, и Василий Михайлович стал по кругу обходить это место. Несчастный кабан обнаружился в 30 метрах от прежнего «обеденного стола». Возле туши, по счастью, не было больше никого живого.

— Кроме фотоаппарата и оптики при себе имел и топор. Хотел подрубить ветки. В общем, и теперь не ленюсь брать его с собой, если еду на природу, — смеется Федосенко.

А орланов в тот день он так и не снял. Промучился пять часов в засаде, но эти осторожные птицы к туше так и не приблизились. Так что Василию Михайловичу пришлось довольствоваться обществом черного ворона, который пировал возле кабана.

Наталья БАЕВА, Минский курьер. Фото Дмитрия МЯКИНА. Фото Василия ФЕДОСЕНКО с его официального сайта.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:

Фотокорреспондент агентства «Рейтер» по Беларуси Василий Федосенко: «Моя работа требует выносливости».

Посетите официальный сайт Василия Федосенко