Бобруйск, 10 сентября 2013 года. Ремонт бойлера в ЦТП №61.
Еще с утра у подъездной двери тревожно маячила бумажка, сообщавшая, что «в связи с проведением ремонтных работ будет отсутствовать горячее водоснабжение с 6.00 до 19.00», вкупе с извинениями за неудобства от администрации теплосетей. Жильцы, за лето привыкшие мыться в тазике, только горестно повздыхали: «Снова у них ремонт…» Вечные, как хронический насморк, отключения горячей воды давно стали обязательным атрибутом теплого сезона. Графики трех этапов гидравлических испытаний регулярно публикует пресса, что не избавляет коммунальные службы от трехэтажных эпитетов из уст обывателя. «Неужели нельзя без этого обойтись?» – с таким вопросом и надеждой на педантичность работников теплосетей я отправился на пробежку.
Прозорливый читатель, скорее всего уже предугадал дальнейшее развитие сюжета. Да-да, вожделенный кипяток не полился из крана ни в девятнадцать, ни в двадцать часов, ни гораздо позже. Диспетчер аварийной службы Бобруйских тепловых сетей, выслушав мою гневную тираду, вежливо отрапортовала, что запланированный ремонт на ул. Гоголя успешно завершен, давление в трубы подано, а горячая вода в моем кране скорее всего отсутствует по какой-то другой причине. Посоветовала звонить в диспетчерскую службу КУП «Теплоэнергетика» и любезно дала телефон.
Здесь следует сделать лирическое отступление и пояснить, что в городе Бобруйске сразу несколько организаций «держат трубу», а потому установить ведомственную принадлежность конкретной аварии порой бывает непросто. Помните, как у Аркадия Райкина: «Один зуб колет, другой пилит, третий вырывает, четвертый мерку снимает, пятый коронки штампует, а за дикцию никто не отвечает». Примерно так же и здесь.
Первое предприятие, теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) вырабатывает электроэнергию и нагревает теплоноситель – очищенную и очень горячую воду. По магистральным трубам другого предприятия «Бобруйские теплосети» теплоноситель под давлением поступает к теплопунктам во дворах жилых домов. Теплопункты (ЦТП, всего их 80 в нашем городе) принадлежат уже третьему предприятию – КУП «Теплоэнергетика». Здесь, на ЦТП, горячим теплоносителем в специальных бойлерах нагревают холодную водопроводную воду, поступающую непосредственно в наши с вами квартиры для отопления и горячего водоснабжения. И это еще сильно упрощенная схема, поскольку в ней не учтены счетчики и приборы распределения в подвалах жилых домов.
Возникает закономерный вопрос: а нельзя ли как-то проще? Увы, нельзя. Вся громоздкая схема центрального отопления досталась нам в наследство от СССР. Богатейшая сверхдержава могла себе позволить дорогие в реализации, но дешевые в эксплуатации решения. С тех пор энергоресурсы подорожали в разы, но реальных альтернатив централизованному отоплению пока не видно. К тому же, как ни парадоксально, подобная система на поверку оказывается вполне экологичной и довольно гибкой. Вот только как любой сложный механизм, она нуждается в регулярном ремонте. Даже в автомобиле масло и фильтры приходится периодически менять, а тут «двигатель внутреннего сгорания» размерами с целый город! Именно с этим связаны ежегодные отключения и перманентные раскопки на улицах.
Способ варварский, но эффективный. В магистраль подается избыточное давление. В том месте, где стенки металлической трубы истончилась от коррозии, происходит порыв. Горячий фонтан и клубы пара точно укажут место, где лежит «слабое звено». Поврежденный сегмент меняют на новый. Но в этот раз укладывают «предварительно изолированные» трубы, рассчитанные на эксплуатацию в течение 30 лет. Они заодно и потери тепла на трассе существенно снижают. При этом вся соль в том, чтобы потенциальную аварию спровоцировать именно летом, когда раскопать-закопать можно без проблем. Это и называется «подготовка к зиме». Теоретически когда-нибудь все старые трубы заменят на новые. Но не случится ли это как раз через тридцать лет, когда начнется новый цикл? Пока же вся система пребывает в состоянии динамического равновесия.
Впрочем, вернемся к нашим баранам, то бишь холодным кранам. В тот вечер из переговоров с диспетчерской службой КУП «Теплоэнергетика» мне удалось узнать, что причиной моего неудобства стал порыв бойлера на обслуживающем дом ЦТП № 61. Странная получалась ситуация. Чинили одно, а сломалось другое. И совсем в другой «епархии». Оставим за скобками мое недоумение по поводу графика работы аварийной бригады — с 8.00 до 17.00 — само собой, слесари тоже люди, и у них есть семьи… Чем дальше, тем больше во мне крепло желание воочию увидеть сломанный бойлер и тех, кто его будет ремонтировать, а также понять, почему происходят подобные аварии. И это был как раз тот случай, когда использовать служебное положение «в личных целях» было уместно.
Утро выдалось солнечным. До десяти часов соседняя акация меланхолично отбрасывала ажурную тень на амбарный замок на металлической двери ЦТП. Вскоре появилась ремонтная бригада.
Ремонт бойлера в ЦТП №61
Слесарь Александр Мельниченок.
Изнутри теплопункт поражает обилием и хитросплетением труб. Впрочем, если приглядеться, определенную логику все же заметить можно. Вот эта пара в теплоизоляции, скорее всего, непосредственно соединяет бойлер с магистральной сетью и называется тепловым вводом. Сам нагреватель больше всего походит на привычный змеевик в ванной, только куда больше и изощреннее. Каждое колено составлено из толстых труб сантиметров двадцать в диаметре, внутри каждой из которых проходят еще три десятка тонких латунных трубок. Теплоноситель течет в главной трубе, омывает тонкие трубки и нагревает циркулирующую в них воду. Две жидкости никогда не смешиваются. Точнее не должны смешиваться. Но в латунных трубках периодически случаются трещины. Одна из них как раз и стала причиной описываемого ремонта. Главный инженер КУП «Теплоэнергетика» Александр Филипенко, приехавший, чтобы лично проконтролировать ход ремонтных работ, рассказывает о том, что при попадании теплой воды в теплоноситель изменяется его химический состав, падает температура. И это служит сигналом о неисправности. Анализы и замеры делаются регулярно. Кроме того, параметры функционирования систем теплопункта постоянно контролируются приборами. Вот они на стене. Датчик температуры сейчас показывает 19,9°С, то есть в трубах холодная вода, а когда всё починят и включат насос, температура поднимется до положенных 49-50°С. Причиной повреждения, по всей видимости, стал резкий скачок давления в магистрали после включения насосов «Бобруйскими теплосетями». Вот вам и взаимосвязь двух событий. Подача теплоносителя на бойлер. Система автоматического регулирования РТ-98. Тем временем слесари один за другим разболтовывают и снимают два полукруглых колена бойлера. На профессиональном сленге их называют «калачами». Под ними обнажаются фланцы с торчащими концами латунных трубок. Задача бригады – найти поврежденную. Метод поиска прост. Сливают теплую воду, включают подачу теплоносителя и следят, из какой трубки потечет. Вот, кстати, одна сочится. Теперь остается заглушить ее специальными металлическими пробками. Этот способ временный. Летом произведут капитальный ремонт всего бойлера и латунную трубку заменят на новую. Из толстой сырой резины вырезают кольца уплотнителей, калачи привинчивают на место и запускают автоматы насосов. К полудню из крана в моей квартире уже течет горячая вода. | Слесарь по обслуживанию ЦТП, бригадир Геннадий Реутов и слесарь Александр Мельниченок. Слесарь по обслуживанию ЦТП, бригадир Геннадий Реутов. Слесарь по обслуживанию ЦТП, бригадир Геннадий Реутов и слесарь Александр Мельниченок. Трубы нагревателя и латунные трубки внутри. Слесарь Александр Мельниченок. Слесарь по обслуживанию ЦТП Геннадий Реутов и слесарь Александр Лапаник. |
Так с небольшими различиями функционирует система центрального отопления и горячего водоснабжения по всему городу. Где-то что ломается, где-то что-то чинится. Ее надежность, как можно видеть, зависит от множества факторов, и человеческий отнюдь не на последнем месте.
Альтернативное тепло
А вот жильцы дома № 156 по ул. Социалистической избавлены от неудобств, связанных с периодическим отключением горячей воды в летний период! А все потому, что в их квартирах установлены системы автономного отопления и горячего водоснабжения. Председатель ЖСК № 11 Сергей Шпаковский любезно пригласил корреспондента «Вечерки» в собственную квартиру, где он проживает с супругой и тремя детьми, чтобы продемонстрировать, как все устроено в их доме.
Небольшой настенный газовый котел Vaillant укреплен на стене в кухне. От него скрытые в стенах и под полом трубы тянутся по всем комнатам к радиаторам отопления. Котел двухконтурный. Это значит, что он одновременно способен отапливать помещение и снабжать хозяйство горячей водой. Работает он совершенно бесшумно. Только светодиодные индикаторы на передней панели сигнализируют о процессах внутри.
Рядом, в прихожей на стене — специальный контроллер с цифровым табло. На дисплее — 22°С. Вполне комфортно! Как только температура в помещении хоть немного опустится, контроллер включит в котле подогрев. При этом климат в квартире можно регулировать по своему желанию. Осенью, когда горожане зябнут в ожидании отопительного сезона, жильцы «водоканаловского» дома просто наслаждаются уютом.
Закономерный вопрос — дорогое ли это удовольствие? Судите сами. В летний период плата за газ по счетчику составляет около 50 000 рублей. Эта сумма покрывает горячее водоснабжение и пользование газовой плитой. Зимой сюда же прибавляется отопление четырехкомнатной квартиры в трех уровнях, и выходит уже 250 000 рублей. Сам котел на момент строительства дома стоил около 1000 евро.
Примечательно, что решение об установке автономной системы отопления и горячего водоснабжения было принято специалистами «Водоканала» еще на стадии проектирования дома. Как рассказал Сергей Николаевич, «сели с директором и скрупулезно подсчитали, как выйдет дешевле и эффективнее». Семилетний срок эксплуатации уже построенного дома доказал, что расчет оказался верным.
Александр ЧУГУЕВ, фото автора.