Анжела Солонгина: «В моей семье танцуют все!»

2584

Директор централизованной клубной системы отдела культуры Бобруйского райисполкома и балетмейстер народного ансамбля танца «Беларусь» районного Центра культурыДиректор централизованной клубной системы отдела культуры Бобруйского райисполкома и балетмейстер народного ансамбля танца «Беларусь» районного Центра культуры Анжела Семеновна Солонгина.

В детстве с родителями.В детстве с родителями.

В 8 лет.В 8 лет.

В 18 лет.В 18 лет.

Народный ансамбль танца «Беларусь» на репетиции. Справа - балетмейстер Анжела Солонгина.Народный ансамбль танца «Беларусь» на репетиции. Справа - балетмейстер Анжела Солонгина.

С мужем Сергеем.С мужем Сергеем.

Автограф.Автограф.

Цитата: «Происходит обезличивание народа, молодое поколение не знает ни родного языка, ни песен, ни танцев...»

 

У нас в гостях директор централизованной клубной системы отдела культуры Бобруйского райисполкома и балетмейстер народного ансамбля танца «Беларусь» районного Центра культуры Анжела Семеновна Солонгина.

 

Родилась: в г. Высокое Брестской области в семье педагогов.

Училась: с «красным» дипломом окончила хореографическое отделение Гродненского училища культуры, с отличием — Белорусский государственный университет культуры и искусств по специальности  «Хореографическое искусство, народный танец».

Работала: руководителем танцевального коллектива в Доме пионеров и школьников Бобруйского РОНО, в Центре воспитательной работы Первомайского района, балетмейстером в отделе культуры Бобруйского райисполкома, худруком Центра культуры и досуга… С 2008 года — директор централизованной клубной системы отдела культуры райисполкома и балетмейстер Народного ансамбля танца «Беларусь».

 

«Танцуют все! Я, муж, дети…»

Анжела Семеновна, как вы пришли к танцу, ваша семья имеет отношение к хореографии?

— Родители у меня — педагоги. Проработали более 40 лет в Бобруйском  государственном строительном профессионально-техническом колледже (ранее ГПТУ № 60), мама — мастером производственного обучения, папа — руководителем физвоспитания. Отец, Антипов Семен Петрович — мастер спорта по классической борьбе, в молодости был членом сборной Республики Молдова, Заслуженный тренер РБ. Он и меня с раннего детства приобщил к спорту — до 10 лет я занималась плаванием в спортивной секции. Как говорили, подавала надежды, и даже хотели забрать в Минск, тогда в Бобруйске еще не было школы олимпийского резерва. Но мама не согласилась отправить меня, четвероклассницу, в чужой город одну. Со спортивной карьерой было покончено, а тут еще совпало с переездом в другой район города и переходом в другую школу… Вот я и пошла «за компанию» с новыми одноклассницами заниматься в танцевальный кружок Дома пионеров. Родители воспитали во мне чувство ответственности, трудолюбие и настойчивость, и я очень им благодарна за это. Занятия спортом приучили к значительным физическим нагрузкам, выносливости. А это очень полезные качества для танцовщицы.

А ваш муж, дети любят танцевать?

— В моей семье танцуют все! Со своим мужем я познакомилась на репетиции — мы танцевали у Ольги Александровны Пилипенко в народном ансамбле песни и танца «Крыница», который существовал при знаменитой «пятнашке». По профессии муж — краснодеревщик, но любовь к танцу осталась навсегда: последний раз он выходил с нами на сцену всего два года назад. Его «танцевальный стаж» — 25 лет! Сын в детстве занимался тоже у Ольги Александровны в детском ансамбле «Кукушечка», а дочка уже шесть лет танцует у меня в «Беларуси». Вот такая танцевальная семья.

 

«Рядом с сильными людьми никогда не бывает легко»

В Народном ансамбле танца «Беларусь» вы начинали работать под руководством известного не только в Бобруйске балетмейстера Ольги Пилипенко. Чему вы научились от Ольги Александровны?

— На протяжении 27 лет находясь рядом с ней, сначала в качестве просто танцовщицы, а затем — помощницы, ассистента, я постоянно училась у нее. Не все уроки были легкими и приятными. Она — творческий человек и весьма сильная личность, а рядом с такими людьми никогда не бывает легко. Но она научила меня главному — любить свое дело и отдавать ему всю себя. В работе с ансамблем я применяю не только те знания и законы хореографии, которым меня научили в училище искусств и университете, но и правила, полученные от Ольги Александровны — при постановке номера помнить не только о технике танца, но и о его душе. Зритель должен почувствовать и понять замысел хореографа и обязательно получить эстетическое наслаждение и от движений танцоров, и от музыки, и от костюма.

В хореографии явный недобор ребят, почему?

— Происходит обезличивание народа, молодое поколение не знает ни родного языка, ни песен, ни танцев. Ситуация отрицательно влияет и на положение самодеятельных коллективов, которые стараются сохранять и развивать народное искусство. Наш народный ансамбль танца «Беларусь», как видно уже по названию, специализируется (если можно так сказать) на народно-сценической хореографии, в первую очередь — на белорусском танце, который современные подростки не очень жалуют. Поэтому пополнение ансамбля, особенно мужского состава — серьезная проблема, и мне кажется, для многих коллективов. Мы принимаем в свой ансамбль всех желающих танцевать, конечно, хореографическая подготовка приветствуется, но берем и, как говорят, «с улицы». Главное — желание танцевать и готовность серьезно работать, причем в команде. Приходят к нам и танцоры из детских танцевальных коллективов — образцового ансамбля танца «Карагод», танцевального коллектива «Вдохновение». А вот из «Кукушечки» не приходили. Ольга Александровна очень ревностно относится к своим танцорам, вот и танцуют в детском ансамбле 20-летние «кукушата».

 

«Станцевать Бобруйск? Интересная идея»

Где можно увидеть сегодня «Беларусь»?

— Мы выступаем на  различных сценах, больших и маленьких. Мы танцуем для зрителя, и для нас нет разницы, сколько мест в зале — 50 или 1500. В программе всех торжественных и праздничных мероприятий в районе обязательно присутствуют наши танцевальные номера. Нам рады и в сельских Домах культуры, в том числе и в соседних районах. К сожалению, на сценические площадки Бобруйска в последнее время нас приглашают очень редко. Это и понятно, Бобруйск — город танцевальный, коллективов очень много, все хотят выступить, а программы, как правило, ограничены по времени. Поэтому мы, в принципе, не обижаемся. Я считаю, главное — не статусность и престижность мероприятия, а настроение зрителей, их открытость и готовность воспринять искусство народного танца. Хочу сказать, что очень теплый прием мы ощущаем за пределами нашей республики. За последние несколько лет мы вполне успешно представляли наш белорусский национальный танец на фестивалях в Эстонии, Молдове, Венгрии, Болгарии. В Европе уже давно преобладает современная хореография, поэтому, наверное, их зритель с таким интересом и воодушевлением принимает народный танец. Очень жаль, что и у нас в стране в последнее время наблюдается такая же тенденция: люди все дальше уходят от самобытной, традиционной белорусской культуры.

А может ли «Беларусь» станцевать сегодняшний, современный Бобруйск, и как бы он выглядел в танце?

— Современный Бобруйск в танце? Интересная идея. Я думаю, что в один танцевальный номер весь Бобруйск не «поместится», очень многогранен наш город. Скорее всего, мог бы получиться хореографический спектакль из танцев различных направлений и стилей. Это серьезная задача, и, я думаю, для ее осуществления стоило бы объединить творческую мысль и усилия нескольких коллективов, в том числе и «Беларуси».

 

«У нас есть бухгалтер, диспетчер, мастер цеха и даже управляющий магазином»

Современная «Беларусь» — это кто?

— В составе ансамбля — 20 человек от 14-ти до 31-го года. Кроме школьников и студентов, у нас есть бухгалтер, диспетчер, мастер цеха и даже управляющий магазином. Кто-то танцует год, а некоторые наши «ветераны» — почти 15 лет. Это Виктория Дашкевич, Виктор Мамчиц, Андрей Ларченок. Совсем недавно из-за невозможности совмещать занятия в ансамбле с работой от нас ушли солисты Инна и Василий Раманьковы, которые танцевали в «Беларуси» с 1993-го года. В декретном отпуске сейчас Любовь Сидоренко и Елена Чирейчик. А наша солистка Ксения Райская (она 8 лет в ансамбле) долго в декрете не усидела, ее сыну было всего несколько месяцев, когда она снова начала танцевать. Ребята приходят в коллектив подростками, вырастают, заканчивают учебные заведения, служат в армии, выходят замуж и женятся — все, как у всех обычных людей. Но у них есть наш ансамбль, наша «Беларусь», и многие продолжают танцевать, отрывая время от семьи и детей. Но даже те, кто уже не танцует, кто уехал из Бобруйска, приходят к нам в гости на репетиции, на концерты. А еще у нас есть традиция — ежегодно мы встречаемся и празднуем старый Новый год в нашем зале в районном Центре культуры. Я считаю, что для настоящего коллектива, тем более самодеятельного, очень важно создать приятную внутреннюю атмосферу. Мы не профессиональный ансамбль, куда люди приходят работать за деньги. Мы приходим потому, что нам хорошо танцевать вместе, потому что мы рады видеть друг друга три раза в неделю. И так уже четверть века.

Значит, скоро у вас юбилей!

— В октябре этого года Народному ансамблю танца «Беларусь» исполняется 25 лет! Планируем большой юбилейный концерт и приглашаем на него всех любителей народного танца.

 

БЛИЦ-ОПРОС

Красота для меня — это… — Эстетическое наслаждение.

Лучшая книга, которую я когда-либо читала… — «Праздник, который всегда с тобой» Хемингуэя.

В людях я больше всего ценю… — Искренность.

Я не люблю в людях… — Нежелание слышать другого человека.                                 

Я горжусь… — Своими родителями.

В детстве я мечтала стать… — Археологом.

Не могу представить свою жизнь без… — Своих детей.

Мое любимое блюдо… — Фруктовый салат.

 

Владимир РЕПИК. Фото Дениса СУДНИКА и из архива гостьи.