Легко ли быть учителем? Беседа «за жизнь» с педагогами

8723

Слева направо: «Учитель года-2013», преподаватель русского языка и литературы гимназии №2 Ольга Александровна Наркевич с 7-летним сыномСлева направо: «Учитель года-2013», преподаватель русского языка и литературы гимназии №2 Ольга Александровна Наркевич с 7-летним сыном Антоном и 14-летней дочерью Марией и ее мама, бывший учитель истории этой гимназии Татьяна Владимировна Селиванова.

Татьяна Владимировна Селиванова тридцать лет проработала в 14-й бобруйской школе, а теперь в гимназии №2 преподает ее дочь, Ольга Александровна Наркевич - «Учитель года-2013».

«Не нормально, когда конкурс в педагогический университет не превышает ста баллов!»

Вся трудовая биография Татьяны Владимировны Селивановой укладывается в одно короткое слово — школа. И даже сегодня, когда Татьяна Владимировна уже не первый год находится на заслуженном отдыхе, школьная тема — одна из основных в ее семье. А «виной» тому — дочь Ольга, которая вслед за мамой выбрала профессию преподавателя.

— Я тридцать лет проработала на одном месте — в 14-й бобруйской школе. Правда, именоваться место моей работы потом стало по-другому — гимназия №2, — рассказывает Татьяна Селиванова, — сейчас там Олечка тоже работает. Я была преподавателем истории, а дочка — учитель русского языка и литературы.

На вопрос, хотелось ли маме, чтобы дочь продолжила учительскую династию, Татьяна Владимировна пожимает плечами:

— Я всей душой любила свою работу, но прекрасно поняла еще в самом начале карьеры: учительский труд отнимает у человека все свободное время, поэтому в семье тебя должны поддерживать. Мой муж Александр Иванович — пример такой поддержки. И обед мог приготовить, и за детьми присмотреть, ни словом тебя не упрекнув. А Олю ни уговаривать стать учительницей, ни отговаривать от этой затеи не было нужды. Она с малолетства выбрала эту профессию. Девчушки со всего двора у нас постоянно «учились». Ольга на задней стенке шкафа «школьную доску» соорудила. Я ее за это и ругать не стала. И ведь правда, многих из своих подруг читать еще до школы научила.

В разговор вступает «молодое поколение» — Ольга Александровна Наркевич:

— Никем себя, кроме учителя, не представляла. И сейчас несмотря на большую занятость, на более чем скромную зарплату, я все равно понимаю, что я — счастливый человек. Потому что я всегда рядом с детьми, среди шума-гама, в гуще событий. А мамуля, как человек, знающий учительскую жизнь с изнанки, всегда приходит мне на помощь. Я частенько просто не успеваю приготовить своим обед. А тут мама с папой в гости пожалуют с баночкой борща! Вот семейству Наркевичей уже и не грозит голодная смерть!

Ну, а если серьезно, то кроме продпомощи, маме всегда есть чем поделиться с дочерью: и советом, и добрым словом.

— Я ей говорю, что работа — это как мячик: ты им жонглируешь, а он опять к тебе возвращается. Резиновый потому что, — добавляет Татьяна Владимировна. — А вот семья, здоровье, дети, собственное «Я» — это вещи стеклянные. Их не удержишь — разобьются. Не мои слова, прочитала в журнале… Заметку вырезала, чтобы Ольге показать. Все-таки нельзя жить работой.
Относительно школы времен Татьяны Владимировны и современной, «Ольгиной», и мама, и дочка сходятся в едином мнении: абсолютно разные явления.

— Может быть, неприятное сравнение, но раньше профессия учителя была уважаема всеми: и взрослыми, и детьми, и государством. Учитель был авторитетом, сегодня – обслуживающий персонал, – говорит Татьяна Владимировна. – Я помню своих детей 86-го года выпуска. Я была у них классным руководителем. Как-то пришлось делать операцию в Минске, так все мои ученики по очереди приезжали ко мне в больницу дежурить у кровати. 15-летние! На перекладных. Ведь никто же их не заставлял!

И мама, и дочь очень переживают за будущее своей профессии:

— Не нормально, когда конкурс в педагогический университет не превышает ста баллов! Получается, что в педагоги идут люди, которые не сумели «пролезть» в другие учебные заведения. То есть, не по призванию, да и не шибко грамотные. Ну, чему такой человек ребенка научит?! Это же проблема государственного масштаба!

В разговор вступает Ольга Александровна:

— Другое, время, другие люди… Нынешние ученики не хуже и не лучше. Просто дети 21-го века. Их нужно понять и принять. Они осваивают новый гаджет, и ты не отставай! Мои ученики знают, что бесполезно что-то скачивать из интернета: «училка» Ольга Александровна по всемирной паутине «ползает» не хуже их!

Кстати, жюри областного конкурса педагогического мастерства тоже разглядело в Ольге Александровне Наркевич это замечательное умение понимать своих учеников и присвоило ей звание «Учитель года-2013».

Анна МИЩИХИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.

 

 Учитель истории гимназии №1 Лариса Жовнерик 

Учитель истории гимназии №1 Лариса Жовнерик:

«Учитель — это путешественник, актер, танцор, писатель и поэт в одном лице»

Глядя на Ларису Николаевну, только диву даешься: с виду девчонка-девчонкой, молодая, красивая, задорная, с улыбкой, не сходящей с лица, а ведь педагогический стаж Ларисы Жовнерик — уже более 10 лет, и на ее счету уже масса профессиональных достижений. Только за последние 3 года работы в гимназии №1 ее ученики завоевали более 20 дипломов на городских, областных, республиканских олимпиадах по обществоведению и истории, неоднократно были призерами в конкурсах ученических научно-исследовательских работ.

Что еще отличает этого учителя от многих других — Лариса Жовнерик разговаривает только на белорусском языке, делая исключение только для уроков истории.

Родилась Лариса Николаевна в Западной Беларуси, в д. Мерчицы Пинского района Брестской области. Окончила Мерчицкую среднюю школу, в 2004 году — Могилевский педагогический университет им. А. Кулешова по специальности «Преподаватель истории, социальных дисциплин и немецкого языка». По распределению прибыла в Бобруйск. Более 6 лет отработала в СШ №25, последние 4 года трудится в гимназии №1. Да еще в центре туризма и краеведения «Бабраня» руководила кружком «Туристы-краеведы».

— До старших классов я и не думала быть учителем, — признается Лариса Николаевна. — Хоть две мои сестры и мама — учителя, и мне все пророчили педагогическую карьеру. С выбором я определилась лишь в 16 лет. Так случилось, что один педагог меня обидел, и мне захотелось доказать, что есть хорошие учителя. В школе очень любила два предмета: историю и немецкий язык, по ним у меня были просто шикарные преподаватели. Учительница немецкого языка Галина Андреевна Кучерова — преподаватель от Бога, она работала по своей методике, с помощью которой нетрудно выучить любой язык. Историю я полюбила, когда к нам пришел интересный молодой учитель Александр Степанович Шляжко. Он проводил занятия в неформальной обстановке, занимался с нами туризмом. Запомнился такой эпизод. Я по-детски наивно спросила у него: «Мне сказали, что Людовик XIV (или XVI) имел очень много женщин, не хранил верность жене. Это правда?» Он ответил: «Да, это не столь интересная личность, если рассматривать только интимную сторону его жизни. Я тебе могу принести книгу, где ты его узнаешь совсем с другой стороны». Повезло мне и с преподавателями в университете — Агеев Александр Григорьевич, Бирюков Алексей Викторович, Марзалюк Игорь Александрович, эти имена известны многим. В университете я ходила на этнографический кружок, мы много путешествовали, исследовали Могилев и окрестности.

Лариса Николаевна, как вам удается увлечь, «заразить» детей своим предметом?

— Прежде всего, ставлю себя на их место: «А как мне было бы интереснее?» Стараюсь ученикам на уроке помочь пережить атмосферу того события, которое мы изучаем. Очень много внимания уделяю описанию деталей. Потому что каждый может выучить параграф наизусть, а уже завтра забудет, о чем он рассказывал. Люблю нестандартные подходы. Например, при изучении темы «Первобытное общество» мы лепим из пластилина орудия труда первобытных людей, идолов, чтобы дети представляли, как это было. У меня часто бывают какие-то новые идеи, прихожу на урок и говорю: «Сегодня у нас новая методика…». Дети с интересом смотрят, что еще от этого учителя ожидать?!

— У себя самой как вам удается поддерживать такой интерес к предмету? Ведь изучать приходится одно и то же…

— А мне нравится, что учитель — это путешественник, актер, танцор, писатель и поэт в одном лице. Всегда использую чужой интересный опыт. Покупаю огромное количество книжек, дисков, чтобы развиваться дальше. И еще один секрет: это улыбка. Я всегда улыбаюсь!

— Кстати, на «огромное количество книжек, дисков» ведь нужны деньги?

— Я уверена: если человек занимается тем, что он любит, то у него всегда будут деньги. В последнее время я работаю с участниками областных, республиканских олимпиад и получаю достаточно хорошие премии. К тому же, я тружусь в прекрасном коллективе. Здесь очень много старожилов, у которых есть чему поучиться и от которых заряжаешься энергией. Единственная проблема — учителям не предоставляют жилья, нет даже никаких льгот при строительстве. Когда я только приехала в Бобруйск, мы еще с одной девочкой жили прямо в центре туризма «Бабраня». Потом нам предложили комнатушку в общежитии на Крылова, крохотное помещение для двух взрослых человек… Я решила снять квартиру и снимаю ее по сей день.
Нет, вы не подумайте, что я «помешана» на своей работе и живу только ею. Потому и семьи не имею. Это не совсем так. У меня достаточно личного времен, много подруг и друзей. Я играю на гитаре, иногда пишу стихи. Люблю ездить на экскурсии, путешествую по Беларуси, начала смотреть Европу — побывала в Литве, Польше, Германии. Люблю рисовать...

Ирина РЯБОВА. Фото автора.

 

Заместитель директора по воспитательной работе Глушанской гимназии Татьяна Петухова

Заместитель директора по воспитательной работе Глушанской гимназии Татьяна Петухова:

«Почему я выбрала эту профессию? Просто люблю детей»

Татьяна Петухова (Верас) родилась в деревне Брожа, окончила Могилевский педагогический институт. Учитель белорусского языка и литературы с многолетним стажем, сейчас она работает в Глушанской гимназии заместителем директора по воспитательной работе.

— Почему я выбрала эту профессию? Просто люблю детей. А стать учителем мечтала еще с раннего детства, — говорит Татьяна Федоровна. — Свою специальность люблю и теперь, хоть она и, как говорят, «умирающая». Но моя профессия никогда не умрет, она ведь от Бога.

Теперешняя школа - это уже не та школа, которая была 15-20 лет назад. Молодым трудно принять то, что происходит. Да и нам, педагогам, трудно многое понять и принять. Но все меняется... Мне запомнились многие бывшие ученики, со многими общаюсь, запомнились мудрые коллеги, чистота в отношениях. Просто было хорошее, доброе время, на первом месте не стояли деньги, ведь это многое меняет в отношениях между людьми. Сейчас также многие молодые люди поступают в педагогические вузы. Есть ли у них перспектива? Это смотря какую цель ставят молодые, получая высшее образование.

Зарплаты мне всегда хватало, даже в самое трудное время. Получаю достаточно для среднего существования, еще и откладываю. Меня жизнь научила на всем экономить и не позволять себе лишнего и большего. Я всегда рассчитывала на себя и свою зарплату. Я благодарна Богу, что у меня есть дом, работа, люди рядом, которые меня понимают и оказывают помощь в трудные моменты.

Если бы передо мною сейчас стоял вопрос выбора профессии, то я, наверное, предпочла бы эту. Или была бы медиком – в молодости выбор стоял именно между двумя этими профессиями.

Записал Александр УДОДОВ.

ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

Поздравь своего наставника! Наша акция ко Дню учителя