1. «Арт-жыжаль 2013». Обжиг готовых изделий и представление огненной скульптуры Валерия Колтыгина.
4. «Арт-жыжаль 2013». Живописные облака над Березиной на закате.
разводами над речной гладью, повторялись облаками в зеркале воды и сплывали вниз по течению вместе с вечерним туманом и смолистым запахом соснового дыма от раскаленных гончарных печей.
На высоком берегу внутри горнов бесновалось пойманное в ловушку пламя. Оно хищно облизывало глиняные бока причудливых созданий, заставляя высушенную землю светиться вишневым, малиновым, алым и, наконец, почти белым светом. От этого глина делалась твёрдой и звонкой, переливалась тысячью искр, восторженно приветствуя своё преображение. В конце-концов тяжелая крышка горна открывалась, и из его огнедышащего зева прямо в чернильную прохладу летней ночи вместе с языками пламени вырывались фантастические птицы, сказочные лошади, причудливые деревья, дома, человеческие головы, вазы, горшки и даже… буквы алфавита.
Увидеть воочию захватывающий процесс рождения художественных произведений смогли гости XI международного пленэра по керамике «Арт-жыжаль», 2 августа посетившие лагерь художников в Вербках. В тот вечер керамисты приоткрыли завесу тайны и продемонстрировали самый зрелищный этап — обжиг готовых изделий в земляных печах.
22. «Арт-жыжаль 2013». Обжиг готовых изделий и представление огненной скульптуры Валерия Колтыгина.
Помимо этого была представлена традиционная для Беларуси технология обвара керамики, когда изделие после утильного обжига вновь раскаляют добела, достают щипцами из горна и тут же окунают на несколько секунд в жидкий раствор мучного клейстера с добавлением небольшого количества забродивших дрожжей и пива, а затем резко перекидывают в холодную воду и там уже остужают. Нужно сказать, это очень экстремальная и рискованная техника: далеко не каждая шамотная глина может выдержать подобные перепады температур. Нередко готовое изделие раскалывается и разваливается на части. Но если выдержит, глиняная поверхность покрывается живописными охристо-коричневыми пятнами в самых неожиданных сочетаниях. Именно ради такой художественности и рискуют керамисты. В ожидании результата волновались все вместе – и художники, и зрители.
Еще одна возрожденная на «Арт-жыжале» техника – дымление. Горячие с пылу, с жару изделия помещают в специально устроенные земляные ниши, засыпают опилками, плотно закрывают крышкой и сверху засыпают песком. В отсутствие кислорода воздуха углерод из опилок «горит» за счет восстановления железа из оксида, который присутствует в глине. Железо осаждается на поверхности и образует слой окалины. Он придает изделию стильный черный цвет, уплотняет поверхность, добавляет звонкости и водонепроницаемости.
Однако безусловной кульминацией вечера стало рождение «огненной скульптуры» руководителя пленэра художника-керамиста Валерия Колтыгина. Высокая гротескная фигура была вылеплена прямо над горном, специально сооруженным ради такого случая, и до поры укрыта слоями огнеупорной ваты и листами алюминиевой фольги. Сам Валерий Аркадьевич до конца сохранял интригу, чем еще больше подстегивал любопытство зрителей. В назначенный час в топке запылал огонь, и сизая струйка дыма обозначила начало перфоманса, больше напоминавшего священнодействие.
Художник вместе с помощником то и дело сверялись с показателями электрического термометра, стремясь достичь нужной для обжига температуры. С наступлением сумерек стало прохладно, и зрители инстинктивно потянулись к живому теплу, исходящему от печи. А тем временем из верхней части пока еще скрытой скульптуры уже вырывались высокие языки пламени, очень живописные на фоне иссиня-черных сосновых крон. Можно было легко себе представить, какой огненный ураган бушует у глиняного колосса внутри.
И вот наконец сняты покровы! В клубах сизого дыма и снопах искр глазам восторженных зрителей предстало багровое изваяние: то ли дерево, то ли человек, то ли что-то иное. Внутри у него бушует пламя, факелы бьют изо всех отверстий, а все вместе это напоминает большой инопланетный корабль, опустившийся из космоса на лесную поляну. Фантасмагорию дополняет демонический силуэт самого художника, окропляющего скульптуру глазурью и посыпающего опилками, отчего ввысь устремляются целые потоки горячих звезд. В сполохах пламени можно рассмотреть, как сдержанный и неразговорчивый в обычное время Валерий Аркадьевич улыбается. Словно мальчишка, устроивший на заднем дворе грандиозный фейерверк, он кажется в этот момент абсолютно счастливым.
Александр ЧУГУЕВ. Фото автора.
Все фото даются как превью. Нажмите на картинку, чтобы открыть большое изображение.
Смотрите также:
РАНЕЕ НА САЙТЕ:
В пленэре «Арт-Жыжаль» принимают участие мастера из 5 стран.