Улицы Бобруйска: прошлое и настоящее. Кто такой Чонгарский?

14.5k
Александр ЧУГУЕВ. Фото автора и кадр из архива.
Улицы, как и люди имеют свою судьбу. Затейливой строчкой каждая из этих судеб вплетается в общую канву городской истории, расцвечивая ее событиями, именами, датами. Также, как и у людей, судьбы у всех улиц разные. Есть центральные проспекты, в пышных мундирах присутственных мест, чья единственная «работа» — принимать парады и кокетничать с туристами. Есть улицы-труженицы, с утра до ночи везущие грузы и таких же работяг на фабричную смену. Есть улицы – тишайшие скромницы в кудряшках черемух, чьи судьбы, словно у перезрелых незамужних барышень, заставляют горько вздыхать и стыдливо отводить взгляд. Ну, не везет… Что тут поделаешь…

На пересечении улиц Ольховской и Скобелевской в 1897 году бобруйский лесозаводчик и миллионер Незабытовский возвел трехэтажную кирпичнуюНа пересечении улиц Ольховской и Скобелевской в 1897 году бобруйский лесозаводчик и миллионер Незабытовский возвел трехэтажную кирпичную гостиницу. «Березина и Европейская» была не только первым каменным сооружением вне крепости, но и самым фешенебельным зданием в городе. «Париж, чистый Париж!» – восхищенно отзывались о ней бобруйчане.

Спустя 100 лет... Улица Чонгарская сегодня.Спустя 100 лет... Улица Чонгарская сегодня.

Редко кто сейчас вспомнит былую Ольховскую, да и более привычную Чонгарскую всё чаще норовят назвать в честьРедко кто сейчас вспомнит былую Ольховскую, да и более привычную Чонгарскую всё чаще норовят назвать в честь какого-то неизвестного героя.

Чонгарского или Чонгарская?Чонгарского или Чонгарская?

Такова в Бобруйске улица Чонгарская. Не самая длинная, и не самая короткая, она пружинистой дугой обегает былые бобруйские форштадты, давно потонувшие в жилых кварталах и обывательских огородах. В «девичестве» Ольховская, эта улица подавала большие надежды. Именно здесь, на ее пересечении со Скобелевской в 1897 году бобруйский лесозаводчик и миллионер Незабытовский возвел трехэтажную кирпичную гостиницу. «Березина и Европейская» была не только первым каменным сооружением вне крепости, но и самым фешенебельным зданием в городе. «Париж, чистый Париж!» – восхищенно отзывались о ней бобруйчане.

Долгое время жизнь самой улицы тянулась размеренно и неспешно – в цвету майских садов и добродетели местных цадиков. Трагический перелом наступил с началом новой эпохи, озаренной пламенем революции и гражданской войны. В 20-х годах на Ольховской был расквартирован штаб 6-й Чонгарской Красной кавалерийской дивизии из состава Первой конной армии. Свое наименование дивизия получила за отличия в боях на Чонгарском полуострове во времена захвата Крыма (1920). В 1925 году улица Ольховская была названа именем героической дивизии и стала Чонгарской.

Почти столетие минуло с тех пор. Обветшали здания и идеалы, поблекли фасады и идеи. Былая роскошь зияет пустыми глазницами окон. Сама улица оказалась безжалостно разрезанной на несколько кусков строителями «светлого будущего». Вроде бы есть она, а вроде и нет. Обветшала и человеческая память. Редко кто сейчас вспомнит былую Ольховскую, да и более привычную Чонгарскую всё чаще норовят назвать в честь какого-то неизвестного героя. И добро бы только люди пришлые, но нет – самим жителям недосуг узнать, на какой улице они живут…

Вот так, как и люди, улицы умирают в забвении.