Игра «Ловля карася». Участнику нужно за десять секунд голыми руками выловить из бочки живого карася.
На какое-то время здешняя сосновая тишь взрывается шумом детских голосов, играми в прятки-догонялки… И тогда очень легко себе представить, какой была эта деревня еще полвека назад — живой, задорной, говорливой.
Даже многолюдный город не смог переплавить Петровичских в своем горниле. У внуков и правнуков тех, кто давно уехал, чувствуется порода. Детки — все больше светло-русые, ясноглазые. Молодые девчата — просто загляденье. Учитывая, что деревне без малого пять столетий, а самая распространенная здешняя фамилия Гайшун явно восходит к балтским корням и созвучна современному литовском gaišus (свечение) и латышскому gaišas (светлый, яркий), можно предположить, что давным-давно в глубинах белорусского Полесья на берегах реки Брожки осело белокурое балтское племя, положив начало славной истории здешнего края и его обитателей.
За час до полудня с четырех сторон к поклонному кресту на раздорожье стекается народ. Сельчане в праздничных одеждах идут степенно, чинно приветствуя друг друга. Само это место символично. По углам перекрестка — погост, крест, сельский клуб и почта. Центр Петровичской цивилизации. По обочинам высоченные сосны подпирают бездонный голубой купол с белыми фресками облаков.
Далеко внизу, на земной тверди, отец Михаил, протоиерей Свято-Никольского кафедрального собора уже совершает специальный праздничный чин во спасение душ всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, предварив литургию короткой проповедью о триединстве Отца, и Сына, и Святого Духа. О Святой Троице, о православной церкви и месте каждого истинно верующего в ее лоне. В благодарность жители Петрович преподносят клирику хлеб-соль. В Петровичах отец Михаил бывает часто, и местные за глаза называют его «наш батюшка».
Под сенью раскидистого дуба у дома народного творчества начинается вторая, светская часть сельского праздника. Ее хозяева — фольклорные персонажи Сёмик и Сёмиха приглашают зрителей принять участие в театрализованном представлении «Зялёныя святкi». Сами их имена созвучны наименованию Сёмухи, календарного белорусского праздника, когда весенняя пора уступает место летней — урожайной и сенокосной. На Сёмуху было принято украшать жилища веточками дуба, клёна и особенно березы.
Девушки в национальных костюмах, артисты районного Центра культуры отдела культуры Бобруйского горисполкома, показывают обряды «завiвання бярозы» и «кумлення» — ветки березы связываются в форме венка, а девушки целуются сквозь венки и обмениваются ими.
Щедрыми аплодисментами зрители приветствуют выступления своих односельчан — фольклорной группы «Сападарушка».
Виды на будущий урожай определяет незамысловатое гадание — что не глядя вытащишь из корзины, то и уродится на твоем подворье. Так всем миром под шутки-прибаутки здешние хозяйки выяснили, что Петровичи ожидает урожай яблок и помидоров, в Мочулках уродит свекла, а вот Мартыновке достался… хрен. Что ж, лучше с хреном, чем без него.
По традиции кульминацией праздника стало награждение самых заслуженных его жителей: участницы фольклорной группы «Спадарушка» Светланы Корзун, самодеятельного художника Анатолия Роскача, ветерана Владимира Гайшуна, выпускника Гороховской средней школы Николая Рудько и других.
…Символический венок из кленовых листьев с завязанными на нем ленточками-пожеланиями украсил деревенский колодец. А с ним на Петровичи, на его обитателей, на огороды, луга и пашни, на дома и подворья, на высокие сосны и аистиные гнезда обязательно снизойдут мир и благодать.
Александр ЧУГУЕВ. Фото автора.