Святая Троица и «Зялёныя святкi»

2105
На Троицу население деревни Петровичи Бобруйского района увеличивается этак раза в три.  Собираются жители соседних Мартыновки и Мочулок, приезжают из города к своим старикам их дети и внуки.

Протоиерей Михаил Прокофьев, клирик Свято-Никольского кафедрального собора Бобруйска проводит молебен у поклонного креста.Протоиерей Михаил Прокофьев, клирик Свято-Никольского кафедрального собора Бобруйска проводит молебен у поклонного креста.

Игра «Ловля карася». Участнику нужно за десять секунд голыми руками выловить из бочки живого карася.Игра «Ловля карася». Участнику нужно за десять секунд голыми руками выловить из бочки живого карася.

На третий день по Троице в деревне Петровичи прошел обряд ношения Прощи — крестный ход с иконойНа третий день по Троице в деревне Петровичи прошел обряд ношения Прощи — крестный ход с иконой Божией Матери «Живоносный источник». Процессия во главе с протоиереем Свято-Никольского кафедрального собора г. Бобруйска Михаилом Прокофьевым проследовала по деревенским улицам с молитвами и песнопениями. Чудотворный образ посетил дома и дворы сельчан, укрепляя их в здравии и благополучии.

На какое-то время здешняя сосновая тишь взрывается шумом детских голосов, играми в прятки-догонялки… И тогда очень легко себе представить, какой была эта деревня еще полвека назад — живой, задорной, говорливой.

Даже многолюдный город не смог переплавить Петровичских в своем горниле. У внуков и правнуков тех, кто давно уехал, чувствуется порода. Детки — все больше светло-русые, ясноглазые. Молодые девчата — просто загляденье. Учитывая, что деревне без малого пять столетий, а самая распространенная здешняя фамилия Гайшун явно восходит к балтским корням и созвучна современному литовском gaišus (свечение) и латышскому gaišas (светлый, яркий), можно предположить, что давным-давно в глубинах белорусского Полесья на берегах реки Брожки осело белокурое балтское племя, положив начало славной истории здешнего края и его обитателей.

За час до полудня с четырех сторон к поклонному кресту на раздорожье стекается народ. Сельчане в праздничных одеждах идут степенно, чинно приветствуя друг друга. Само это место символично. По углам перекрестка — погост, крест, сельский клуб и почта. Центр Петровичской цивилизации. По обочинам высоченные сосны подпирают бездонный голубой купол с белыми фресками облаков.

Далеко внизу, на земной тверди, отец Михаил, протоиерей Свято-Никольского кафедрального собора уже совершает специальный праздничный чин во спасение душ всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, предварив литургию короткой проповедью о триединстве Отца, и Сына, и Святого Духа. О Святой Троице, о православной церкви и месте каждого истинно верующего в ее лоне. В благодарность жители Петрович преподносят клирику хлеб-соль. В Петровичах отец Михаил бывает часто, и местные за глаза называют его «наш батюшка».

Под сенью раскидистого дуба у дома народного творчества начинается вторая, светская часть сельского праздника. Ее хозяева — фольклорные персонажи Сёмик и Сёмиха приглашают зрителей принять участие в театрализованном представлении «Зялёныя святкi». Сами их имена созвучны наименованию Сёмухи, календарного белорусского праздника, когда весенняя пора уступает место летней — урожайной и сенокосной. На Сёмуху было принято украшать жилища веточками дуба, клёна и особенно березы.
Девушки в национальных костюмах, артисты районного Центра культуры отдела культуры Бобруйского горисполкома, показывают обряды «завiвання бярозы» и «кумлення» — ветки березы связываются в форме венка, а девушки целуются сквозь венки и обмениваются ими.

Щедрыми аплодисментами зрители приветствуют выступления своих односельчан — фольклорной группы «Сападарушка».
Виды на будущий урожай определяет незамысловатое гадание — что не глядя вытащишь из корзины, то и уродится на твоем подворье. Так всем миром под шутки-прибаутки здешние хозяйки выяснили, что Петровичи ожидает урожай яблок и помидоров, в Мочулках уродит свекла, а вот Мартыновке достался… хрен. Что ж, лучше с хреном, чем без него.

По традиции кульминацией праздника стало награждение самых заслуженных его жителей: участницы фольклорной группы «Спадарушка» Светланы Корзун, самодеятельного художника Анатолия Роскача, ветерана Владимира Гайшуна, выпускника Гороховской средней школы Николая Рудько и других.

…Символический венок из кленовых листьев с завязанными на нем ленточками-пожеланиями украсил деревенский колодец. А с ним на Петровичи, на его обитателей, на огороды, луга и пашни, на дома и подворья, на высокие сосны и аистиные гнезда обязательно снизойдут мир и благодать.

Александр ЧУГУЕВ. Фото автора.